Виктор Котляров — известный на Кавказе краевед из Нальчика, руководит издательством, пишет книги. А еще очень любит мистику и, путешествуя по родной Кабардино-Балкарии и соседним республикам, собирает предания о таинственных местах и явлениях.
— Я ничего не выдумываю, — говорит Виктор. — Могу только немного домысливать. Дня не проходит, чтобы ко мне кто-то не пришел и не рассказал историю. Я тут же срываюсь в дорогу, чтобы проверить информацию, но, как правило, такие поездки оказываются напрасными. Лишь в одном случае из ста открывается какая-то тайна.
Его рассказы о привидениях, порталах в иной мир, тайных знаках и живых камнях совершенно не хочется портить скучной правдой. Специально для «Это Кавказ» Виктор Котляров рассказал несколько загадочных историй о местах, которые могут стать идеей для жутковатого уикенда.
В 40 километрах от Нальчика, близ кабардинского села Заюково, находится горный массив Хара-Хора, что в переводе означает «свинья и собака». Если присмотреться, то очертания гор действительно напоминают силуэты этих животных.
Местные жители говорят, что место это загадочное — как придешь туда, из-под земли слышится какой-то гул. Предполагали даже, что внутри горы находится вход в подземный лабиринт, который остался с давних времен.
— В 2011 году у одного пятигорского антиквара мы обнаружили десятки необыкновенных артефактов, — рассказывает Котляров. — Шлемы древних воинов, глиняная посуда со странными символами, включая обратную свастику. Стали искать, откуда эти предметы. Оказалось, один из так называемых «черных копателей» нашел близ массива Хара-Хора могильник и продавал то, что смог из него достать. Каждую ночь он приезжал в Баксанское ущелье, успевал прорыть углубление в пару метров, забирал с собой содержимое могил. Потом вещи из захоронений всплывали у торговцев древностями. Мы нашли это место, поехали туда.
Котляров отправился в горы и обнаружил вход в шахту-пещеру, глубиной 78 метров.
— Говорят, шахта природная, образовалась на стыке пород. Я пытался спуститься вглубь. Это было очень тяжко, меня потом вытягивали. Сейчас, к сожалению, шахту не изучить: некоторое участки завалило камнями.
На северном склоне Эльбруса чуть выше пункта МЧС посреди скал расположена очень ровная площадка площадью километр на два. После войны местные жители стали называть это место немецким аэродромом.
— По словам местных жителей, однажды сюда на самолете привезли странных людей в длинных одеждах, напоминающих одеяния тибетских монахов. Они медитировали на горе и, наверное, пытались предсказать исход войны. Но домой ламы никогда не вернулись: фашисты их расстреляли прямо на плато, — говорит Котляров.
Ему удалось найти свидетеля, жителя аула Былым, в детстве он пас в этих местах скот и пару раз видел приземляющиеся на плато немецкие самолеты. Его односельчане подтвердили историю и рассказали о странных металлических мачтах, которые после войны оставались на площадке.
На первый взгляд у фашистов не было объективных причин устраивать аэродром высоко в горах. С другой стороны, особых тактических поводов водружать свой флаг на вершину Эльбруса тоже не было, однако они не поленились.
Котляров связывает это с тем, что на Эльбрусе гитлеровские мистики искали вход в Шамбалу — загадочную страну, которая всяк входящего делает «сверхчеловеком». И еще, по одной из распространенных версий, там же горные разведчики искали священный Грааль — чашу, из которой пил Иисус на Тайной вечере и которая дает прощение грехов и вечную жизнь.
Неподалеку от реки Хасаут в районе Джилы-Су в Зольском районе есть заброшенный замок. Когда-то он был элитной дачей в горах, куда приезжали поохотиться Ворошилов, Буденный и другие функционеры из верхушки. Хозяина замка — секретаря Кабардино-балкарского обкома — расстреляли в 1940 году.
Котляров утверждает, что в стенах замка живет приведение, оставшееся там с кровавых времен сталинского террора.
— О встрече с приведением рассказал врач турбазы. В половине второго ночи он вышел к источникам, чтобы набрать нарзан, и увидел странную, похожую на дымку субстанцию. Она растекалась и словно смотрела на него, хотя не имела ни глаз, ни человеческих очертаний.
По словам Котлярова, однажды в замке попытались заночевать искатели приключений — наслушавшись легенд, захотели лично проверить, есть там привидения или нет.
На винтовой лестнице они обнаружили чьи-то влажные следы. И решили экстренно закончить ночевку.
Как-то летом Котлярову позвонил учитель истории из села Карасу (кстати, это название переводится как «черная речка»). Рассказал о странной активности в зоне не менее странной пирамиды, которая находится в селе.
— Эта возвышенность действительно напоминает пирамиду. Мои спутники пошли по тропинке вокруг нее, а я, чтобы сэкономить время, пошел прямо к вершине. Вдруг уже на второй ступеньке чувствую: не могу дышать, задыхаюсь, как рыба на суше. Я все-таки забрался наверх. Но нехватка воздуха продолжилась и дома. Я прямо на глазах стал умирать — дышать тяжело, трудно ходить…
Котляров лег в больницу, врачи сделали ему шунтирование.
— Не знаю, связана ли эта история с подъемом на тот злополучный пригорок… Потом я возвращался туда и не мог понять, зачем все-таки нужна та тропинка — ведь пройти наверх напрямую ничего не стоит.