Мое дело
Стежок за стежком
23 мая, 2023
Тоска по родной Северной Осетии подтолкнула петербургского студента открыть бизнес. Путь от аутсорсинга к собственному бренду спортивной одежды

Всегда яркие цвета, часто в тон национального флага, принты со стихами кавказских классиков или с мотивами из творчества художников и ткани, не теряющие презентабельный вид даже спустя несколько лет. Людей в одежде бренда Fyrank (в переводе с осетинского «барс») сегодня нередко можно заметить на улицах Владикавказа и других городов. О пути от раздачи пары футболок друзьям до продажи сотен товаров в спортивных отделах в крупных ТЦ и монобрендовом магазине поговорили с основателем компании Заурбеком Токати.

«Сначала это была одна вешалка»

Бренд спортивной одежды с осетинским колоритом Fyrank, как ни странно, родился в Санкт-Петербурге, где учился в университете и подрабатывал охранником будущий бизнесмен.

— Всячески пытался замещать тоску по малой родине, — объясняет Заурбек Токати. — Участвовал в работе осетинской диаспоры, танцевал в ансамбле, выступал на спортивных состязаниях. И мне всегда было морально легче в одежде с национальной атрибутикой.

Первыми вложениями в дело стали деньги, отложенные с зарплаты. С каждой оставалось тысяч по 15, вспоминает Заурбек. Накоплений хватило для заказа нескольких маек с национальной символикой. Парень раздал их друзьям-спортсменам в Питере и отправил в Северную Осетию. Следующие две недели телефон не смолкал: люди просили еще маек. На изготовление новых линеек ушло несколько месяцев.

— На 15 тысяч рублей и доходы с продажи я не мог построить собственное производство. Все делалось на аутсорсинге, но по моим идеям и под контролем. Даже крупные бренды часто шьют одежду на сторонних фабриках, — объясняет основатель Fyrank.

Спустя полгода кроме футболок появились шорты, леггинсы, спортивные костюмы, трико, шапки и кепки. В основном ассортимент был рассчитан на бойцов смешанных единоборств, но заказы поступали и от представителей вольной борьбы, футбола и даже от шахматистов и гимнасток.

— Мы разместили продукцию в одном из торговых центров Владикавказа. Сначала это была одна вешалка, а через полгода — треть площадей магазина. Это стало «маячком»: пора иметь свой «дом», открывать монобрендовый магазин.

«Тогда я понял: мы стали настоящим брендом»

Кризис дважды бил по бизнесу. В первый раз в коронавирус, когда закрылись все торговые центры. Тогда Заурбек за сутки сменил профиль со спорта на медицину.

— Каждый день шили по 100−150 брендированных масок. Потом перестали успевать наносить логотип компании: маски с нашей символикой раскупали моментально. Тогда я понял: мы стали настоящим брендом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Газыри на женских платьях
Главбух из Нальчика в декрете научилась шить с нуля, основала свой бренд и представила коллекцию на престижной неделе моды. Джамиля Афашагова — о сочетании традиций и современного кроя

Продажи упали вновь в феврале 22-го. Выходом стал запуск женской линейки. Параллельно Fyrank поддерживал гуманитаркой военнослужащих. Преодолев кризис, основатель бренда вместе с компаньоном Сосланом Караевым решили организовать собственное производство, но от сотрудничества со швейными фабриками не отказываются. Пока именно на них по уникальным лекалам шьют модели, идеи которых придумывают компаньоны. Воплощением занимается технический дизайнер.

— Свое производство позволит нам контролировать качество. Мы сами сможем выбирать ткани и варианты их поставки из-за границы. Пока мы ограничены тем ассортиментом, что завозят в страну.

В планах — не огромная фабрика, а небольшое ателье. Бизнесмен сравнивает его с открытой кухней в ресторане. Желающий может прийти, посмотреть, как шьют одежду, попросить снять с себя мерки и заказать футболку или спортивный костюм.

— Наши клиенты — это, конечно, осетинская молодежь, но не только в республике. Тоска по родине мучала не только меня. У нас заказы на крупные партии в США, Испанию, Германию, Италию.

«Трепет от национальной символики»

— В Осетии много хороших производителей одежды. Наши компании шьют одежду не хуже, чем европейские с «модными ярлычками». Иногда местные бренды дороже, потому что шьются не в массовом порядке.

Токати продвигает идею создать «швейный инкубатор». На площади в четыре тысячи «квадратов» планируется объединить лучших производителей одежды в регионе. Первым шагом стал организованный Заурбеком вместе с единомышленниками показ мод. В нем участвовали десять осетинских производителей. Fyrank также не остался в стороне, и представил публике не только спортивную, но и повседневную одежду, стилизованную под традиционную черкеску, с газырями и плетеными пуговицами.

— Люди испытывают трепет от национальной символики. Мы получили колоссальный отклик, люди готовы были ехать в магазин и покупать эту одежду. Но мы пошили ее в единственном экземпляре. После показа мы решили запустить эту линейку в массы, а наши дизайнеры продолжили активно погружаться в историю кавказских регионов.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Голуби — это целый мир». Как пенсионер из Дербента начал водить необычные экскурсии по городу
У жителя южной столицы Дагестана Юкселя Алекперова два хобби — история и голуби. И, как оказалось, их можно объединить
В горном одиночестве. Павел Деревянко и Надежда Михалкова снялись в комедии про осетинского дедушку
В Северной Осетии завершились съемки фильма «Старый орел». Поговорили с актерами и создателями картины
Чемпионка России по карате Камила Борадзова: «Женский спорт не терпит поблажек»
Осетинская спортсменка — о том, почему она предпочла боевые искусства танцам и могут ли женщины быть сильнее мужчин
Едем кататься. Обзор всех семи горнолыжных курортов Северного Кавказа
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
«Счастье — в простых вещах»: правила жизни «семьи года» из Владикавказа
Каким видят идеальный день родители семерых детей, почему решили переехать в Осетию и как относятся к запретам
Новые вызовы журналистики. Что обсуждают на международном медиафоруме «PRO Кавказ» во Владикавказе
Более 400 экспертов, журналистов федеральных и региональных СМИ собрались в столице Северной Осетии, чтобы поговорить о трансформации медиасферы
Полная версия