Мое дело
Архыз: перезагрузка
7 июля, 2022
6105
Алена Казанская жила и работала в Петербурге, а потом в ее жизни случились горы. Теперь она в Карачаево-Черкесии организует конные туры для туристов. И иногда даже меняет их судьбу

Бросить все и уехать на Кавказ

— Я с детства люблю лошадей. Все знали, что подарить мне на день рождения. С 12 лет занималась верховой ездой. Был небольшой перерыв, когда я поступила в вуз, но потом снова вернулась к своим лошадям. Это любовь на всю жизнь, теперь я это понимаю…

В Питере я отучилась на инженера по охране труда и даже три года проработала по профессии в строительной компании. Сложно было молодой девушке «строить» взрослых мужчин, которые и без нее все знают, но постепенно все наладилось. А потом в нашей жизни случилось путешествие на Кавказ.

Дело в том, что родители мужа познакомились на Эльбрусе, отец был альпинистом, мама просто увлекалась походами. Муж мне об этом рассказывал, и я решила сделать ему подарок: нашла людей, которые организуют походы, и записала нас на восхождение. Первый раз мы не дошли до вершины из-за меня. В какой-то момент я поняла, что не могу идти дальше. Но на следующий год мы вернулись и все-таки поднялись на заветную вершину.

Это было 10 лет назад. У мужа на тот момент был свой бизнес в Питере, но горы так его вдохновили, что он решил поменять свою жизнь. Прошел специальную подготовку и начал через соцсети собирать группы и водить их в горы. Потом сделали свой сайт, процесс окончательно наладился. Я в это время еще работала в Питере и каждый год в отпуск приезжала к нему. Но нельзя жить так: он — там, я — здесь. Я уволилась. С тех пор мы полгода живем в Питере, полгода — здесь, на Кавказе.

Пять лет я работала в команде мужа. Была гидом, водила людей на Эльбрус, была на вершине более 30 раз, потом перестала считать. Три группы в месяц — для меня это было тяжело. Тогда-то я и вспомнила про свою любовь к лошадям. Собрала первую маленькую группу из трех человек, увидела их горящие глаза после похода, услышала слова благодарности за незабываемые моменты и поняла, что могу делать что-то свое. Сначала совмещала, потом полностью перешла на конные туры. Потом меня позвали в Архыз. Владелец лошадей нашел меня через соцсети. Написал, позвал в гости. Мне здесь понравилось, посмотрела амуницию, лошадей, маршруты. Все устроило. И вот уже пятый сезон я тут.

Отдых для амазонок

— Сейчас Архыз очень популярен, группы быстро набираются. До конца лета уже нет мест. Работает сарафанное радио, но самый эффективный канал — соцсети. Оттуда приходит больше всего моих клиентов. В Архызе у меня конкурентов немного. Конные походы достаточно сложны в организации.

За пять дней мы проводим четыре конных выезда — это четыре разных маршрута, между ними один день выходной, в который мы предлагаем нашим гостям джиппинг и SPA. Туры «все включено» — самые удобные. Я сама набираю группы через соцсети, организую для них трансфер, размещение, питание и досуг. Детей в походы не беру, к нам только с 18 лет. При этом нет верхних ограничений в возрасте. Были клиенты 60−65 лет, но они активные сами по себе, правда, иногда просят дополнительный день отдыха, если совсем устали.

Удивитесь, но большая часть моих клиентов — женщины. Приезжают вдвоем либо поодиночке. Первое время боялись ехать — мы писали посты про то, что здесь безопасно, вас не украдут, вы едете ко мне лично и я буду всегда рядом. Сейчас таких ситуаций не возникает. Мужчины сами на туры не записываются, только с девушками или в компаниях. Обычно, если приехала пара, то девушка увлекается верховой ездой, а мужчина так — за компанию.

Беседы у костра

— В мае мы проводим туры для опытных всадников — перегон табуна. В основном «порулить» табуном любят девушки. У меня есть человек пять постоянных клиентов, им очень нравится. Они приезжают сюда каждую осень и каждую весну. С июня по сентябрь — основной сезон. Он для всех — опытных и новичков. Приезжают в основном из Москвы, Питера, Красноярска, Ростова-на-Дону, Краснодара. В походах мы обучаем верховой езде, если есть желание. Можем посадить на рысь, научить ездить галопом. Но перед этим мы должны убедиться, что человек готов. Здесь на самом деле легче учиться: весь маршрут по прямой, и ты много времени проводишь в седле. Два-три часа человек напряжен, потом сил напрягаться больше нет, он расслабляется, и у него начинает работать то, что должно работать. С этого момента можно приступать к обучению: человек уже и к лошади привык, и увереннее стал себя чувствовать.

В поход я беру не больше 10 человек. Один раз набрала 15, но это было тяжело. С 10 туристами двое гидов справляются без проблем. У меня есть компаньоны, они выступают также в качестве гидов — рассказывают нашим клиентам о местной истории и природе.

Сейчас у нас два направления — Архыз и Аксаут. В Архызе ходим на Бездонное и Секретное озера, Софийские водопады — по достаточно популярным местам. В Аксауте более уединенная программа, мы там находимся без связи всю неделю. Это два разных вида отдыха. У некоторых из-за отсутствия связи бывает «ломка». Но потом люди начинают общаться друг с другом по-настоящему. Каждый вечер собираемся у костра, разговариваем. Это очень ценно. Телефоны берут только для фото. Здесь, в Архызе, вечером все в телефонах. Многих отсутствие связи останавливает. У кого-то есть дети, пожилые родители. Скоро приобрету спутниковый телефон, и тогда даже в Аксауте можно будет связаться с цивилизацией.

Будь готов!

— У меня не было случая, чтобы люди в походе отказывались продолжать маршрут. Мы всегда тщательно готовимся. Еще в переписке с потенциальным клиентом выясняю, какой у него опыт, подробно рассказываю, как все будет проходить, предупреждаю, что будет непросто, могут болеть ноги и прочее. Тем, кто ни разу не ездил на лошади, советую взять несколько занятий у себя в городе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Краткий курс молодого ковбоя
Раз в год горы Карачаево-Черкесии превращаются в Дикий Запад. Ковбои и индейцы сражаются друг с другом, а между битвами перегоняют стада на скорость

Во время похода подбадриваем тех, кому сложно, работаем психологами. Падения? Бывали, хотя мы заботимся о безопасности. В основном ходим шагом, потому что здесь местность не позволяет скакать.

В нашем деле огромное значение имеет правильная экипировка, поэтому перед походом я высылаю список необходимых вещей. К примеру, обувь нужна треккинговая. Когда мы идем вниз, человек должен спешиться и вести лошадь за собой. Поэтому нужны кроссовки с хорошим протектором или ботинки с жесткой фиксацией голеностопа. Еще в списке есть так называемые гамаши-фонарики, они надеваются на ботинок и защищают от дождя и потертостей. В горах погода может меняться несколько раз за день — мы должны быть готовы ко всему.

Лошадей тоже готовим по-особому. На их подковах есть специальные шипы, которые помогают удержаться даже на скользком склоне. Вообще, содержание лошади — недешевое удовольствие. Одно седло стоит порядка 50 тысяч рублей, плюс подковы, дополнительная амуниция, регулярный осмотр ветеринара. В нашем деле много нюансов, нужно вкладываться.

Как выбрать тур

— Советую первым делом смотреть на отзывы, хотя среди них бывают и нечестные. Если есть сомнения, можно написать организатору и попросить контакты людей, которые оставили отзывы. Я всегда выкладываю отзывы с ссылками на авторов. Кроме того, нужно внимательно читать предложение. Есть туры дешевые, смотришь — там трансфер не включен или питания нет. То есть по факту ты заплатишь столько же или еще больше, чем за другие туры. Хотя есть люди, которые хотят отдельно питаться и жить в месте, которое сами выбрали, тогда это другая история.

К примеру, наш тур стоит 46 тыс. рублей — это проживание, еда, походы и досуг. Есть туры по 20 тысяч, обычно с проживанием в палатках. Кому-то это подходит, а кому-то — нет.

Что касается выбора лошади, то на самом деле очень трудно по стоящей лошади определить ее характер. Как правило, в конных прокатах спокойные животные. Нужно обращать внимание на амуницию: на состояние седла, что под седлом, потому что если хозяин заботится о своей лошади, он купит ей потник под седло, а не одеялко. Внимательно смотрите на лошадь — она должна быть здоровой и ухоженной. Если все визуально нравится, то спросите, кто вас поведет. Лучше брать опытного инструктора, который во время общения вызвал у вас доверие.

Еще вы должны помнить, что лошадь не переносит запах алкоголя. Она будет избавляться от всадника всеми путями. Еще лошади чувствуют страх. Они понимают это так: на мне сидит новичок, можно не работать. Можно пойти на полянку травку пожевать. Нужно показать лошади свой характер.

Любовь без любимчиков

— Сейчас в Архызе много конных прокатов. Чаше всего это лошади карачаевской породы, они отличаются особой выносливостью. Если на равнине лошадей холят и лелеют, здесь заездка (обучение) достаточно жесткая, чтобы они не подводили в горах. Эти лошади могут ходить по таким местам, где другие переломают себе ноги.

Для меня карачаевские лошади — это свобода, ты им полностью доверяешь и уверен в них на 100%. Лошади как люди, они все разные по характеру. Новичков мы сажаем на самых спокойных, если есть опыт — можно взять коня поживее. Непредсказуемые лошади на маршруты не ходят, их забирают себе местные. Они любят, чтобы лошадь была с «подковыркой».

У меня нет любимой лошади. Иду в поход на той, что достанется. Я не влюбляюсь в лошадей. Обожглась несколько раз в Питере и в Череповце. Привязывалась к лошадям, а их или продали, или я меняла место работы. Было тяжело расставаться. Теперь у меня нет любимчиков. Мне не раз предлагали купить себе коня, но я на полгода уезжаю, где он все это время будет? А если ногу сломает или еще что-то произойдет? Я не готова к такой ответственности.

Я люблю свою работу, люблю лошадей, людей, с которыми работаю, люблю горы. Мне все это не надоедает. Самое сложное в моем деле — первый выезд. Ты не знаешь, как люди будут держаться в седле, кто как будет реагировать на обстоятельства. Это довольно напряженный период. Как только мы понимаем, кто как справляется в группе, становится легче.

За пару дней люди успевают подружиться. Это довольно специфическое времяпрепровождение — не каждый решится на конный поход, должен быть определенный склад характера. Поэтому случайных людей здесь нет, все любят лошадей и готовы к новому опыту. Были случаи, когда мои клиенты потом переезжали сюда жить. Кто-то решается поменять место жительства, работу, решается на изменения в личной жизни, о которых раньше только думал. Это своего рода перезагрузка.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Полная версия