Нурьян Сайдулова, участница Ассоциации в сфере легкой промышленности Дагестана, готовится представить новую коллекцию на форуме «Содружество моды» в Санкт-Петербурге. В интервью она объясняет, как этника ломает стереотипы и почему кавказская мода — это не просто одежда, а манифест самобытности.
Фото: © пресс-служба Межпарламентской Ассамблеи СНГ
Оверсайз от прабабушек
— Какие элементы дагестанской культуры и истории вдохновляют вас в создании коллекций?
— История народов, быт, традиционные промыслы, сама природа — все это вдохновляет на создание коллекций. Наши дизайнеры представляют разные территории Дагестана, каждая со своим мировоззрением и культурой. Север и юг республики, горы и равнины — это совершенно разные полюса.
В новой коллекции, например, можно увидеть узоры с лезгинского ковра в элементах, напоминающих морскую пену, орнаменты и формы аварской культуры — в образе свободолюбивой орлицы, парящей высоко в горах. Есть и символ овцы — овцеводства как традиционного занятия.
— Какие этнические элементы дагестанской одежды, по вашему мнению, можно оставить аутентичными и носить в современных образах?
— Крой, формы, многослойность — то, что сегодня называют «оверсайз», давно существовало у наших бабушек. К примеру, это свободные платья-«капоты», поверх которых надевали кафтаны, опоясывали серебряными поясами или кушаками и обильно украшали аксессуарами из серебра и мельхиора.
Обязательно надевали шаровары и большой платок поверх головного убора — чохто, в котором прятались роскошные косы девушек. Каждый орнамент — целая история семьи. Эти насыщенные образы предков можно и нужно интегрировать в современность.
— В прошлом году вы покорили зрителей форума образами с бурками и папахами. В чем секрет успеха и есть ли интерес к этническим элементам у молодежи?
— Папаха для дагестанца — это не просто головной убор, а символ мужества и чести. Она участвовала в обрядах — например, выбора невесты. Несколько молодых людей бросали головные уборы к ногам понравившейся девушки, а она оставляла себе ту, что принадлежала избраннику. Бросая в ноги папаху, звали на поединок на кинжалах.
Сегодня папаха — по-прежнему важный атрибут, который парни используют на съемках, фотосессиях или в поездках по Дагестану. Мы же решили использовать этот исконно мужской головной убор в женском современном образе — как олицетворение женской силы и уверенности в будущем.
Девушки также включают этнические мотивы или украшения, чтобы создать незабываемый образ на свадьбу. Это очень значимое событие, и все чаще дагестанцы используют на свадьбах этнический дресс-код.
Дагестанская мода без границ
— Какова роль дагестанской моды на российском и международном подиуме?
— Дагестанская мода уже завоевала любовь многих своей колоритностью и необычными формами. Лично я вижу в ней патриотизм: в образах девушек и юношей сохраняются традиции и культура каждого из многочисленных народов республики.
— Что дает вам участие в форуме «Содружество моды»?
— Первое — душевное удовольствие, говорю как художник. Дизайнеру нужно получать эстетическое наслаждение, чтобы творить красоту и дальше. Второе — это коммуникации, ведь каждая встреча с нужными людьми — это возможность коллаборации для развития индустрии легкой промышленности в нашей стране. Для этого и организуются такие форумы.
— Какой будет коллекция, которую вы представите в этом году?
— Хотелось бы, чтобы участники форума соприкоснулись с историей Дагестана, с его необычайной природой, богатой культурой.
— Кто готовит ваши коллекции — мастера-ремесленники, фабрики или вы сами?
— Каждый дизайнер-модельер сам воплощает свою задумку в реальность. Важно, чтобы каждая строчка, каждый узор были на своем месте. Ручной труд не заменишь техникой. Строчки можно дать машинкой, а вышивки? Орнаменты? В этом уникальность: одна вышивка не похожа на другую.
— Могут ли этнические вещи стать частью повседневного гардероба?
— Думаю, да. Уже сейчас я замечаю, что на улицах носят изделия, схожие с теми, что носили наши бабушки. Все чаще используются орнаменты, узоры, народные вышивки. И это классно.
— Есть ли разница в том, как вашу одежду воспринимают в Дагестане и в Москве или Санкт-Петербурге?
— Живущих на родине кавказцев этникой не удивить, но среди переехавших в столицу наши подиумные образы производят фурор. Видимо, воспринимают нас как кусочек родного края, украшающий серые будни.
— Если представить Дагестан через один образ, каким он будет?
— В моем понимании это был бы образ воинственной горянки, готовой встать на защиту родины. Как Парту Патимат из народных преданий времен завоеваний Тамерлана. Это был бы брючный удобный костюм и бурка, которой можно укрыть близких и в то же время быть элегантной и заметной. Смешение истории и современности.
— Сколько времени уходит на создание одного образа?
— Цикл от эскиза до готового изделия может занять не один месяц. Идею нужно прожить. Но бывало, что на пошив сложного изделия уходило два дня — круглосуточная работа, когда, несмотря на сжатые сроки, важно не упростить идею и сохранить концепцию.
— С какими сложностями сталкиваетесь при адаптации традиционного костюма?
— Прежде всего, ткани — сложно подобрать современные под исторический крой. Раньше материалы были жестче, не каждый мог позволить себе шелк и бархат. Мы же используем современные ткани и методы кроя, но сохраняем формы, внешние признаки. Мы не воссоздаем прошлое, а адаптируем фольклорные образы.