Камча для ногайцев (тюркского народа, живущего в основном на территории Северного Кавказа) — это не просто плеть. Это настоящий символ власти, носить который мог только мужчина. С помощью камчи управляли лошадью, решали споры, изгоняли злых духов, демонстрировали социальный статус и даже убивали врагов.
Икон-Халк — один из крупнейших ногайский аулов в Карачаево-Черкесии. Он расположен в 25 км от республиканского центра — Черкесска. Сегодня здесь живут около 4,5 тысячи ногайцев. И на весь аул осталось всего два мастера, владеющих технологией изготовления традиционной камчи, — это двоюродные братья Назир и Руслан Баисовы.
— Нас никто не учил. Мы были мальчиками, крутились среди старших и смотрели, как они плели камчи. Иногда меня подзывал кто-то из взрослых и просил чем-то помочь. Так мы научились делать наши традиционные плети. Но серьезный интерес к камче у меня появился только сейчас, в зрелом возрасте, — рассказывает Назир Баисов.
Когда в ногайской семье рождался мальчик, для него сразу начинали плести камчу. В процессе плеть заговаривали: одно переплетение — одно пожелание для маленького джигита. Когда сыну исполнялось 12 лет, он получал эту камчу из рук старших. Считалось, что именно с этого момента мальчик становился мужчиной.
Еще сто лет назад ногайцы практически не выпускали камчу из рук: ведь их жизнь была немыслима без лошади. «Без коня ногаец — словно без юрты, без семьи… сирота в степи», — говорили в народе. Поэтому и камча была обязательной частью выходного костюма, а ее использование регулировалось сложным этикетом. Так, каждый ногаец берег свою плеть как зеницу ока — потерять ее считалось большим позором.
Входя в чей-то дом, ногайцы вешали камчу в специально предназначенное для этого место у входа. Заходить в гости с плеткой в руках было запрещено — это означало недобрые намерения. Так делали, только входя в дом врага.
— По камче узнавали ее хозяина, да и всю его биографию, — рассказывает Руслан Баисов. — На рукоятке изображали родовой фамильный знак — тамга. А если человек совершил какой-то подвиг, то этот подвиг тоже изображали. Поэтому не было двух одинаковых камчей, как нет двух одинаковых людей. Если сейчас мужчин узнают по марке машины и номеру, то раньше это делали исключительно по камче.
Для кочевых народов камча не только кнут для управления лошадью. Издревле плеть считалась, в первую очередь, оружием всадника. Когда на кончик плети крепили свинец, она становилась по-настоящему опасной.
— Такой плетью можно было запросто раскроить череп противнику во время боя. Все зависело от силы удара, — рассказывает Руслан. — В рукоятку также могли залить свинец для отягощения удара. Или есть такой вид камчи — «волчатник». Длинная плеть для охоты на волков. Мы же делаем довольно короткие камчи — они предназначены для управления лошадью.
Раньше рукоять камчи могли изготавливать из слоновой кости, золота и серебра, украшать драгоценными камнями. На конце плети делалась бахрома из контрастной по цвету кожи. Такие камчи могла себе позволить только знать, у остальных рукоять была деревянная, причем из особых пород дерева, которые сохраняют одинаковую температуру и зимой, и летом.
Джигиты использовали камчу также для разрешения споров. Для этого существовала своего рода дуэль: противники садились на пол, брали друг друга за левые руки и упирались в оппонента ногами. В правой руке у каждого из них была камча. Затем они начинали по очереди хлестать друг друга плетьми до тех пор, пока кто-то из них не падал. Упавший считался проигравшим, и после этого противники к спору больше не возвращались.
А еще с камчой у ногайцев связано много поверий. Считалось, что она обладает магическими свойствами, к примеру, способна изгнать из человека злых духов. Ее вешали в изголовье кровати девушек, чтобы защитить от нечистой силы.
Технология изготовления камчи не меняется вот уже сотни лет. Делается она из козьей кожи, которая подготавливается мастером вручную: сначала шкуре дают отлежаться 2−3 недели, потом ее чистят от шерсти, режут на широкие полосы, сушат и снова режут — теперь уже на тонкие ленты по несколько миллиметров в ширину.
В основании каждой камчи устанавливается стержень, скрученный из коровьей кожи. И уже сверху он оплетается тонкими лентами. Количество таких лент в одном изделии может быть разным — от 6 до 32, в зависимости от предпочтений мастера. На плетение одной камчи уходит около трех дней.
Впрочем, это занятие не любит спешки. Еще в старину мужчины аула собирались вместе по вечерам, беседовали и, не торопясь, плели камчи — все это было частью народной культуры.
— Не сказать, что это тяжелая работа, но она требует умения. И терпения, конечно. Я плету в основном зимой, когда домашней работы меньше, — говорит Назир.
По профессии Назир — плотник, причем потомственный. Может сделать все: от ложки до резного стола. Его брат Руслан живет фермерством: разводит домашнюю живность. Сейчас для обоих изготовление камчи — это хобби, которое не приносит никакой финансовой выгоды.
— У нас не принято продавать камчи. Мы их дарим. На праздники: свадьбу, день рождения. Поэтому не спрашивайте у нас про их цену. Они бесценные, — смеется Руслан.