{{$root.pageTitleShort}}

Легенды Ассинского ущелья

Про него нет статьи в «Википедии», а «Яндекс. Карты» не прокладывают по нему маршрут. Но проехать по удивительной дороге вдоль Ассы обязательно стоит: ведь это одно из самых живописных мест Ингушетии

Ассинское ущелье — уникальное творение природы. Река Асса, берущая начало в Грузии, на северных склонах Большого Кавказского хребта, мощным потоком рассекая скалы, устремляется в низину, образуя невероятный каньон. Вдоль ущелья ведет хорошая асфальтированная дорога с четырьмя мостами — петляющая Асса, обходя вертикальные слоеные каменные пласты, оказывается то слева, то справа от дороги.

Моритц Энгельгардт, сентябрь 1811 года:

«Мы, наконец, спустились через узкий каньон в долину Ассая или Арая… Эта долина самая красивая из тех, что я видел на Кавказе. Пышная растительность деревьев покрывает склоны, белые известковые скалы высвечивают из разнообразной зелени, а над колышущими верхушками деревьев, которые заслоняют рокочущий Ассай, взор устремляется вдаль — в плодородную равнину, которая на северном горизонте закрывается цепью холмов»

«Яндекс. Карты» почему-то обходят ущелье стороной, но если вы хотите попасть сюда, чтобы полюбоваться прекрасными видами по дороге в Джейрахский район или в Грузию, то нужно свернуть с трассы «Кавказ» возле станицы Нестеровской и ехать через Алхасты, Галашки, Мужичи, Алкун. Дорога выведет вас к известным достопримечательностям Джейраха, только не забудьте взять паспорт, чтобы показать его на пограничном посту.

{{current+1}} / {{count}}

Один из четырех мостов через реку Асса в Ассинском ущелье

Вдоль берега реки Асса

Дракон и три обелиска

Знакомство с Ассинским каньоном следует начинать с Галашек, считает заведующая кафедрой ингушской литературы и фольклора Ингушского госуниверситета Аза Евлоева. Здесь есть места, связанные с удивительными легендами. На окраине Галашек, рассказывает Евлоева, находится обрыв, «где дракон бил хвостом». «Эту историю моей бабушке еще в начале прошлого века поведала местная долгожительница. В детстве она якобы стала очевидицей фантастической картины: в ясный день небо вдруг покрылось мраком, начала опускаться туча — и она увидела дракона. Он был закован в цепи, издавал страшные звуки, бил хвостом, вырывая деревья, но туча одолела его и унесла в небо. На месте этой схватки образовался огромный обрыв».

Вторую легенду фольклорист записала со слов своего отца Мухтара Евлоева: «Два неразлучных друга — красивые, смелые и благородные парни — влюбились в одну и ту же девушку необыкновенной красоты и кроткого нрава. А девушка не могла остановить свой выбор ни на одном из них, так как оба молодых человека обладали самыми достойными качествами. Тогда она сказала парням: „Начните косить сено с двух концов села, и тот, кто первым дойдет до меня, станет моим избранником“. Когда выбившиеся из сил юноши поняли, что они одновременно доходят до возлюбленной, которая теперь может никому из них не достаться, они оба умерли от разрыва сердца. При виде этого сердце девушки также не выдержало… На месте, где они были обнаружены мертвыми, люди поставили три каменных обелиска: по бокам — двум друзьям, а в середине — крестообразный — девушке, стоявшей с распростертыми руками».

До наших дней этот памятник не сохранился, но легенда легла в основу поэмы ингушского поэта Салмана Озиева «Кхо чурт» («Три обелиска»). До депортации он работал в Галашках и видел последний из камней.

