Мое дело
«Каждый сходит с ума по-своему»
15 февраля, 2021
6686
Как бывший учитель истории из дагестанского села переделал куриную ферму в частный музей и начал принимать автобусы посетителей

Столетние самовары, тысячелетние аммониты, украшения, музыкальные инструменты, монеты различных эпох и очень много оружия — каждый экспонат в этом частном музее старины в дагестанском селе уникален и имеет свою историю. Хозяин музея Ахмедпаша Алиболатов больше пятидесяти лет пополняет свою коллекцию предметами со всего мира.

Из фермы — в музей

Из Махачкалы в музей антиквариата «Старый двор» ехать чуть меньше часа. После села Карабудахкент — еще примерно с километр в сторону гор. Не найти частное собрание трудно: по правую руку на холме камнями выложено слово «Музей» - постарались сыновья коллекционера. А сам музей находится с левой стороны от дороги.

— Раньше здесь была куриная ферма, — показывает Ахмедпаша Алиболатов свои владения.

Это длинное одноэтажное строение, позади которого раскинулся огромный черешневый сад на тысячу деревьев. По двору расхаживают несколько мохноногих кур и петухов. Поодаль на цепи сидит сторож — английский стаффордшир по кличке Малыш.

Восемь лет назад, когда в большом доме Ахмедпаши больше не осталось места для его коллекции, он решил превратить в музей старины свою ферму. Привел помещение в порядок, установил полки и потихоньку перенес свои сокровища сюда.

Наследство от деда

Бывший учитель истории и физкультуры увлекся предметами старины еще чуть ли не в детстве. В наследство от деда, судьи шариатского суда, ему досталось оружие. С тех пор он «заболел» собирательством.

— От дедушки достались пара пистолетов, ружье кремневое, два кинжала и сабля… — перечисляет Ахмедпаша. — С этого началось мое увлечение.

Долгое время дагестанец работал в Москве — торговал антиквариатом в центре столицы. Несмотря на свой опыт, дагестанец собирает просто то, что ему нравится, не глядя на возраст предмета — это главный принцип его коллекции. Но есть и еще одно правило, от которого он никогда не отступает.

— Все покупал. Ничего бесплатно не беру, даже если предлагают. Копейку возьмешь — десять надо вернуть, — говорит музейщик.

Помещение плотно заставлено, завешено и заполнено экспонатами. Где их только нет. Куда ни кинь взгляд, обязательно увидишь интересную вещицу. Сколько их хотя бы примерно — не знает даже сам хозяин.

— Тысяча? Смеешься? Да тут только одних монет полный сундук.

Привет с европейских «блошек»

Значительное место в коллекции Ахмедпаши занимает посуда. Тарелки, не потерявшие красок даже через столетия, ажурные подстаканники из серебра, фарфоровые блюда и медные кувшины лежат на полках. По ним можно изучать географию: тут есть и английская посуда, и иранская, и турецкая, и местная, произведенная в селе Кубачи.

Ахмедпаша аккуратно берет с полки очередную посудину, на дне с обратной стороны указана дата производства. Супница, 1584 год.

— Графинчик. Милан, 1820 год, — называет он не глядя.

Двигаемся дальше вдоль полок с сокровищами. Внимание привлекает блестящее ведерко, богато украшенное узорами. Работа кубачинских мастеров.

— Это девушку когда замуж выдавали, украшения сюда складывали. Целое ведерко, — поясняет Ахмедпаша. — А это угадаешь что? — в руках мужчины небольшая металлическая коробочка, с откидной крышкой. — Есть варианты?

Вариантов нет. И тогда Ахмедпаша рассказывает историю вещи.

— Это пудреница из Англии. Ей около двухсот лет. Девушка одна купила там на барахолке. Смотри, даже помада осталась, — откуда-то сбоку вдруг выкручивается небольшой «карандашик» с вишневыми следами.

Ахмедпаша переворачивает пудреницу другой стороной, тут тоже откидывается крышка. Внутри отсек для хранения сигарет.

— И курили девушки тогда. Сигареты я уже поставил. «Приму» знаешь?

Пианино врача

В одном из углов — несколько старинных сундуков, один из них набит монетами времен СССР. В другом аккуратно сложены стопками рыжие червонцы с изображением Ленина, голубые пятирублевки, бледно-желтые рубли. Над сундуками на стене висят старые кожаные стремена, здесь же — микроскоп, бинокль и кожа питона, привезенная откуда-то из Африки.

Отдельное место в музее занимают музыкальные инструменты. Несколько видов потрепанных гармошек, различные струнные.

