Центр цифрового образования «IT-Куб» расположен в региональном центре развития дополнительного образования. Здесь учат основам алгоритмов и логики, системному администрированию, языкам программирования, созданию мобильных приложений.
Торжественное открытие центра состоялось в ноябре прошлого года. Даже в оформлении здания виден креативный подход. Один из логотипов — бабочка из шестеренок. Робот из мультфильма «Валли» на стене словно просит войти в одну из дверей, а за границы нарисованного космоса вылетает ракета. При входе в первый кабинет создается ощущение, что дети смотрят на компьютерах мультфильм про Бабу-Ягу. На каждом экране — метла, которая пытается избежать столкновения с облаками. Мальчики и одна девочка 8−12 лет учатся основам Scratch-программирования.
— Эта программа используется в легендарном Гарвардском курсе по основам программирования CS-50, — объясняет руководитель центра Айнди Махмудов. — О нем знают все айтишники. Они начинают именно со скретча, потому что тут используются все нужные базовые конструкции, а затем переходят на другие языки программирования.
Пока дети осваивают компьютерные премудрости, в коридорах слышится «Дружба крепкая» — это девочки в студии звукозаписи, расположенной здесь же, учатся музыкальной грамоте. В другом кабинете постигают основы создания 3D-графики. Тут часто пользуются шлемом виртуальной реальности с контролерами. Глазом, не вооруженным подобными очками, трудно понять, с чем борется ушедший в другое измерение человек. Айнди мечами разбивает кубики. Со стороны он выглядит как Дон Кихот, сражающийся с ветряными мельницами.
Кузницей программистов в Чеченской Республике является факультет автоматизации и прикладной информатики Нефтяного университета. По сложности учебы он уступает разве что медицинскому. Поэтому выпускник, успешно прошедший через тернии ФАПИ, пользуется особым уважением в региональной айти-среде. Айнди получил диплом о его окончании в 2016 году.
— У меня был дипломный проект для обучения детей программированию. Я готовил его на основе программы Sonic Pi, — вспоминает программист. — Настолько глубоко ушел в работу, что дошел до ее разработчика — это Сэм Аарон из Кембриджа. Он связал меня со своими студентами, которые там работают. Я тогда еще слабо владел английским, общался с ними при помощи переводчика и предложил им перевести программу на русский, но они сказали, что еще не пытаются это все экстраполировать на другие страны. Так что я записал свои видеоуроки, создал сайт.
Прежде, чем возглавить «IT-Куб», Айнди работал в республиканском центре детско-юношеского технического творчества, грозненском «Кванториуме», фонде имени шейха Зайеда и технопарке «Казбек». В 2020 году его пригласили возглавить центр, открытый в Грозном по федеральному проекту «Цифровая образовательная среда».
Стать здешним преподавателем не так-то просто. Недостаточно пройти собеседование, нужно еще успешно справиться с тестированием от партнеров центра — компаний «Яндекс», CISCO и Samsung.
— Подбор сотрудников был одним из самых сложных этапов, — говорит Айнди Махмудов. — Из предложенных мною восьми человек по направлениям от компании Samsung прошли только двое. По «Яндексу» в первый год вообще никого из претендентов не взяли — хотя они и владели необходимыми языками программирования, но баллов набрали недостаточно. Но все эти партнерские соглашения дают нам значительное преимущество. Например, Samsung при успешной защите проекта вручает нашему выпускнику сертификат, который облегчает ему поступление в ведущие вузы нашей страны — МГУ, МФТИ и так далее.
Сегодня студентами центра являются более 300 детей от 7 до 18 лет. Учатся они бесплатно. По окончании годового курса ребята могут выступить с защитой проекта или просто получить сертификат о прохождении определенной программы.
В Чеченской Республике очень сильны гендерные стереотипы. «Ты же девочка» — здесь не столько аргумент, взывающий к определенному образу действий или внешнему виду, сколько категоричный запрет на ту или иную деятельность. Есть множество сфер, которые принято считать исключительно мужскими, например профессиональный спорт. Среди студентов «IT-Куба», обучающихся программированию, девочек тоже немного. Директор говорит, что дело не в способностях — просто это направление популярнее у мальчиков.
Амине Гайсаевой 16. Она — разрушительница стереотипов о «программировании для мужчин». Студентка окончила направление по одному из языков программирования и даже создала игру. На разработку приложения у нее ушли две недели. Главная задача пользователя — рассортировать мусор по бакам, предназначенным для стекла, пластика или для металла. Сейчас разработчица осваивает 3D-графику. Еще Амина хорошо рисует и в будущем хочет заниматься созданием компьютерных игр.
— Это не просто для души — это моя жизненная цель: создавать игры, чтобы люди в них играли, чтобы был сюжет, — смущенно признается девушка. — То, что программирование не для девочек, неправда. Это любому под силу, было бы желание. Отец моим занятиям только рад, говорит: «Развивайся в этом направлении». Маме, правда, мое увлечение не всегда нравится, она часто восклицает: «Ну, ты же девочка!»
Доска почета центра заполнена грамотами. Разработки юных программистов занимали призовые места во множестве конкурсов: на чемпионате СКФО, всероссийском хакатоне по мобильной разработке среди старшеклассников, олимпиадах по программированию.
Одним из самых популярных направлений IT-творчества у детей являются боты. По словам преподавателя Исы Эзербаева, «ограничения только в воображении».
— Один ученик в прошлом году создал двусторонний бот для Телеграм-канала. Сначала он высылал картинку с изображением буквы матери ребенка, она включала микрофон и произносила ее, а потом бот совмещал эту картинку с голосом, чтобы ребенок таким образом изучал алфавит при помощи голоса самого близкого человека.
Многие дети, приходящие в «IT-Куб» на самые первые свои занятия, еще не умеют читать. Но это, по словам преподавателей, не мешает им осваивать программу курса.
— На первом этапе мы обучаем их не классическому программированию: сначала они собирают готовые блоки, но их нужно собрать правильно, чтобы программа работала, — подчеркивает Айнди Махмудов. — И они справляются. Больше скажу, львиная доля проектов на защите бывает у этих маленьких детей. И, кстати, какой-то плюс у гаджетов есть: дети, выросшие в их эпоху, могут лучше взаимодействовать с интерфейсами.
В IT есть такое направление, как UX/UI. То есть один специалист планирует, как вы будете пользоваться устройством и что вам нужно сделать, чтобы выполнить на нем определенное действие. А другой — придумывает «внешнее оформление» этих шагов. Например, мы понимаем, что зеленый кружок — это кнопка, которую нужно нажать, а крестик, расположенный наверху, предназначен для того, чтобы что-то закрыть. Вот это понятие дизайна у современных детей — просто на уровне инстинктов, они значительно лучше нас понимают, как нужно взаимодействовать с информационным продуктом. Честно скажу, они на лету схватывают то, что я, допустим, начал «догонять» только пару лет назад. То же программирование, которое для меня вплоть до окончания вуза было сложной темой, и я до сих пор исследую как что-то новое, они усваивают за пару месяцев. Детский мозг более восприимчив. Они лучше запоминают, но самое главное — они не ленятся искать информацию. У них ко всему этому более сильный интерес, чем у взрослого.