Абреки XX века

Харон Хамхоев, инспектор Ингушского историко-архитектурного музея-заповедника, а по совместительству — имам мечети Алкуна, рассказал о других памятниках Ассинского ущелья, связанных уже с реальными фактами современной истории. На обочине дороги в местечке Эрш стоит неприметный покосившийся обелиск — обломок черного сланца, а рядом — жестяная табличка. Так местные жители обозначили место гибели начальника Назрановского округа князя Георгия Андронникова. 20 сентября 1910 года он с отрядом милиции направился на поимку чеченского абрека Зелимхана Гушмазукаева, укрывавшегося в Ассинском ущелье, и во время переправы через реку попал в засаду, устроенную ему абреком. Согласно рапорту об этом происшествии бой длился несколько часов, погибли девять человек, в том числе ротмистр Андронников и двое местных проводников. Свидетели потом рассказывали, что Асса покраснела от пролитой крови…

{{current+1}} / {{count}}

Эка-Чожинский водопад

Висячий мост по дороге к Эка-Чожинскому водопаду

Мемориал «Дорога жизни», посвященный трагическим событиям в Пригородном районе Северной Осетии осенью 1992 года

Мемориал, посвященный погибшим грузинским рабочим, строившим транскавказскую магистраль, которая могла бы соединить Ингушетию с Грузией

Серный источник

Вода бирюзового цвета в месте впадения источника в Ассу считается лечебной. Харон Хамхоев говорит, что знает человека, вылечившего себе псориаз именно этой целебной «бирюзовой» водой

Джейрахский район

Если в этом месте справа от дороги перейти по висячему мосту и подняться вверх, можно добраться до Эка-Чожинского водопада.

В окрестностях села Алкун стоит мемориал «Дорога жизни», посвященный трагическим событиям осени 1992 года: через Ассинское ущелье, спасаясь от бойни в Пригородном районе Северной Осетии, вышли сотни ингушских беженцев, а жители ущелья приняли и разместили их в своих домах.

Еще один мемориальный комплекс находится прямо по дороге в районе Солнечной Поляны — черные мраморные плиты с высеченными именами на русском и грузинском языках, скверик с родником и скамейками. 26 мая 1994 года неизвестные преступники расстреляли здесь восьмерых грузинских рабочих, строивших транскавказскую автомагистраль. Она должна была обеспечить более короткий, удобный и безопасный маршрут в Грузию, по сравнению с известной Военно-Грузинской дорогой. Кому помешали мирные строители-дорожники, можно только догадываться. Проект с тех пор заморожен.

Недалеко от этого места есть серный источник, который угадывается по характерному запаху. А напротив, на правом берегу, бьет другой источник, который также стекает в реку, выделяясь ярко-бирюзовым цветом на фоне общего мутного потока. Говорят, эта вода обладает целебными свойствами.

Пещеры и старая крепость

Если ехать из Алкуна вверх по ущелью, справа от дороги можно заметить пещеру в высокой скале известняковой породы. Пещера обнаружилась около 30 лет назад после обрушения скалы. Через округлый вход попадаешь в большой «зал», откуда начинается узкий, темный ход. В пещере веет холодом — признак того, что она сквозная. «Я прошел метров сорок вглубь, дальше не рискнул», — говорит Хамхоев.

В древности пещеры имели у ингушей сакральный смысл, об этом писали многие исследователи. Такой грот, где совершались религиозные обряды, находится чуть дальше от упомянутой пещеры, по той же стороне дороги. Энгельгардт о нем написал: «На высокой скале западной стороны видна пещера. В ней жила девушка ингушка, которая была храброй и святой, поэтому сейчас время от времени туда все еще совершаются паломничества». Эта пещера находится на высоте примерно 70−80 метров от дороги.

{{current+1}} / {{count}}

Галгайская застава

Пещера девушки ингушки (слева) и руины крепостного сооружения Панче

Башня Зайца-Всадника (Пхагал-Бярий)

Дорога к Эгикалу. Горную цепь над ним составляют Троезубье, Цей-лоам с округлой вершиной, Пан и Гал-лоам

Эгикал, один из самых популярных среди туристов башенных комплексов Ингушетии, уже не относится к Ассинскому ущелью, но дорога из ущелья выведет именно к нему, а затем — к курорту «Армхи» или к Джейраху, а дальше — к Военно-Грузинской дороге

В это трудно поверить, но наш экскурсовод Харон уверяет, что к ней можно подняться по лесистым склонам без специального снаряжения. И оно того стоит: сверху открывается великолепный вид на ущелье. А рядом с пещерой на той же высоте по скале проходит дорога, укрепленная снизу и сбоку каменной кладкой. Дорога тянется в южном направлении до Эгикала и в западном — до селения Ангушт (ныне Тарское). Здесь же сохранились руины крепостной стены и сторожевых башен, место называется Панче (по названию горы Пан). По мнению Хамхоева, тут была крепость-застава, которая могла входить в заградительную систему, построенную на Кавказе в VI веке по приказу персидского шаха Хосрова.

Подтверждением тому является также полуразрушенный башенный комплекс, стоящий прямо посреди реки. Он имеет множество названий, одно из них — Галгайская застава. Об этом месте Моритц Энгельгардт писал: «На одном из самых узких мест долины последняя закрывается стеной, которая спускается с западной скальной стены вплотную к Ассаю, пробивающемуся между нею и отвесным правым склоном. Только узкие маленькие ворота, защищенные башней, с которой просматривается тропа, обеспечивают доступ в пространство за стеной, где начинается округ Галга (округ ингушей). Старая крепость теперь заброшена, но еще так хорошо сохранилась, что несколько обученных стрелков смогли бы предотвратить проникновение большого войска, ибо воины последнего могли бы лишь один за другим приближаться к этим маленьким воротам».

Как Заяц медведя приручил

Ассинский каньон сам по себе является чудом природы, но, по словам Хамхоева, здесь происходят и другие чудеса. Так, у дороги, у подножия скалы с пещерой, есть родник, который существует веками. Когда ингушей в 1944 году депортировали, родник иссяк. Источник забил вновь в конце 50-х годов, после возвращения жителей ущелья в родные горы. Вода в нем невероятно вкусная и полезная, содержит йод и серебро.

Примерно в километре от исторической заставы располагается современный пограничный пункт пропуска в Таргимскую котловину. Справа от поста — отвесная скала, с которой связана одна из самых известных легенд Ассинского ущелья. Прямо на скале, на высоте около 80 метров от дороги, виднеется (если хорошо присмотреться) строение с прямоугольным основанием и немного скошенной верхней стороной. Это так называемая башня Пхагал-Бярий («Заяц-Всадник»). Бытует много версий о том, кем был этот таинственный всадник. Марет Цароева, профессор университета Сорбонны, считает, что это божество из пантеона хурритов, предков ингушей. Харон Хамхоев придерживается мнения, что это был реальный человек, абрек из рода Барханой. Прозвище Заяц он получил из-за своего резвого коня. Легенда рассказывает, что кровники пытались убить абрека, но к нему невозможно было пробраться, ибо к его башне вела только одна лестница, за которой хозяин зорко следил. Зайти в его жилище мог лишь прирученный им медведь. Узнав об этом, кровники убили медведя, затем, надев его шкуру, один из них пробрался в башню и расправился с Пхагал-Бярий.

Древние погребальницы

{{current+1}} / {{count}}

Равносторонний каменный крест в храме Тхаба-Ерды, скорее, символ центра, чем христианская святыня, считает Харон Хамхоев

Храм Тхаба-Ерды

Справа от пограничного поста, на крутом берегу Ассы, заросшем сосновым лесом, можно увидеть вертикальное «окно» правильной прямоугольной формы. «Это окошко ведет в подземные погребальницы, — рассказывает Хамхоев. — С помощью альпинистского снаряжения я пробрался через него и очутился в каменном склепе размером примерно 2,5×3 метра и высотой чуть более 2 метров. С двух сторон имеются полки в два яруса из сланцевых плит. На полках и на полу я насчитал пару десятков черепов и множество костей, обнаружил также глиняный кувшин с жидкостью, который я передал в музей краеведения. Склеп имеет еще смежные помещения». По мнению Харона, все плато правого берега реки усеяно подобными погребальницами и остатками древних городищ.

Самая популярная достопримечательность Ассинского ущелья — это, безусловно, храм Тхаба-Ерды, но и он таит в себе много загадок. Одни считают его христианским, а другие уверены, что это святилище было построено в честь воинов ущелья, погибших в бою с миссионерами-христианами.

Мадина Хадзиева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