{{$root.pageTitleShort}}

Требуется собеседник

Вызвать мастера, заказать такси, записаться к врачу. Простое для большинства дело становится сверхзадачей для людей, которые не слышат. Кто им помогает? Опыт Ессентуков

Cурдопереводчик Алина Муратова

Международный день глухих отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября. Учрежден в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих.

Просторный светлый кабинет с большими окнами. В центре — заставленный оргтехникой стол. Рядом с компьютером всегда лежит планшет, тут же стоят телефон и принтер. Казалось бы, обычное рабочее место обычного офисного клерка. Но это не офис — это диспетчерская служба для тех, кто лишен возможности задавать вопросы при личной встрече или решать проблемы по телефону. Здесь дают онлайн-консультации для глухих. Единственный работник диспетчерской — сурдопереводчик Алина Муратова.

Первая на Ставрополье диспетчерская служба для инвалидов по слуху была создана в Ессентуках на базе Центра реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в рамках госпрограммы «Доступная среда». Служба открылась в январе 2017 года, и за это время сюда поступило около 200 обращений.

Алина весь день не отходит от компьютера, чтобы всегда быть в зоне доступа. Со своими клиентами она разговаривает на жестовом языке и на дактиле (это разные вещи: жестами обозначают целые слова, а дактиль передает буквы). Общаются по Skype и письменно: по электронной почте, по WhatsApp, в чатах. В среднем за консультацией обращаются 5−6 человек в день. Чаще всего задают вопросы о поступлении в Центр реабилитации. Это единственное на Ставрополье учреждение, где и лечат, и учат, и помогают с трудоустройством, и занимаются спортом и творчеством. В центре можно получить профессию электромонтера, делопроизводителя, портного, обувщика, слесаря, социального работника, художника-оформителя, мастера по обработке цифровой информации, мастера садово-паркового и ландшафтного строительства.

Обычно в диспетчерскую обращаются инвалиды по слуху, которые живут в городах Кавминвод. Но иногда звонят и пишут из более отдаленных мест, даже из соседних регионов.

14-летний Рамазан, например, позвонил из Грозного. Он не слышит с рождения, но старается быть самостоятельным. Сейчас учится в 9-м классе, после его окончания собирается приехать на учебу в Ессентукский центр реабилитации, хочет освоить профессию мастера по обработке цифровой информации. С Алиной он общался по скайпу. Выяснил, какие документы нужны для поступления, на каком сайте можно прочесть дополнительную информацию. Позднее, когда мы попросили его поделиться впечатлениями от работы диспетчерской, написал: «Было очень удобно. Никуда ехать не пришлось. Все можно узнать по видеосвязи».

Звонков по поводу поступления особенно много в конце лета — перед началом учебного года. Остальные просьбы, как правило, связаны с бытовыми проблемами. Например, просят вызвать такси. Для глухого человека сделать это непросто. Бывают и более неожиданные просьбы.

— Однажды в службу позвонила жительница Пятигорска, по имени Елена. Попросила помочь сшить шторы, — рассказывает Алина. —  Ткань у нее уже была. Она хотела узнать, где это можно сделать и сколько будет стоить.

Диспетчеру пришлось обзвонить несколько ателье в соседнем городе, чтобы найти для Елены самый подходящий вариант. Затем объяснять сотрудницам, что конкретно требуется сделать. В итоге заказ был оформлен.

Первое образование у Алины юридическое, никаких специальных навыков общения с глухими у нее не было, но, когда узнала о вакансии в диспетчерской, сразу подала заявление. Четыре месяца училась на курсах сурдопереводчиков, зато сейчас знает язык глухих лучше многих своих клиентов.


— Некоторые из тех, кто обращается в службу, могут «говорить» на дактиле только на бытовом уровне. Знают самые простые слова, а какие-то термины им уже непонятны. Приходится перефразировать, задавать дополнительные вопросы. Иногда бывает сложно понять друг друга. Многим проще напечатать слова на компьютере, чем объясниться жестами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Мужчины здесь зовут меня побороться»
После новой победы на крупном турнире по вольной борьбе пермячка Виктория Ваулина станцует лезгинку. А пока обживается в Дагестане, учится быть злее, но плачет — от счастья и индийских фильмов

Алине часто приходится звонить в разные организации, госучреждения и даже в магазины. По ее словам, на другом конце провода обычно удивляются, когда понимают, что с ними говорит посредник, а услугу они будут оказывать неслышащему человеку. Приходится долго разъяснять, проводить переговоры в несколько этапов. Но такого, чтобы кто-то отказался помочь, еще не было.

Иногда в диспетчерскую пишут с просьбами об услугах сурдоперевода.

— Недавно обратилась жительница Ессентуков. Ее вызывали в суд в качестве свидетеля. Она попросила сходить на заседание и перевести ее показания. Я передала просьбу своим коллегам. В итоге одна из сотрудниц Центра реабилитации поехала на процесс и помогла девушке.

В другой раз сурдопереводчик понадобился для похода в больницу. Глухой юноша хотел поговорить с врачами, расспросить о диагнозе, который поставили его матери, и о дальнейшем лечении. Его проблему Алина и ее коллеги тоже решили.

Чаще всего на один разговор в диспетчерской уходит 10−15 минут. Но иногда времени требуется гораздо больше.

— Бывает, люди звонят мне, чтобы просто поговорить. Спрашивают, как дела, интересуются моей работой, расспрашивают о личной жизни. Некоторые из них очень одиноки, им не с кем обсудить новый фильм, книгу или просто поболтать. Им нужен не сурдопереводчик, а просто собеседник.


Алена Разумовская

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