Мода на Кавказе всегда была больше, чем просто одежда. Это язык силы, чести и принадлежности. Когда дизайнеры всего мира переосмысливают этнические коды, Кавказ вспоминает собственные. Вместе с историками и экспертами мы разбираемся, как родился мужской костюм региона — и как он сегодня снова становится символом уверенности и вкуса.
Средневековый шик и его наследники
Фото: © сайт ru.ruwiki.ru/Художник — Григорий Гагарин
Черкеска
Исторически одежда отражала не только климат и быт, но и национальное самосознание. Несмотря на многообразие народов региона, можно выделить общие черты комплекса кавказского костюма, пишет историк Звездана Доде в работе «Костюм населения Северного Кавказа
Раннесредневековый костюм (VII—XIII вв.) включал короткие штаны, чулки, кафтан и мягкую кожаную обувь. А влияли на него Хазарский каганат и степняки-половцы. Тюркоязычные кочевники носили приталенный расклешенный распашной кафтан до колен с отворотами.
— В X веке арабский путешественник Абдуллах Аль-Масуди впервые упомянул вещи черкесов, — рассказывает Ирина Хашева, замдиректора Национального музея КБР. — Он писал, что черкесы носят белые одежды, римскую парчу, пурпуры, иные виды шелковых материалов, затканные золотом.
Количество шелка в костюме говорило о статусе. Это отразилось в северокавказской пословице об обедневших людях знатного происхождения: «Ветхая тряпка, да шелковая».
В
После XIV века черкески уже прочно вошли в мужскую моду Кавказа. И каждый народ привносил в этот элемент костюма что-то свое.
Фото: © собрание Национального музея КБР Литография из альбома Григория Григорьевича Гагарина.
— Основные требования к одежде — сдержанность, граничащая с простотой, при этом изящество форм и, что особенно важно, функциональность. Конечно, мужчина в черкеске выглядел аккуратным, подтянутым, бравым, смелым, — отмечает Ирина Хашева.
По ее словам, черкеска — исключительно кавказский народный костюм. За пределами региона ее носили разве что некоторые подразделения императорской армии. А личная охрана короля Иордании и сегодня облачена в национальный костюм этнических черкесов, из которых и состоит.
К концу XV — началу XVI веков на Кавказ пришли терские казаки. Их костюм вобрал татарские, кавказские, турецкие и польские влияния: яркие ткани, сложные узоры, сапоги с ремешками и пряжками, пишет Анастасия Голодова в работе «Традиционная одежда терского казачества как элемент культуры…».
Характерные элементы казачьей одежды — папаха (меховой головной убор), бурка (длинная накидка из овечьей или козьей шерсти) и башлык (головной убор из сукна в виде капюшона с длинными закругленными концами, который надевался поверх другого головного убора).
Казаки переняли и черкеску — шили ее из серого сукна и носили поверх бешмета. «Советская черкеска» стала короче дореволюционной, а на рукава командиров нашивались армейские знаки различия.
Код современного Кавказа
По словам стилиста Валентина Трувала, хотя мужчины более сдержанно относятся к моде, интерес к ней растет. Эксперт предполагает, что во многом этому способствует более открытое новому молодое поколение и популярность психотерапии.
— Мужчины стали больше разбираться в теме своих эмоций, благодаря этому и развивается интерес к стилю. Потому что стиль — это про то, какой ты, кем хочешь быть, как хочешь, чтобы люди тебя видели, — считает Валентин Трувал.
Стилист уточняет: стандартный образ кавказца сегодня — спортивный, объемный, многослойный у молодых и более простой, практичный у людей постарше. Пожилые мужчины часто комбинируют современные элементы одежды с винтажными, за счет чего выглядят даже более стильно, чем молодежь. Общая же черта — желание демонстрировать материальную состоятельность.
Фото: © личный архив Эльдара Хагажеева
Основатель HASA Эльдар Хагажеев согласен, что на Кавказе актуальна сдержанная одежда. На этом факторе и строится ДНК бренда, основанного на черкесской и адыгской этике.
Консервативной местную моду называет и Павел Калашников, сооснователь бренда уличной одежды IAMREBEL. В приоритете по-прежнему — комфорт и удобство.
— Мода на мужественность настолько естественна, что едва ли когда-то потеряет спрос. Как раз по этой причине 70% одежды, которую у нас покупают, — черного цвета. Топовые позиции — это черные джоггеры, черная футболка, черный худи и черный бомбер. Следующие по популярности цвета — белый и серый, — делится Павел Калашников.
По мнению основательницы бренда «Сурепка» Дарьи Поповой, на выбор местных мужчин может влиять климат региона — на Кавказе достаточно жарко. Кстати, именно поэтому «Сурепка» часто в переосмыслении русского национального костюма работает со льном.
Выражение собственного стиля неразрывно связано с обозначением национальной идентичности, и интерес к корням сегодня растет. Валентин Трувал подчеркивает, что многие пытаются удовлетворить эту потребность, как раз покупая этно-вещи.
Дизайнеры на волне спроса встраивают элементы национального костюма в современную одежду. При этом, по мнению Эльдара Хагажеева, делать это нужно деликатно:
— Часто локальные бренды используют имитацию газырей. Но, как по мне, имитировать наличие патронов на груди неуместно.
Сооснователь IAMREBEL также отмечает тренд на возрождение национального костюма. При этом, по его мнению, даже одежда без этнических мотивов, а лишь с отсылками к Кавказу объединяет людей.
— Когда на улице встречаются двое в нашей одежде — они непременно идентифицируют друг друга с первого взгляда и получают то самое ощущение некой общности, которая незримо усажена на их плечи.