Мое дело
«Мамино тепло»: как две ингушские девушки помогают медикам выхаживать малышей
26 октября, 2021
688
В Ингушетии две сестры вяжут для недоношенных младенцев в роддомах шерстяную одежду и игрушки. И приглашают других мастериц присоединиться к этому проекту

По статистике, в нашей стране ежегодно почти 90 тысяч детей, или около 6% от общего числа новорожденных, появляются на свет раньше положенного срока. Врачи-неонатологи выхаживают таких малышей в роддомах и перинатальных центрах.

Cестры Надия и Тамара Цицкиевы — волонтеры молодежного крыла регионального отделения «Союза женщин России» в Назрани — взялись помочь медикам. Девушки вяжут шерстяные вещи для недоношенных младенцев и передают их врачам отделений реанимации и патологии новорожденных. Свой проект активистки назвали «Мамино тепло».

Драгоценное тепло

Родившиеся раньше срока малыши первые дни, а то и недели своей жизни проводят в кювезах — специальных устройствах с искусственно созданным микроклиматом, который помогает им быстрее набираться сил и адаптироваться к жизненным условиям. Чтобы согреть новорожденных и сохранить драгоценное тепло, их одевают в теплые вещи, изготовленные из специальной, гипоаллергенной шерсти. Но помимо согревания такие предметы одежды выполняют и другую, не менее важную функцию — развивающую.

Это для взрослого человека шерсть не кажется колючей, а у недоношенных малышей кожа очень тонкая и нежная. Покалывание шерстяных ворсинок раздражает ее и не дает крохам впасть в глубокий сон, что в их случае смертельно опасно: могут не проснуться, забыв вовремя сделать вдох. Носочки и шапочки из шерсти работают как массажеры, стимулируя рефлекторные зоны, которых много по всему телу малышей, но в наибольшем количестве они сосредоточены на голове, ушах, ладошках и ступнях крох. Такой массаж оказывает согревающее, тонизирующее и общеукрепляющее действие.

Чудесная осьминожка

А еще малышам в кювезы кладут шерстяных осьминожек. Конечно же, новорожденные дети не умеют с ними играть. Просто щупальца этих головоногих, связанных по определенной схеме, напоминают им пуповину мамы. У малышей создается ощущение, что они все еще находятся в ее утробе. Когда кроха сжимает в кулачке такую «пуповину», его организм начинает развиваться быстрее.

К таким выводам несколько лет назад пришли медики в Дании, наблюдая за одним из недоношенных малышей, чья мама связала и принесла в медицинское учреждение, где он находился, шерстяного осьминога. Увидев, что после появления игрушки ребенок быстро идет на поправку — он стал более спокойным, перестал вырывать зонды и трогать кислородную трубку, у него улучшился сон и выровнялось дыхание, врачи попросили женщину связать еще одну такую же игрушку. Эффект повторился и у другого малыша, затем — у третьего.

Эта история вдохновила женщин по всему миру. Мамы недоношенных малышей и просто неравнодушные люди стали вязать спасительных осьминожек. Со временем в разных странах появились сообщества волонтеров, которые вяжут, а потом передают в родильные дома шапочки, носочки, пледы и игрушки. Есть подобные сообщества и в регионах России.

Никакой ангоры

Идейным вдохновителем проекта «Мамино тепло» стала Надия Цицкиева — член регионального отделения «Союза женщин России». Работая пресс-секретарем Ингушского перинатального центра в Назрани, она узнала о нехватке шерстяных вещей в отделениях реанимации и патологии новорожденных. И решила помочь обеспечить малышей необходимой одеждой. Воплотить идею в жизнь ей помогает младшая сестра Тамара.

— Я работаю с детьми, преподаю рисование в культурном центре в Магасе. Чтобы не терять зря время, пока мои ученики рисуют, я вяжу одежду для малышей, — рассказывает Тамара.

В комплект входят шапочка, носочки и игрушка-осьминожка. Чтобы не навредить малышам, а принести им пользу, нужно соблюдать строгие рекомендации, разработанные специалистами перинатальных центров.

Так, например, материал пряжи напрямую зависит от веса ребенка. У малышей с массой тела до 800 граммов кожа очень нежная, поэтому и вещи для них вяжут из самой мягкой пряжи. Для новорожденных, чей вес превышает 1500 граммов, используют пряжу из более грубых ниток. Как правило, их получают из шерсти верблюдов, коз или мериносных овец. А вот пряжа с добавлением пуха, мохера или ангоры под строгим запретом: ее мелкодисперсные частицы могут стать источником загрязнения воздуха в кювезе и навредить малышу.

Помощницам требуется помощь

Пряжу берут только с натуральными красителями — никакой химии, поэтому и стоит она недешево. Цена небольшого мотка таких ниток составляет 600 рублей.

— Одного мотка хватает всего на 1,5 комплекта одежды. Мы закупили большую партию пряжи и уже почти полностью ее использовали, будем делать новый заказ, — говорит Тамара Цицкиева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Приданое для младенца
На Кавказе пеленки для детей шьют не простые, а «золотые» — украшенные бахромой, вышивкой, фамильными знаками и серебром. И несмотря на цену, за ними стоят в очереди месяцами

Летом нынешнего года проект «Мамино тепло» стал победителем второго конкурса молодежных проектов «Творим добро», организованного Союзом женщин России. Девушки получили грантовую поддержку. Средства потратили на закупку шерстяных ниток и спиц для вязания.

— Тамара вязала буквально с утра до вечера. За день ей удавалось изготовить 3−4 комплекта.

В Ингушский перинатальный центр активистки передали одежду для 20 малышей. Теперь на очереди соседние Чечня, Дагестан и Северная Осетия. По плану проект должен быть полностью реализован до Нового года — комплекты одежды будут переданы 36-ти перинатальным центрам, родильным домам и родильным отделениям больниц Северного Кавказа.

Но девушки опасаются, что, несмотря на все усилия, не успеют завершить работу в срок. Ведь пока помощниц у Тамары нет.

— Я сама вязать не умею. Если бы среди рукодельниц нашлись желающие нам помочь, то дело бы пошло гораздо быстрее, — говорит Надия Цицкиева.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Голуби — это целый мир». Как пенсионер из Дербента начал водить необычные экскурсии по городу
У жителя южной столицы Дагестана Юкселя Алекперова два хобби — история и голуби. И, как оказалось, их можно объединить
Три тысячи метров над уровнем моря. Как прошло восхождение на Столовую гору в Ингушетии
Первым ожидаемо пришел скайраннер, третьим — фермер-горец. Но и наш фотограф Иван Губский показал неплохой результат
«Оскар» по-кавказски. Объявлены победители кинофестиваля «Золотая башня»
В Ингушетии вручили награды X Международного кинофестиваля «Золотая башня». Приз нашей редакции достался фильму «Большие змеи Улли-Кале»
Все началось с двух «печенек»: как домашний кондитер завоевала кофейни Нальчика
Кондитер Лаура Куантова шутит, что является внештатным сотрудником 80% кофеен в столице Кабардино-Балкарии. И даже конкуренты в конце концов становятся ее партнерами
Маркетплейс по-кавказски: как работает приложение для кафе и магазинов на Кавминводах
На Ставрополье для местного бизнеса появилась своя цифровая площадка
«Золотая башня»: представляем фильмы X Международного кинофестиваля в Ингушетии
Одна из конкурсных картин получит специальный приз от редакции портала «Это Кавказ» — информационного партнера кинофестиваля
Полная версия