Мое дело
Шапки, спицы, два станка
2 апреля, 2018
2449
Бизнес-леди из Черкесска точно знают: если хочешь создать свой бренд и сделать его смыслом жизни, не надо бояться ни конкуренции, ни перенасыщенного рынка. Главное — верить и вязать. Много вязать

В Карачаево-Черкесии работают более 500 крупных цехов по производству вязанной продукции. В республике даже думают о создании кластера, который объединит все разрозненные мини-предприятия, в которых, по данным регионального минпромторга, занято около 20% трудоспособного населения.

Конкуренция велика, но летом 2016 года Земфира Ламокова и Марина Косова все-таки рискнули выйти на рынок вязаных изделий и теперь их шапки, шарфы, варежки и аксессуары для детей марки SaraBara носят по всему Северному Кавказу и за его пределами.

Первый шарф в горах Кавказа

— Одно из ярких воспоминаний моего детства: аульские женщины сидят на улице, греются на солнышке, беседуют и вяжут — кто вручную, кто на полуручных вязальных машинках. Я тогда впервые увидела такие. Мне было интересно, я любовалась их мастерством, поражалась скорости, с которой они работали. Тогда, глядя на них, я связала свой первый шарфик, — вспоминает Земфира.

Было это в высокогорном карачаевском ауле Кичи-Балык, где шестилетняя девочка гостила у взрослой кузины. Искусно орудовать спицами Земфира позже научилась, когда жила у тети Аскерхан в абазинском селении Псыж. А в шестом классе она связала себе свитер и с гордостью носила его. Спустя еще несколько лет даже стала принимать заказы.

Марина, родом из абазинского села Инжич-Чукун, тоже вязала — только крючком — и вышивала с детства. Дарила родственникам и близким плоды своих трудов: шапочки, салфетки, а платочки еще и украшала монограммами.

— У моей мамы до сих пор хранятся салфеточки, которые я связала в школьные годы. Она и сегодня пользуется ими.

Десять лет назад у Марины и Земфиры были небольшие вещевые магазины в одном из торговых центров Черкесска. Они закрылись, когда в республиканский центр начали заходить крупные сетевые магазины одежды. И девушкам пришлось уйти работать в другие места по найму.

Они познакомились очень давно, и работали на прядильно-трикотажной фабрике в Черкесске. И Земфира, и Марина были универсальными сотрудницами: делали эскизы, продумывали всю работу, порой и разгрузкой сырья занимались сами.

После нескольких лет работы на фабрике решили открыть свое дело.

Стартап по-кавказски

— В какой-то момент мы поняли, что хотим большей самостоятельности, свободы в реализации своих идей. Задумались, что хорошо бы начать свое дело. Но сбережений для самостоятельного старта: приобретения оборудования, сырья, аренды помещения, найма работников — было немного, — говорят девушки.

Ситуацию спас общий знакомый, отдав им пару ненужных вязальных машин.

— Станки простаивали без дела, и он предложил нам воспользоваться ими, — рассказывает Земфира. — Если бы не это счастливое совпадение, нашего цеха еще долго не было бы.

Кредиты брать девушки не решались. Арендовали на последние деньги небольшое помещение и приступили к работе.

Распределение обязанностей произошло само собой. За Мариной — организационные вопросы, заключение договоров, налаживание связей с партнерами. Земфира взяла на себя технологические процессы на производстве.

Придумали эскизы первой линии изделий, в основном детских вещей. Это шарфы, шапки, рукавицы, конверты для выписки новорожденных, пледы, пинетки. Приобрели пряжу — шерсть, полушерсть, хлопок. Держать штат было не по силам. Мастериц предпринимательницы нанимали на поденную работу. Ручного труда было много, поскольку изделия редко дублировали друг друга.

Стартовав летом 2016 года, в начале 2017-го предпринимательницы смогли выйти за пределы республики. Дело оставалось за малым — дать имя своему детищу. Девушки хотели, чтобы и национальный колорит был, и произносилось легко, и запоминалось. Долго думали, советовались с родными и в итоге придумали SaraBara.

С родного для обеих девушек абазинского языка слово переводится просто — «ЯТы». Придумывая название для детской линии одежды, руководствовались теми же принципами — Sabi SaraBara (Sabi с абазинского — ребенок).

— Это название пришлось по душе клиентам: и частным покупателям, и партнерам. Очень запоминающееся имя получилось. И когда звоним кому-то по работе в следующий раз, уже не приходится долго объяснять и напоминать, кто мы такие, а это тоже копейка в копилку успеха, — говорит Марина.

«Где вы купили такую красоту?»

