— Если ты за рулем и работаешь с людьми, надо быть суперответственным, супервыносливым и любить свою работу. И без разницы — мужчина ты или женщина, — считает Милана Гучигова, гид-экскурсовод-водитель из Грозного.
— В жизни я много что перепробовала. Никогда не любила работать на кого-то, только на себя, но при этом всегда себя искала. Работать начала с 13 лет швеей в ателье. Утром делала уроки, во вторую смену шла в школу, ночью шила трикотиновые платья. Их тогда массово вывозили из республики на продажу. Это были тяжелые 90-е. Зарплаты, пенсии не выплачивались. Бывало, семья жила только на те деньги, что я приносила.
Потом первая война в 94-м. Когда в 99-м началась вторая, мы беженцами уехали в Ставрополь. А в период между войнами занималась торговлей. От дома до центра приходилось ходить пешком. По руинам, с тяжелыми сумками. И тогда я себе пообещала: как только появится возможность, обязательно куплю машину.
Для начала просила друзей, знакомых, чтобы научили меня водить. Это далось легко. Хотя в то время даже мысли не допускали, что девушка может хорошо водить. От скептических взглядов спасала тонировка. Иногда, когда я останавливалась и выходила из машины, рядом тормозили те, кто пытался меня обогнать, и спрашивали: «А где парень, который за рулем был?»
Ездила я на машинах, как говорится, марки ККД — «кто какую даст». Свой первый автомобиль — «Москвич» — купила только в 2004-м. Тогда же мы вернулись домой, и я открыла ИП по скупке и продаже ювелирных изделий. Но знала: тоже не мое. Тянуло к машине. Тогда я занялась трансфером, затем туризмом. И поняла, что, наконец, нашла себя.
— В туризм меня привлек мой названный брат Аслан Гапаев. У него своя туристическая компания «Вай Тур». Сначала работала у него водителем, затем окончила курсы гидов-экскурсоводов. И вот 6 лет сама провожу экскурсии на автомобиле. Машины меняла уже несколько раз. Если возишь людей, надо думать о безопасности и комфорте.
Пока еще никто не отказывался от экскурсии из-за того, что гид-водитель — женщина. У меня никогда не было ни аварий, ни каких-либо приключений в дороге. Я аккуратный водитель. Правда, очень люблю быструю езду. Но когда начала работать с людьми, сказала себе: стоп. Сестра призналась, что только после этого она выходит из моей машины не на ватных ногах.
Сначала возила туристов только по Чечне. От них узнавала много интересного о соседних регионах и постепенно стала возить туристов туда. А с этого года и в Грузию — наша культура очень тесно переплетается с грузинской.
Часто со своими туристами открываю для себя что-то новое. Например, на Ляжгинском водопаде в Джейрахском ущелье я была, а об Эка-Чожинском в Ассинском ущелье не знала. Мне о нем мои туристы из Казани сказали.
В детстве я очень любила читать, и не просто художественную литературу, а книги о нашей истории, культуре, обычаях. Это мне сейчас помогает. В нашей истории много таинственного. Туристам это очень нравится. Бывает, просят сказки местные рассказать, не только легенды.
У нас много сказаний о тех временах, когда мы были язычниками. Одним это неинтересно, а другие досконально все расспрашивают. И если это было в нашей истории, то почему бы людям об этом не знать?
Возвращаются ли туристы? Довольно часто. И привозят родственников, друзей. Хотят увидеть те места, в которых не успели побывать. Иногда люди за один раз пытаются охватить Дагестан, Ингушетию, Осетию. И у них остается мало времени на Чечню. Но они успевают реально влюбиться в нее. В первую очередь обращают внимание на чистоту. И не только в Грозном, но и в селах, и далеко в горах. В приятном шоке бывают от побеленных деревьев вдоль дорог. Им нравятся наши обычаи, традиции, кухня.
— В моей работе самое главное — безопасность. У меня никогда не было страха перед дорогой, автомобилем, горами. Я выхожу из дома с именем Всевышнего, и он дает мне веру в то, что я справлюсь. Но прежде чем везти туристов по новому маршруту, я всегда два-три раза откатываю его сама. Автомобиль проверяю, чтобы не было никаких непредвиденных ситуаций. Это мое золотое правило.
Туристов, кстати, ничто не пугает. Любят, например, ездить в Хуландой, хотя там очень сложный перевал.
Иногда они просят остановиться, чтобы посетить такие труднодоступные и опасные места, о которых даже я не знаю и которые не входят в автомаршрут. Туда — только пешком. Я соглашаюсь, но честно предупреждаю, что я там не была. И всегда иду с ними. Своих туристов я никогда нигде одних не оставляю.
Если туристы настаивают на поездке в непогоду, предупреждаю, что во время ливневых дождей или снегопада мягкую породу размывает, и довольно часто случаются камнепады. Иногда даже подписываю с ними договор, что они берут ответственность на себя и ко мне претензий не будет.
Был случай — женщина из Калининграда заказала индивидуальный тур. Сначала из Грозного до Кезеной-Ам, с ночевкой. На следующий день через Нохчи-Келой, Макожой — в Ведучи.
Всю ночь шел дождь, и я ее предупредила, что перевал наверняка размыт. Но она все равно захотела вернуться в Грозный по запланированному маршруту.
Ехали сложно. Дорогу действительно размыло. Нам пришлось ждать, когда ее расчистят. Она все переживала, что у нее в Грозном отель забронирован. А я думала, хоть бы в какой-нибудь сакле на полу переночевать. Но в отель мы все же успели.
— Сейчас у меня в основном турпоездки. Но трансфер тоже случается. В летний период часто заказывают Тбилиси, Батуми.
Один из сложных был в прошлом году. Сначала возила двух девушек на однодневную экскурсию по Аргунскому ущелью. Сразу после нее они заказали мне трансфер до Новоазовска. Это юг Донецкой области. Они спешили, поэтому мы ехали без остановок. На обратном пути тоже не отдохнула: две женщины, которые покидали место военных действий, попросили отвезти их в Михайловск, под Ставрополем. Я устала, мне было не по пути, но я вспомнила, что мы пережили во время войны, и мне стало их жалко. Довезла до порога.
За двое суток я намотала более 2 000 км. Без сна и отдыха. Это был единственный раз, когда я приехала домой и с десяти вечера до семи утра проспала как младенец.
Но все же мое дело для меня в радость. Когда я остаюсь дома, у меня голова начинает болеть, тело ломит. За рулем, в дороге, особенно в горах, я себя чувствую как птица в полете. Когда устаю, начинаю петь. Для меня это лучше всяких энергетиков. Кофе люблю, но в дороге не пью: оно только минут сорок бодрит, потом от него клонит ко сну. Лучше остановиться и поспать минут двадцать. Мне этого хватает, чтобы еще тысячу километров проехать.
Как найти клиентов? Чаще всего они сами связываются со мной через «Авито», затем мы списываемся в Telegram. Иногда знакомые рекомендуют меня или те туристы, которых я уже возила. Ко всем туристам я отношусь как к дорогим гостям. Понимаю, что люди приезжают расслабиться. У кого-то отпуск, у кого-то драма в семье произошла, кто-то с кем-то расстался. Им надо забыть о проблемах, отдохнуть. Но все же у меня есть к ним два обязательных требования, связанных с нашим менталитетом: соблюдать рекомендации по одежде и быть трезвыми.