— Я сам ни на чем не играю, слуха нет, слон на ухо наступил, — смеется Ахмедпаша.

Мы останавливаемся у черного массивного пианино.

— Это знаешь чье? — загадывает антиквар следующую загадку.

Коллекционер выкупил музыкальный инструмент у сестры известного дагестанского хирурга — когда-то доктор играл на нем. А позже мужчина вынужден был обратиться за медицинской помощью в частный центр потомков этого самого доктора.

— Я у них в больнице лежал, там с меня содрали много денег. Пришел к главврачу. Говорю: «Пианино хочешь? Отца твоего». — "Хочу!" — «800 тысяч, меньше не даю». — "А что так дорого?" — «А ты что, с меня мало взял, что ли, за неделю в больнице?» — рассказывает очередную байку Ахмедпаша.

В итоге пианино так и осталось у нового владельца.

Memento mori

Особая гордость коллекции — оружейная комната, где музейщик хранит все, что стреляет, режет и сечет. Практически все стены небольшой комнаты завешаны ружьями, саблями, мечами.

— Это сирийский клинок. Сура корана на лезвии золотом написана. Я притупил его, пальцы можно порезать, — демонстрирует Ахмедпаша очередной предмет коллекции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Оружие скифов
Ручная работа в зверином стиле: мастера-оружейники в Северной Осетии пытаются возродить древнее скифское ремесло

Дзынь! — из ножен появляется новое лезвие. С надписью «Memento mori» на клинке у основания.

— Это для подводной охоты, это русское абордажное оружие, 1881 год, это булава, — перечисляет собиратель старины.

На стене — кольчуга из металла. Она, в отличие от предыдущих экспонатов, не старая.

— У меня старинная тоже была, один еврей купил. Мне не жалко продавать. У меня еще в подвалах лежат, — уверяет он.

И тут же вспоминает одного своего постоянного покупателя.

— Когда в Москве работал раньше, у меня часто покупал Турчинский, качок же был? (Владимир Турчинский — российский спортсмен и шоумен. — Ред.) Он у меня около 25 видов оружия купил. Хороший был пацан, собирал коллекцию.

Дзынь! — из ножен показывается очередной меч. Но это оружие необычное. На конце клинок раздваивается. Это копия меча Зульфикар — считается, что пророк Мухаммед подарил такой своему зятю Али.

Но самые ценные экземпляры — дедовское оружие, с которого все и началось, Ахмедпаша предпочитает хранить дома.

Ненужный антиквариат

В коллекции есть очень дорогие не только сердцу предметы. Для надежности Ахмедпаша установил сигнализацию и 18 камер видеонаблюдения. Но и это не гарантирует сохранности экспонатов: тут нет закрытых стеклянных полок и шкафов, как в обычных музеях. Иногда все же случаются мелкие кражи, признается хозяин.

— Видео смотреть стыдно мне. Воруют! Кольца, браслеты. Ну зачем это нужно, сказал бы — я дал бы так, — сокрушается коллекционер.

Многое из коллекции Ахмедпаши можно купить. Но среди дагестанцев спрос на старинные вещи не велик, признается музейщик.

— Вот эту европейскую посуду продаю за 30 «рублей». Не покупает никто, не понимают наши. Евреи покупают. Они знают, что с каждым днем вещь будет стоить все больше. Если на аукцион выставить — минимум сто тысяч рублей будет цена, и ее сразу купят.

«Такие вещи сделал»

Звенит колокольчик над входной дверью. Раздаются детские голоса — сегодня сюда привели воспитанников одного из детсадов Карабудахкента. Мальчики лет шести быстро разбредаются вдоль стеллажей. Девочек привлекла витрина с украшениями. Ахмедпаша разрешает примерить серебро и кораллы, и через минуту смущенные девочки улыбаются на камеру мобильных телефонов.

— Мне взрослые не нужны, мне главное, чтобы дети сюда приходили, — объясняет коллекционер.

Вход для всех — бесплатный. Летом, говорит хозяин, иногда привозят сразу по пять автобусов детей. Небольшое помещение не может одновременно вместить всех желающих, но и во дворе есть чем заняться. Например, полюбоваться белой «Волгой». Она стоит недалеко от входа. Красный кожаный салон и хорошее состояние 60-летнего авто производят впечатление на всех.

— В прошлом году один чеченец приехал на ней, предложил купить. Купил за 350 тысяч рублей, все родное у нее, только три колеса не от нее стоят. Приемник есть. Но не знаю, работает ли. Я не ездил на ней, — признается коллекционер. — И так надо мной все смеются. Такие вещи сделал. Мол, каждый по-своему с ума сходит.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия