В чеченском обществе воспитание детей — задача не только родителей, но и всего социума. Во все времена этот процесс носил комплексный характер и был направлен на всестороннее развитие личности. В основе лежали гуманные методы: разъяснение, похвала, поощрение, одобрение, убеждение, а при необходимости и наказание.
Фото: © Елена Афонина/ТАСС
Все начинается с семьи
Ключевую роль в формировании личности ребенка играла семья. С ранних лет у детей складывался устойчивый стереотип поведения — как в кругу родных, так и в обществе. Нормы общения и взаимоотношения с окружением дети усваивали через наблюдения за отношениями взрослых, их разговоры, сказки и песни, бытовой уклад.
— В раннем возрасте к ребенку относились мягко, ласково и терпеливо. На него не кричали, не сердились, старшие не показывали ему своего раздражения. Неумение сдерживать себя, выплескивать свой гнев на детей считалось и до сих пор считается пороком. По мере взросления ребенка менялся эмоциональный тон — от мягкого предостережения к требовательной строгости, — рассказывает доктор исторических наук, этнограф Зулай Хасбулатова.
Преимуществом считалось воспитание в неразделенной семье — когда в одном дворе живут родители, сыновья и их семьи. В таких условиях одни воспитывали словом, увещеванием, другие — примером, третьи прибегали к жестким мерам, четвертые — к методам принуждения.
С 5−6 лет дети осваивали этикет. Семья готовила их к будущим социальным ролям матерей и отцов.
Дети как смысл жизни
Главная миссия чеченской женщины — выйти замуж и завести детей. Она должна быть преданной и покорной семье супруга, придерживаться правил дома, в который пришла. Мужчины в свою очередь обязаны с уважением относиться к семье жены — ведь брак означает слияние двух родов.
— На положение чеченской женщины в обществе влияло наличие или отсутствие у нее детей. Полновластной хозяйкой она чувствовала себя только после рождения первого ребенка, особенно мальчика. Бездетность в чеченском обществе считалась несчастьем, даже трагедией, — рассказывает этнограф.
При бесплодии супруги посещали священные места — зиярты, где просили подарить им потомство. В других случаях мужчина брал вторую жену. Порой брат отдавал ребенка бездетному брату.
Роль старшего поколения
Фото: © Елена Афонина/ТАСС
Бабушки и дедушки играли значительную роль в воспитании, удовлетворяя прежде всего духовные потребности ребенка. В отличие от других членов семьи, которые могли быть суровы, старшие часто выступали в роли защитников.
— Проявление строгости и авторитарности было прерогативой отца, а мать должна была проявлять мягкость и терпение со своей стороны, — отмечает Зулай.
Сегодня неразделенные семьи встречаются реже — преимущественно в сельской местности. Однако обычай проживания родителей с младшим сыном сохраняется. И в таких семьях детям везет больше всех.
Труд сделал из человека настоящего чеченца
Стержнем воспитания в чеченском обществе был труд. Приучать к нему детей начинали с 5−6 лет через игры и мелкие поручения. К 10−12 годам происходило разделение обязанностей девочек и мальчиков.
К 15 годам мальчики могли ловко управлять хозяйством и уже считались мужчинами. Девушки же занимались всеми домашними делами: шитьем, готовкой, уборкой, уходом за детьми.
— Воспитание было повседневной реальностью в жизни народа, оно было постоянным и непрерывным. Чеченцы всегда и во все времена считали, что труд — это главное, что именно через труд формируются необходимые нравственные качества члена общества, — подчеркивает этнограф.
Два мира: мужской и женский
Фото: © Елена Афонина/ТАСС
Достаточно суровое воспитание, характерное для традиционного общества, опиралось на незыблемые запреты. Так, категорически нельзя было обсуждать слова старших — они являлись авторитетом для рода, общины. И молодое поколение старалось заслужить их расположение.
При этом с ранних лет мальчик в семье ощущал свое превосходство над сестрами, ему предоставлялась большая свобода. Если после захода солнца девочкам не разрешали находиться на улице, мальчики еще могли играть. Требования к детям тоже были разными.
— Мальчик как будущий хозяин обязан был быть смелым, сдержанным и добрым. Девочка как будущая жена — спокойной, тихой, мягкой и трудолюбивой. При этом любой образцовый ребенок должен был быть самостоятельным, уважающим старших, готовым прийти им на помощь, честным и не жадным, — перечисляет Зулай Хасбулатова.
Четкое представление о том, каким должен быть воспитанный человек, основывалось на кодексе чести чеченцев. Ключевые его понятия — «г1иллакх» и «яьхь». В широком смысле они означают обходительность, чувство собственного достоинства. Сегодня основные принципы воспитания в республике сохраняются. Однако чеченцы стали больше придерживаться исламских норм.