9 сентября во Владикавказе после многолетнего ремонта открылся Национальный музей Северной Осетии. Здания одели в леса еще в конце 80-х годов прошлого века. Все экспонаты сложили в фондохранилищах. Развал Советского Союза остановил реконструкцию одного из старейших на Северном Кавказе музеев на 20 лет.
В последние годы строительные работы в музее возобновились. Реставраторам из Осетии и Санкт-Петербурга предстояло вернуть музейному комплексу исторический облик. Экспозиции располагались в особняке купца Ходякова и на Табачной фабрике Вахтангова — обоим зданиям больше века. Строители отреставрировали фасады, уложили гранитную плитку, установили деревянные окна и двери, провели отделку залов.
Теперь каждой эпохе музейщики смогли выделить целый зал. После ремонта в распоряжении Национального музея четыре здания, в фондохранилищах нужные температура и влажность. А настоящая роскошь для осетинского музея — реставрационные мастерские для восстановления археологических находок.
Смотреть в главном музее Северной Осетии есть на что: в фондах 70 000 экспонатов. Вместе с директором музея Батразом Цогоевым мы выбрали самые интересные — от эпохи палеолита до современной истории.
Голова идола
Обычно экспонат хранят в сейфах драгоценных металлов Национального банка. В нем почти два килограмма чистой бронзы. В музей «Голову идола» привозят лишь на время выставок. Но ценен экспонат не только в прямом смысле слова.
«Голову идола» нашли пастухи возле селения Нар в 1913 году. Тогда же горцы передали артефакт в главный музей Северной Осетии. По мнению ученных, предмету около 4 тысяч лет и принадлежит он к кобанской культуре. Крепко сжатые узкие губы, выступающие надбровные дуги, длинный прямой нос. Археологи до сих пор спорят, кого отлили в бронзе — мужчину или женщину. Отверстие под серьгу в ухе путает еще больше. Но в одном сходятся все: лицо словно гипнотизирует.
Ученые предполагают, что «Голова идола» это не просто изображение конкретного человека. Скорее всего, кобанцы воспринимали предмет как олицетворение божества, а сама голова хранилась в святилище.
Махческий лабиринт
Для установки этого экспоната в выставочный зал пришлось нанимать группу профессиональных грузчиков и спецоборудование. Вес камня, который ученые называют «Махческий лабиринт», — несколько сотен килограммов.
Камень необычной формы, с нанесенным рисунком обнаружили у селения Махческ в Северной Осетии. Первая информация о нем появилась в 1875 году. На объекте изображен лабиринт и несколько более мелких символов.
В народе лабиринт связывают с жилищем Сырдона — героя нартского эпоса. По легенде самый хитрый из нартов жил в подземелье и путь к его дому был известен лишь ему одному. Но эта версия быстро разбивается об аргументы. Аналогичные лабиринты на камнях и на поверхности земли ученые находят по всему миру. Существует даже специальный термин — семивитковый лабиринт. В древности он символизировал смерть и возрождение, своеобразный переход между двумя мирами.
Музейщики часто демонстрируют гостям необычные свойства камня. Если поднести ладонь к «Махческому лабиринту», можно почувствовать исходящее от него тепло, а подвешенный маятник раскачивается без помощи человека.
Загадочный череп
Этот экспонат Национального музея Северной Осетии заинтересует любителей инопланетных загадок. Они наверняка увидят в вытянутом черепе черты пришельца. Но на самом деле все проще: представители многих народов намеренно придавали голове такую форму. Предки осетин не исключение. Вытянутый, словно яйцо, череп был признаком благородного происхождения. Значит, перед нами представитель знати. Чаще бинтовать голову ребенку начинали с рождения. В таких повязках дети ходили первые годы жизни.
Череп из музея принадлежал женщине. Это видно по невыраженным надбровным дугам. Жила эта женщина около полутора тысяч лет назад, предполагают ученые.
Наряд средневековой женщины
Нацмузей Северной Осетии — сокровищница для специалистов по старинной одежде. Здесь большая коллекция национальных костюмов, сохранившихся почти в первозданном виде. Причина — способ захоронения. Среди кавказских народов именно у осетин распространено погребение в склепах, а не под землей, где ткань быстро портилась.
Самый известный склеповый могильник «Город мертвых» расположен в селении Даргавс. Большое количество мужской и женской одежды именно оттуда. В склепах хоронили с конца XVI до XIX века, поэтому ученым легко проследить трансформацию костюма.
К примеру, этот женский кафтан ярких цветов, значит, уже тогда с помощью красителей могли расцвечивать ткани. Везли ткани из-за границы, но часть костюмов, как, например, этот, шилась из домотканых материалов. Костюм состоятельной женщины Средневековья состоял из 11 элементов. Чаще все предметы шили из шелка, что обходилось в большие суммы.
Трактор середины 1930-х
Очередной экспонат расположился прямо на блестящем музейном паркете. Посреди зала советского периода стоит настоящий трактор Владимирского тракторного завода. Трактор выпустили в 1934 году. Больше тридцати лет он выполнял свои прямые обязанности в поле, а затем стал музейным экспонатом. Некоторые помнят, как трактор ВТЗ ехал по проспекту Мира к месту своей постоянной стоянки.
Последние 20 лет трактор был разобран. Перед открытием музея его снова собрали, зачистили от ржавчины и покрасили. Работники говорят, что «железный конь» до сих пор на ходу и хоть сейчас может отправиться в поле.
Боевое знамя
Отдельный зал музея посвящен истории Великой Отечественной войны. На фронт отправились около 90 тысяч жителей республики. В экспозиции личные вещи и уникальные документы полководцев Иссы Плиева, Хаджи-Умара Мамсурова, Георгия Хетагурова. Благодаря работе поисковиков коллекция постоянно пополняется найденными на месте боев оружием и личными вещами бойцов Красной Армии.
На почетном месте красный стяг — это знамя 10-го гвардейского стрелкового будапештского корпуса. Флаг принадлежал частям, защищавшим подступы к Владикавказу осенью 1942 года. Тогда фашисты направили лучшие силы для прорыва в Закавказье, но пройти последний рубеж им не позволили 18- и 19-тилетние солдаты. По некоторым данным, из общего числа защитников Владикавказа в живых осталось только пятая часть бойцов.
Балетная пачка
Многие помнят знаменитую фразу из советской комедии, что «не зря все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета». Среди «тружеников» отечественной хореографии осетинка Светлана Адырхаева. В 17 лет прима-балерина дебютировала на сцене Челябинского театра, в 22 года — в Большом. Образ Одетты и Одиллии в «Лебедином озере» — самая знаменитая роль на сцене главного театра страны. В коллекции музея есть пачка, пуанты и корона балерины. Их Светлана Адырхаева лично передала в фонды Национального музея родной республики.