Мое дело
Сам себе монтажер
4 июля, 2019
1241
На улицах Грозного ассасин устроил погоню за потомками тамплиеров, а вайнах собирается подраться с викингом. И все потому, что модному чеченскому режиссеру надоело снимать свадебное видео

Идеальная свадьба почти для каждой чеченской девушки — это жених как минимум из Грозного; платье от Веры Вонг; брендовые чемоданы… и видео, снятое Ибрагимом Оздаевым. Причем записаться к Ибре чуть ли не сложнее, чем найти мужа.

Человек с бульвара Эсамбаева

Вечеринок и светских раутов в Грозном не бывает, а поблистать молодежи хочется. Это можно сделать на свадьбах, в Гранд-парке, а с недавних пор и на бульваре Эсамбаева. До двухсотлетия Грозного он был одним из самых коротких городских проспектов. Но к юбилею столицы стал пешеходной зоной, покрылся брусчаткой, оброс скамейками и многочисленными кафе.

Летним вечером по брусчатке бренчат коляски, цокают каблуки, семенят туда-сюда кроссовки и кеды, крутятся колеса велосипедов и гироскутеров. Ибрагим сидит на скамейке и здоровается почти с каждым вторым прохожим. Ему издали машут рукой, улыбаются, останавливаются и слезают с велосипедов, чтобы поговорить. Он улыбается каждому, вежливо разговаривает со всеми. Телефон разрывается от уведомлений.

— Ты не представляешь, что творится в моем директе! Он разрывается, — улыбается Ибрагим, но телефон не достает. Самый занятой режиссер в Чечне еще и очень вежлив. Разговаривает спокойно и мягко, так, словно держит в руках камеру без штатива и боится, что кадр задрожит.

О картинке, планах и техниках съемки Ибрагим может говорить часами. Кажется, он попробовал себя почти во всех направлениях видеопроизводства: был оператором, режиссером монтажа. Теперь он режиссер и сценарист. Чаще всего Ибре заказывают рекламные ролики, музыкальные клипы и семейную съемку. Заказчик не уходит от него недовольным. Все потому, что прежде, чем приняться за работу, Ибра досконально изучает все, что было снято до него, и старается снять что-то революционно новое. Самый часто встречающийся комментарий под роликами режиссера — «Хочу такой же!»

Камера в руках Ибрагима плывет, летает, появляется неизвестно откуда и так же незаметно исчезает. В монтажном деле есть понятие «стык» — это место склейки двух кадров. В череде кадров, снятых Ибрагимом, сложно понять, где заканчивается один и начинается другой.

Из «Вегаса» в «Дельфы»

Карьера Ибрагима началась на телевидении. Ему было двадцать, когда он пришел стажироваться на региональный канал. Но стать оператором он мечтал с шестилетнего возраста. Все потому, что к ним часто приходил с камерой дядя, работавший в пресс-службе президента Чечни Ахмата Кадырова. Как только появились телефоны с видеокамерой, Ибрагим начал снимать ролики.

— Снимал своих друзей, клипы без смысла, набор картинок. После съемки на телефон сразу бежал на монтаж. Тогда была монтажная программа Vegas, вот в ней и монтировал. Когда я нашел эти съемки, удивился: откуда я тогда знал про все эти переходы?

К моменту, когда Ибрагим впервые взял в руки телевизионную камеру, он успел окончить художественную школу по классу рисования и прочитать много литературы о работе с картинкой и светом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Те, кто делает кино, тоже не понимают, что происходит»
Почему исчезли настоящие военные документалисты, о чем надо снимать фильмы на Кавказе и каким будет кино нового поколения по версии режиссера и журналиста Ильяса Богатырева

В телевизионной практике операторская работа считается технической. Часто «техниками» становятся те, кто не осилил творческие специальности: не может писать тексты или работать на камеру. Ибра же целенаправленно стремился к тому, чтобы оставаться за кадром.

Асламбек Магомаев ныне фрилансер. Раньше работал корреспондентом телеканала и большинство выездов совершил именно с Иброй. Причем иногда со съемок привозился такой богатый видеоряд, что Асламбек специально дописывал закадровые тексты, чтобы как можно больше снятого Ибрагимом видео попало в готовый сюжет. В материале бывало крайне мало брака — кадров, которые не подходят под телевизионные стандарты. В итоге почти весь сырой материал попадал в эфир — такое вот безотходное производство.

— Он не просто шедеврально снимал, но и постоянно чему-то учился. Читал много литературы про операторское искусство, про работу корреспондента. Иногда мог даже журналистам подсказывать, как построить тот или иной материал. Он рассказывал мне, что, попав на телевидение, восхищался работой операторов и мечтал когда-нибудь снимать, как они. А сейчас он просто превзошел всех.