Девушки продвигают свои вязаные изделия в соцсетях.

— Мы не арендуем магазины, не тратимся на рекламу в СМИ и не заказываем баннеры и растяжки. Instagram вполне справляется с задачей продвижения товара. Мы завели два аккаунта — для взрослой линии и детской, и только и успеваем справляться с заказами. Тем более что ориентируемся мы не столько на внутренний рынок, сколько на внешний, — объясняет нюансы продвижения Земфира.

Как пиар-инструмент в Карачаево-Черкесии хорошо работает не только Instagram, но и «сарафанное радио».

— Однажды к нам пришла женщина в возрасте, чтобы заказать шапку и шарф для своего внука. Мы поинтересовались, откуда она о нас узнала, — вспоминают девушки. — Она рассказала, что прогуливалась по городу и увидела на ребенке шапку, которую нельзя было не заметить. Остановила его маму и спросила: «Где вы купили такую красоту?» Узнала адрес и пришла к нам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жизнь напоказ
Instagram: как стать популярным, можно ли на этом заработать и почему инстаблогера украшает скромность

SaraBara продают свои изделия через бутики и интернет-магазины, в том числе крупнейшие в России — Wildberries и Mamsy.

— Поначалу мы отслеживали судьбу всех покупок, мониторили отзывы на товар. Читали в комментариях «Получила конверт на выписку новорожденных, он великолепен!» Каждый такой отзыв был для нас событием. Мы неслись друг к другу с радостным криком «Урааа!» через весь цех, — рассказывает Марина.

Сейчас в их клиентской сети Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Астрахань, Сочи, Махачкала, Грозный. После продажи первой партии девушки заработали первый миллион.

— Можно сказать, мы просто стучимся в двери. Приходим в бутики и показываем наш товар. Качество пряжи, наполнителей, элементы, сделанные вручную, и оригинальный дизайн — то, что заставляет их сказать нам свое «да» и просить привозить товар еще, — говорит Земфира.

Мы ни разу не сталкивались с трудностями из-за некогда негативного имиджа Кавказа. Никаких стереотипов! Это в прошлом. И партнеры, и покупатели оценивают нас только по качеству работы, — говорит Марина.

Вязаные императрицы

Девушки придумали приделать к шапкам ободки, напоминающие короны. Случайная задумка с символом власти и превосходства на Кавказе многим понравилась и привлекла новых покупателей.

— Однажды, глядя на золотую нить, которая была в числе недавних покупок, подумала, почему бы не связать из нее корону и не соединить это нарядное украшение с обычной шапкой? В результате модель стала одной из самых популярных в этом зимнем сезоне, был настоящий ажиотаж. Все блестящее здесь — тренд. Согласитесь, нельзя пройти мимо такой шапки и не заметить ее, — говорит Марина.

Повторили успех шапок и вязанные платки с углом, украшенным стразами. Попытка вернуть в моду любимый головной убор бабушек, хоть и осовремененный, — смелый шаг в регионе, где многие годы считалось классикой сочетание атласного платка с норковой шубой.

— С запуском этой линии аксессуаров удалось доказать, что тепло и красиво одновременно — бывает, — говорят девушки.

С ДНК определились

Теперь, когда тест на жизнеспособность предприятия пройден, Земфира и Марина живут планами на будущее, мечтают о расширении производства. Большую часть дохода они откладывают на увеличение мощностей, покупку оборудования. Объемы производства еще невелики, и девушки экономят на штате — приходится самим быть мастерами на все руки, чтобы справляться с растущей нагрузкой и потоком заказов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Связано на Кавказе
Для одной пары варежек требуется около 400 метров пряжи и месяцы работы. О том, какой путь проходит руно, прежде чем согреть нас зимой, — в инфографике «Это Кавказ»

Мастерицы признаются: иногда просто не хватает сил. Хотелось бы нанять постоянных работников, разгрузить себя для разработки эскизов, административной работы и мыслей, как конкурировать с Китаем.

— Пока нам это удается, несмотря на то что наш товар стоит дороже. Люди готовы платить чуть больше за изделия достойного качества. Иногда назначаем цену и переживаем, что вещь не удастся продать, но покупатель всегда находится, в том числе на хендмейд, который дешевым быть просто не может, — говорит Марина.

В планах — расширить ассортимент, выпустить молодежную коллекцию, где будут не только головные уборы, шарфы и варежки, но и одежда. Девушки хотят выйти на европейский рынок, в частности в Чехию. Но говорят, нет времени на волокиту с документами — море заказов из России.

— Главное, чего мы добились — у нашего бренда уже есть свой ДНК. Нас узнают. И это самое важное.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия