Всегда яркие цвета, часто в тон национального флага, принты со стихами кавказских классиков или с мотивами из творчества художников и ткани, не теряющие презентабельный вид даже спустя несколько лет. Людей в одежде бренда Fyrank (в переводе с осетинского «барс») сегодня нередко можно заметить на улицах Владикавказа и других городов. О пути от раздачи пары футболок друзьям до продажи сотен товаров в спортивных отделах в крупных ТЦ и монобрендовом магазине поговорили с основателем компании Заурбеком Токати.
Бренд спортивной одежды с осетинским колоритом Fyrank, как ни странно, родился в Санкт-Петербурге, где учился в университете и подрабатывал охранником будущий бизнесмен.
— Всячески пытался замещать тоску по малой родине, — объясняет Заурбек Токати. — Участвовал в работе осетинской диаспоры, танцевал в ансамбле, выступал на спортивных состязаниях. И мне всегда было морально легче в одежде с национальной атрибутикой.
Первыми вложениями в дело стали деньги, отложенные с зарплаты. С каждой оставалось тысяч по 15, вспоминает Заурбек. Накоплений хватило для заказа нескольких маек с национальной символикой. Парень раздал их друзьям-спортсменам в Питере и отправил в Северную Осетию. Следующие две недели телефон не смолкал: люди просили еще маек. На изготовление новых линеек ушло несколько месяцев.
— На 15 тысяч рублей и доходы с продажи я не мог построить собственное производство. Все делалось на аутсорсинге, но по моим идеям и под контролем. Даже крупные бренды часто шьют одежду на сторонних фабриках, — объясняет основатель Fyrank.
Спустя полгода кроме футболок появились шорты, леггинсы, спортивные костюмы, трико, шапки и кепки. В основном ассортимент был рассчитан на бойцов смешанных единоборств, но заказы поступали и от представителей вольной борьбы, футбола и даже от шахматистов и гимнасток.
— Мы разместили продукцию в одном из торговых центров Владикавказа. Сначала это была одна вешалка, а через полгода — треть площадей магазина. Это стало «маячком»: пора иметь свой «дом», открывать монобрендовый магазин.
Кризис дважды бил по бизнесу. В первый раз в коронавирус, когда закрылись все торговые центры. Тогда Заурбек за сутки сменил профиль со спорта на медицину.
— Каждый день шили по 100−150 брендированных масок. Потом перестали успевать наносить логотип компании: маски с нашей символикой раскупали моментально. Тогда я понял: мы стали настоящим брендом.
Продажи упали вновь в феврале 22-го. Выходом стал запуск женской линейки. Параллельно Fyrank поддерживал гуманитаркой военнослужащих. Преодолев кризис, основатель бренда вместе с компаньоном Сосланом Караевым решили организовать собственное производство, но от сотрудничества со швейными фабриками не отказываются. Пока именно на них по уникальным лекалам шьют модели, идеи которых придумывают компаньоны. Воплощением занимается технический дизайнер.
— Свое производство позволит нам контролировать качество. Мы сами сможем выбирать ткани и варианты их поставки из-за границы. Пока мы ограничены тем ассортиментом, что завозят в страну.
В планах — не огромная фабрика, а небольшое ателье. Бизнесмен сравнивает его с открытой кухней в ресторане. Желающий может прийти, посмотреть, как шьют одежду, попросить снять с себя мерки и заказать футболку или спортивный костюм.
— Наши клиенты — это, конечно, осетинская молодежь, но не только в республике. Тоска по родине мучала не только меня. У нас заказы на крупные партии в США, Испанию, Германию, Италию.
— В Осетии много хороших производителей одежды. Наши компании шьют одежду не хуже, чем европейские с «модными ярлычками». Иногда местные бренды дороже, потому что шьются не в массовом порядке.
Токати продвигает идею создать «швейный инкубатор». На площади в четыре тысячи «квадратов» планируется объединить лучших производителей одежды в регионе. Первым шагом стал организованный Заурбеком вместе с единомышленниками показ мод. В нем участвовали десять осетинских производителей. Fyrank также не остался в стороне, и представил публике не только спортивную, но и повседневную одежду, стилизованную под традиционную черкеску, с газырями и плетеными пуговицами.
— Люди испытывают трепет от национальной символики. Мы получили колоссальный отклик, люди готовы были ехать в магазин и покупать эту одежду. Но мы пошили ее в единственном экземпляре. После показа мы решили запустить эту линейку в массы, а наши дизайнеры продолжили активно погружаться в историю кавказских регионов.