Мое дело
Крутой замес: как из бетона делают дорогое искусство
22 мая, 2019
2508
Дизайнер из Ставрополя Дэвид Тимофеев — о том, почему бетон может быть дороже золота, чем порнография отличается от искусства и что не устраивает в его творчестве ставропольских клиентов

За несколько лет работы на счету ставропольской дизайнерской студии Betonbaton появилось сотрудничество с Mercedes, Novikov group, сетью барбершопов TopGun, а также со множеством других, пусть и чуть менее именитых клиентов. Как им это удалось — выяснял корреспондент «Это Кавказ».

«Это не игрушки, а современное искусство»

Мастерская, где из бетона рождаются эксклюзивные изделия, находится в старом здании ставропольского Дома науки и техники. В его узких и длинных коридорах хорошо сохранилась советская эстетика. Только теперь в многочисленных кабинетах — различные мастерские, а вот никаких опознавательных вывесок на дверях нет. Заходим в одну из студий.

— Вам Дэвид нужен? — уточняет молодой человек, отпиливая небольшой кусок дерева специальным станком. — Он либо в гараже, либо в своей мастерской на первом этаже. Мы тоже иногда с бетоном работаем, но лучше Дэвида никто не умеет.

Известного ставропольского бетонщика мы, действительно, находим в гараже. Там уже расставлены его новые творения — фигурки медведей из бетона, Bearbrick. Рядом с ними — нескромные аксессуары из кожи: портупеи, маски, ремни и мини-плетка.

— Осталось последнего медведя одеть, и они готовы к фотосессии, — говорит Дэвид, застегивая чёрный ремешок на туловище бетонной игрушки, и, видя наше недоумение, поясняет: — Это, конечно, не игрушки для детей, а объект современного искусства. Их используют как предмет интерьера, а некоторые известные звезды российского шоу-бизнеса даже коллекционируют. Скоро я планирую изготовить такого большого медведя для одного из модных заведений Москвы. Сейчас во всю обсуждаем со столичными коллегами эту идею.

Другие «братья» этих бетонных мишек ждали нас в мастерской дизайнера. Там же многочисленные светильники, плафоны, значки с логотипом Harley-Davidson, цветочные вазы, кашпо, настольные механические часы — все эти дизайнерские вещи Дэвид изготавливает из обычного бетона.

«Некоторые заказчики говорят: „Да я и сам так могу“»

Дэвид Тимофеев закончил художественное училище, по первому образованию он — резчик по дереву. Потом поступил в СевКавГТУ на инженерно-строительный факультет. После окончания вуза стал свободным художником, выполнял разные виды художественных работ на заказ: резьба по дереву, декоративная штукатурка и т. д.

Новую перспективную нишу он открыл в 2011 году. В центре Ставрополя строили ресторан и Дэвиду доверили заняться оформлением его входной группы. Вместе с коллегами ему нужно было смастерить трехметровое стилизованное дерево. Тогда-то Дэвид впервые заинтересовался скульптурой и стал изучать на досуге работы разных мастеров со всего света.

—  Я заметил, что в Европе дизайнеры часто используют обычный бетон, мне это тоже показалось очень перспективным, — делится мастер. — Оказалось, что эта технология в три раза сложнее дерева. Я начал пробовать много разных стилей, чтобы понять, что людям интересно. Популярностью пользовались бетонные кашпо, цветочные вазочки, но для меня это не творчество. Отливать каждый день по 10 одинаковых форм — это рутина. У меня всегда было желание делать авторские эксклюзивные вещи. Для этого и открыл студию Betonbaton.

— А почему такое название?

— Логотипом нашей студии стали две фигурки в форме нарезного батона: Betonka и Batonka, — поясняет Дэвид. — Так, Betonka — это нежная, хрупкая девушка, с голубыми глазами. А ее подружка Batonka — сексуальная леди, с пышной грудью. В отличие от первого женского персонажа, она стервозна, я бы даже сказал, вульгарна. Хотелось чего-то озорного, понимаешь, двусмысленного: батон, булки… У меня даже была идея устроить фотосессию на хлебозаводе в стиле ню, позвать туда девушек-моделей и снять их с бетонными батонами.

Летом студии Betonbaton исполнится четыре года. За это время она довольно сильно разрослась и уже состоит из двух мастерских: в одной команда из 10 дизайнеров отрабатывает текущие производственные заказы, а в другой — сам Дэвид мастерит «что-нибудь эдакое», для души.

За время своего существования BetonBaton успел поработать со многими известными брендами. Например, изготовил бетонный логотип для барбершопа TopGun, выполнил заказ для Mercedes — вылил в бетоне логотип SMART для презентации нового автомобиля. Также на их счету оформление ресторана в японском стиле для Novikov Group и даже создание часов для студии реалити-шоу «Бородина против Бузовой» на телеканале ТНТ.

— В плане заказчиков Ставрополь мне не интересен, — признается Дэвид. — Местные рестораторы обращаются ко мне с заказами для своих новых заведений, но, когда слышат цены, передумывают. Мол, для бетона это слишком дорого. «Да, я и сам такое сделать могу», — говорят они. В этом деле у нас в городе полная совдепия.

Золото, бриллианты и бетон

Разброс цен на изделия BetonBaton довольно велик. Самые демократичные изделия — значки — продаются по тысяче рублей, цены на популярные цветочные кашпо также начинаются от тысячи за самое скромное по размерам изделие, а вот авторские светильники и статуэтки стоят уже значительно дороже — от 6500 рублей. За эксклюзивные авторские часы Betonbaton Clock покупателям и вовсе придется выложить от 78 тысяч рублей.

— Мой продукт авторский, он не для всех, — поясняет создатель. — Зачем мне, например, продавать часы за 10 тысяч рублей, если я их полностью собираю вручную. И знаю, что вторых с таким же механизмом и дизайном больше нигде не найти.

Корпус Betonbaton Clock полностью сделан из бетона. А для отображения времени мастер применил раритетные индикаторные лампы ИН-14. Сейчас найти такие лампочки крайне тяжело, так как с 90-х годов их перестали выпускать.

— Когда у меня появлялись свободные деньги, я не путешествовал, а скупал советский антиквариат, — говорит Дэвид, доставая с верхней полки пыльную коробку с ретро-лампами. — Вот эти лампы искал на разных чатах, форумах, заказывал по всей России. Вообще, чтобы полностью создать первые часы Betonbaton Clock, мне понадобился год и три месяца. Когда я запустил серию этих часов, аналогов им не было нигде. Я нашел в Москве ребят, которые несколько лет использовали вот эти ретро-лампы в своих часах. Предложил бартер. Я им бетонный корпус, а они мне — ламповый механизм, так как в радиоэлектронике я не разбирался. В итоге все слишком долго затянулось, и я сам с нуля освоил эту кухню.

Сейчас Дэвид планирует выпустить ограниченную серию Betonbaton Clock совместно с одной известной сетью ювелирных салонов. Часы будут выполнены в смешанной технике — из золота и бетона.

— Например, сделать верхние кольца часов золотыми, — сверкая глазами, прикидывает мастер. — Или изготовить часы с золотой гравировкой, добавить даже бриллианты. Хотя кольца из бетона сейчас стоят дороже, чем из золота. А еще можно такую серию часов запустить в Дубае, только добавить к драгоценностям колбочку с нефтью.

«Не порнография, а искусство»

Большую роль в продвижении творчества Betonbaton играют соцсети, и особенно Instagram.

— Подписчики меня очень часто принимают за столицу, — признается художник. — Звонят и спрашивают: «Вы же в Москве живете?» Говорю: «С чего вы взяли?» «У вас такой московский Instagram», — отвечают они. У меня на такой случай есть заготовленная фраза, что в каждом маленьком городе есть свои талантливые художники и грамотные дизайнеры.

Кстати, после одной публикации Дэвида от него сразу отписалась почти тысяча человек. Тогда художник выложил снимок, пожалуй, самого дерзкого своего творения — бетонной статуэтки, напоминающей игрушку для взрослых, нежно названной автором «Петрушкой».

— На самом деле это держатель для туалетной бумаги, но народ у нас узко мыслит, — пожимает плечами Дэвид. — Конечно, это не детская игрушка. Я разыгрывал «Петрушку» в Instagram. Это был такой стеб. От меня сразу отписались 700 человек. Одна из подписчиц написала, что это — полное безобразие. Мол, ее сын-школьник тоже подписан на нашу страничку и тут такое… Но я считаю, что это — не порнография, а искусство. Возьмите, например, скульптуру Давида. Почему на него никто не надевает трусы?

— Значит, ты из классического искусства черпаешь вдохновение на такие вот выходки? — спрашиваю я.

— Отовсюду понемногу, — смеется бетонщик. —  Я постоянно мониторю кучу творческих форумов, смотрю, что мастерят другие дизайнеры в мире. Постепенно в голове появляются новые идеи. В основном, конечно, все из бетона. Потому что бетон — всему голова.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Наша конституция — это любовь. Правила жизни матери-героини из Георгиевска
В преддверии Дня матери узнали, как живет Валентина Глубоченко, которая воспитала 13 детей и теперь радуется 43 внукам
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
Полная версия