В прошлом веке 31 декабря по телевизору часто показывали два фильма про советские новогодние корпоративы. Даже ребенок понимал, что кино есть кино и в жизни увидеть такое ему вряд ли предстоит: в «Карнавальной ночи» празднование казалось чересчур шикарным, а в «Этой веселой планете» — слишком театральным. Но даже сейчас, увидев оба фильма на экране, я не стану переключать каналы: я помню, как бежала измерять себе талию (53 см в обхвате Леночки Крыловой — Гурченко не давали покоя многим) и как мама пела в кухне: «Я пригласить хочу на танец вас и только вас!»
Потом география мира расширилась, и я могу с легким сердцем рекомендовать к просмотру «В джазе только девушки» (строго советской озвучки), например, или «Серенаду солнечной долины» и «Семь невест для семи братьев». Но формат портала диктует свои правила, поэтому вот вам десятка наших, кавказских фильмов.
Вот прямо 1 января, часов в пять вечера, когда все уже встали, но двигаться еще никто не хочет, надо посмотреть (или пересмотреть) советский многосерийный фильм «Приключения принца Флоризеля».
Nota bene для рожденных после развала Союза: в СССР не было «сериалов» или «байопиков». В СССР снимали многосерийные художественные фильмы.
Не ошибусь, если скажу, что этот трехсерийный фильм о жизни принца вымышленной страны Флоризеля в Англии — лучшая экранизация «Алмаза раджи» и «Клуба самоубийц» Роберта Льюиса Стивенсона.
Снятый в Каунасе Лондон — не хуже рижского и ленинградского. Наши англичане англичаннее настоящих англичан. А слушать, как леди Венделер (Елена Соловей) поет: «Прекрасный юноша с зелеными глазами прощался нежно с леди в зале голубом», — можно бесконечно.
Несчастного Перкинса, того самого художника-абстракциониста, который нарисовал гения криминального мира Клетчатого, сыграл уроженец Дагестана Асхаб Абакаров.
Кстати, именно Абакаров начинал снимать фильм «Сказание о храбром Хочбаре». После его гибели в 1985 году фильм заканчивал совсем другой режиссер, для которого это была просто доделка чужой мечты, что очень заметно. Но если вы любите всяческие легенды и прочую экзотику — можно и на Хочбара полюбоваться. В конце концов, фильм подарил лично мне две отличные фразы: «Лакцы, выпустите нас!» и «Ты пахнешь весенним бараном». Последняя особенно прекрасна, считаю.
В 90-е годы вдруг выяснилось, что худсовета в стране больше нет. И что вообще теперь многое можно. В частности, снимать кино фривольного содержания, что ранее не представлялось возможным. Ну и что, что классика, там неприличности! Даже в университетском учебнике «Лисистрате» Аристофана был посвящен скромный абзац.
Женщины Спарты и Афин, по мнению составителей советского учебника по античной литературе, должны были «отказать мужьям в любви», что, в общем, не совсем правда.
Валерий Рубинчик (которого мы любим за «Дикую охоту короля Стаха» — первый советский мистический триллер) снял неторопливый фильм «Комедия о Лисистрате» — с дождем, пафосными древнегреческими монологами и раздетыми людьми. Прошло всего 20 лет, а уже невозможно представить себе обнаженных Ольгу Кабо и Константина Райкина, бегущих по стене дербентской крепости. Но тогда люди еще не знали, что им можно оскорбляться по поводу и без, поэтому такая сцена в фильме есть.
В моем детстве в доме счастливого ребенка водились диафильмы. Такое маленькое кино в фотографиях. В железных тюбиках хранились пленки — их надо было вставить в диапроектор, выключить свет и смотреть кино на белом экране. Один из диафильмов назывался «Быть человеком» — я помню, что он стоил 70 копеек! — и это был наш любимый фильм.
Простая история о том, что хомо сапиенс должен просчитывать последствия своих исследований. Потому что самое трудное — это, оказывается, вовсе не выведение идеального нового существа в лаборатории, а сохранение человеческого в себе.
Через несколько лет я прочитаю рассказ Севера Гансовского «День гнева» — и узнаю любимое слайд-шоу своего детства. А в 1985 году ингушский режиссер Суламбек Мамилов снимет свой лучший фильм с одноименным названием. Это настоящий хоррор-муви, в котором снимались Юозас Будрайтис и Алексей Петренко, и немного обидно, что этот замечательный фильм несправедливо забыт.
Дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара неблагодарные потомки называют сказочником, обидно намекая на «ненастоящесть» такой литературы. Но ведь хорошая сказка и сердцу приятна. Ахмедхан Абу-Бакар показывал почтенной публике свой Дагестан — именно такой, каким хотел его видеть, какой он сам любил. Неправдоподобный, но волшебный.
В этом Дагестане советская власть легко уживается со старыми адатами, поэтому на произнесенный в сердцах «Талак, талак, талми талак!» и последующую передачу жены совершенно постороннему мужчине смотрит сквозь пальцы. В этом Дагестане верят в снежного человека и идут его искать всем коллективом. В этом Дагестане на годекане сидит Евгений Лебедев, Фрунзик Мкртчян имеет редкую для аула профессию «могильщик», а Екатерина Васильева грациозно лепит хинкал и топит печь исключительно хворостом (а не кизяком!), не снимая серебряных украшений с рук.
«Адам и Хева» — это хорошо рассказанная сказка. Думаю, что из этого сценария получился бы отличный мюзикл, но в 1970 году такой жанр еще не был известен в нашей стране.
Если все каникулы вы проводите дома, то шансов не посмотреть эту картину у вас просто нет. Вы обязательно наткнетесь на нее, просто щелкая пультом. «Белое солнце пустыни» — новогоднее must see в России. И вас не спасет ни то, что вы знаете его вдоль и поперек, ни то, что помните каждую фразу наизусть, — вы в любом случае будете смотреть фильм, хотя бы и не с начала. Потому что «за державу обидно», «Абдулла, поджигай!», «встретишь Джавдета — не трогай его, он мой!» То есть понятно — почему.
Хотя, если вдуматься, это даже не сказка, это — песня! Представить себе, как в двадцатые годы военный человек получает спецзадание «спасти гарем», можно, только если совсем ничего о двадцатых годах в стране не знать.
Для дагестанцев эта картина особенная: съемки происходили недалеко от Махачкалы, сцены в пустыне снимались на Сарыкуме, а историю о том, как в обмен на возвращение украденного реквизита в одной из сцен был снят местный криминальный авторитет, — много раз рассказывал режиссер Владимир Мотыль. Помните красавца в красной рубашке («Таможня дает добро!»)? Ну так вот это он и есть.
В соседней Чечне таким знаковым фильмом считают картину Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Ее снимали близ Аргуна, и все там настоящее: и сплав по ледяной горной речке, и природные красоты, и местные джигиты, непринужденно перескакивающие с лошади прямо в вагон летящего поезда. Мы любим этот фильм не по этой причине. Никита Михалков показал, что мир плохих белых и хороших красных — не такой уж черно-белый; что в нем есть место сомнениям и есть место для героя-одиночки.
«Детектив внутри вестерна» — таким его видели критики. Кстати, они же сочли его недостаточно ярким и убедительным. Не знаю, мне финальная сцена — когда красноармейцы бегут навстречу друг другу, крича от радости, — кажется очень трогательной. И еще всегда грустно — понимаешь, что ничего такого режиссеру больше не снять.
Следующий герой нашего хит-парада — фильм «Не бойся, я с тобой!». В роли скромного циркового наездника Рустама — звезда советского цирка осетин Мухтарбек Кантемиров, поэтому все трюки в фильме настоящие.
А теперь — просто цитаты, чтобы объяснить, зачем вам смотреть это кино:
«Туда ехали — за ними гнались. Обратно едут — за ними гонятся! Какая интересная у людей жизнь!»
«Это не твой зуб. И даже не мой. Это ихний зуб!»
«Ничего. Женится — поумнеет! — А ты на мне женился — поумнел?»
«Как он поет! Он душу из меня вынимает! Еще немного, и я не смогу его убить!»
«Отец, не отдавай меня за Мардана-дурачка!» — «Телли, доченька, разве я зверь? Если бы я был зверь, я бы отдавал тебя замуж и смеялся. А я… плачу вместе с тобой!»
Любите ли вы Эраста Фандорина, как люблю его я?
Тогда смотрите «Турецкий гамбит» режиссера Джаника Файзиева. В этом фильме — самый лучший Фандорин из четверых, ныне существующих. Играет его Егор Бероев (наш парень, осетин!), причем именно таким, каким описал автор: умным, смелым, застенчивым и джентльменом. И вообще наблюдается редкое единение хорошей книги и хорошего фильма с яркой картинкой и звездами даже в эпизодических ролях.
Следующий фильм вы тоже видели. Но я вам докажу, что вы смотрели и понимали его неправильно. В фильме «Платон» вы следили за приключениями непонятного юноши и его рыжеволосой подруги, которые все время куда-то бегут, где-то тусят и мешаются в дела дагестанцев. А ведь дагестанцы и есть главные герои фильма, и этот Платон там совсем не к месту. У некоего дагестанского олигарха (красивый такой дядька в дорогом костюме с достоинством ест огромный кусок мяса — как положено, в общем!) исчезает жена.
Он вывез ее из низкой аульской доли и поселил на Рублевке, но она не оценила его благородный порыв и сбежала в Лондон. И олигарх отправил за ней двух прекрасных юношей своей родины: Мусу и Мирзу. И они — предварительно переодевшись из спортивных костюмов в обычные — останавливают лондонский автобус посреди дороги под вопли разъяренного водителя: «Проклятые пакистанцы!»
Как говорят сейчас в интернетах: «Это очень смешно!»
И еще бонусы: сцена с блондинкой на крайслере, много-много лакской речи, хинкал на полированном столе и дикие горцы, у которых почему-то все еще один телефон на два аула в сельсовете.
А под самый конец праздников, чтобы настроить себя на рабочий лад, — обязательно посмотрите фильм «Дети греха». Хевсур-христианин ворует чеченца — кистинца-мусульманина, чтобы получить выкуп. Они оба бедны, в семье кистинца много малолетних детей, и процесс ожидания выкупа затягивается. И превращается в сложную этическую дилемму для хевсура Мгелики. Старая история о первородном грехе, об Авеле и Каине здесь рассказана человеческим голосом и лишена божественной составляющей. И если при виде детей кистинца Корзо, пришедших выкупать отца с единственной кормилицей семьи — коровой, у вас не дрогнет сердце, то у вас атрофированы все нервные окончания.
И значит, все мои кинорекомендации были напрасны.
Кадры из фильмов: kinopoisk.ru