В 2012 году Ибрагим ездил на молодежные Дельфийские игры. Участникам было дано задание снять безмонтажный репортаж — идеально выстроенный, без дублей и мусора, так, чтобы с выключением кнопки камеры получился готовый сюжет. Ибрагим Оздаев с коллегой-корреспондентом стали победителями в номинации «Тележурналистика».

Третий не лишний

Ибрагим говорит, что смотрит фильмы не из-за названия, актерского состава или сюжета, а только «по операторам»:

— Януш Камински — личный оператор Спилберга, он в свое время был хорош. Сейчас в топе Эмануэль Любецки, — рассказывает Ибрагим. — Это мастер со своим видением и со своими принципами. Он вернулся к приемам, к которым прибегали в самом начале, когда кино только зарождалось, — и сумел придать им новый импульс. Может снимать десять минут один план и все это время держать в напряжении, глаз вообще не отдыхает. При всем этом он так красиво умеет заполнять паузы, да и стыки у него вообще незаметны. Даже я, со своим наметанным глазом, не могу их распознать.

Каждую картину Ибрагим смотрит минимум трижды: в первый раз наслаждается видеорядом, во второй — вникает в сюжет, а в третий получает удовольствие от того и другого.

— Увиденное в фильме я всегда стараюсь реализовать при собственной съемке. Вижу один прием и применяю его в своей работе. Я никогда не любуюсь тем, что снял, мне всегда что-то не нравится. Если ты будешь на сто процентов доволен собой, у тебя не будет роста. Когда я вижу, что мой операторский «трюк» начали использовать другие, я тут же от него отказываюсь. Не люблю шаблоны.

У Ибрагима есть своя съемочная группа. Они снимают ролики, свадьбы по заказу и короткометражки. Причем съемку семейных торжеств Ибрагим не любит.

— Там нет места для творчества. Сначала ты пытаешься что-то скреативить, снять интересные реплики гостей, накинуть их любимую музыку, постараться рассказать интересно о членах семьи, а потом начинаются их вопросы: «А где столы? Где чемоданы? Где чеченская лезгинка?» И все, я отдаю работу в руки монтажера и говорю: «Дальше работай сам». Получается такой стандартный диск о чеченской свадьбе.

Викинг против вайнаха

Зато режиссеру нравится съемка короткометражных фильмов. Один из них сняли к годовщине депортации вайнахов. В нем сыграли не профессиональные актеры, а знакомые Ибрагима — Джабраил Итаев и его дочь.

— В фильме есть момент, где маленькая девочка плачет. Мы никак не могли этого добиться. И в итоге отец сделал вид, что он падает, девочка пожалела его и заплакала.

Кроме того, благодаря Ибрагиму на улицах Грозного подрались ассасин и потомки тамплиеров. В короткометражке сыграли профессиональные паркурщики, с костюмами для героев помогли спонсоры.

На этот ролик Ибрагима вдохновил режиссер Девин Грэхэм, известный своими креативными короткометражками об экстремальных видах спорта. У него есть серия роликов о героях компьютерной игры Assassin’s Creed в современном городе. Ассасинов снимали в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и в других крупных городах, а Ибрагим решил снять свою историю в Грозном — на том самом бульваре Эсамбаева.

И, кажется, это не последняя снятая им битва в Грозном.

— Хочу выставить викинга против вайнаха. Историки, конечно, могут закидать меня камнями, что такого не было, но все ведь может быть? — улыбается он.

Пролетая над гнездом Диснея

Ибрагим побывал в 15 странах мира, но не владеет свободно ни одним иностранным языком.

 — У меня свой английский, — смеется Ибрагим. — Мне незнание языка не мешало. Потому что самый лучший язык — это язык жестов.

Из Германии Ибрагим привез видео своей мечты — это съемки замка Нойшванштайн в Баварии.

— Друг позвал с собой, когда собрался поехать на оружейную выставку. И я сразу же понял, куда поеду и что буду снимать. До сих пор помню свои ощущения, когда приближался к замку в Баварии. Это ведь чудо, которое ты видел тысячи раз на заставке мультфильмов Диснея, а сейчас ты перед ним стоишь. Я взял с собой камеру и коптер. Летать над замком запрещает ЮНЕСКО, но я спрятался на парковке — подальше от законопослушных посетителей-немцев, накрылся плащом и управлял им. Не мог же я поехать в Баварию и приехать оттуда без Нойшванштайна!

График Ибрагима расписан на месяцы вперед. Он признается, что ему катастрофически не хватает времени:

— Даже сейчас еще не сдал клип, хотя там работы всего на пять минут. Но я часами ищу какие-то новые приемы, чтобы сделать видео поинтереснее. Если честно, я бы вообще отменил сон, потому что он занимает много времени. Ведь эти часы ты мог бы потратить на обучение чему-то новому, на прогулки и яркие впечатления.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия