— Мне удалось поучиться в разных странах: в Токио в Институте индустриальных наук, в Университете Генуи в Италии. Но где бы я ни находилась, мой дом был всегда здесь, и мне хотелось поменять что-то к лучшему в республике, — объясняет декан физико-технического факультета Северо-Осетинского госуниверситета Инга Тваури.
Инга решила попробовать вернуть профессии физика престиж и открыть североосетинским детям путь в мировую науку.
О том, как дотянуться с парты во Владикавказе до стажировки в крутом научном центре и лекций нобелевских лауреатов, ученая рассказала «Это Кавказ».
Сумасшедший Илон Маск и детские мечты
— Таких, как Илон Маск, многие считают сумасшедшими. Но такие, как он, меняют мир и сознание людей. У Илона Маска почти все проекты открыты — каждый может предложить идею по любому из его проектов. Прямо на сайте можно об этом заявить, и, насколько я знаю, они все идеи действительно рассматривают и раздают стипендии и гранты на их реализацию. Единственное, что может помешать североосетинскому школьнику или студенту попасть в проект к Илону Маску, — это незнание английского языка. Поэтому надо учить английский.
Сегодня я пытаюсь выстроить в республике систему, которая бы помогла реализовать мечты десятилетнего ребенка. Десятилетние дети еще мечтают, а четырнадцатилетние уже прекращают — и ждут указаний старших. Но старшие не всегда дают детям правильные рекомендации, какую профессию выбрать. Поэтому популяризация актуальных направлений — это то, что мы пытаемся делать всей нашей большой командой.
В мире глобальный кризис. Хотим мы того или нет, но мир и сознание людей меняются, и, на мой взгляд, в лучшую сторону. Очень важно не отставать от общих тенденций. Важно, чтобы ребята понимали, что живут на планете Земля и должны уже сейчас представлять себя через 10−20 лет, когда они будут решать глобальные вопросы. А для того, чтобы у детей появилась такая потребность, мы и работаем.
Оставить в науке
— Мы начали с привлечения в республику Фонда содействия инновациям в 2014 году и тогда же провели первый конкурс «Умник», который учредил и реализовывает фонд. Одиннадцать молодых людей от 18 до 28 лет получили по 400 тысяч рублей за свои научные исследования и разработки. Сегодня их уже шестьдесят, они реализуют проекты в республике, оставшись в науке благодаря этому конкурсу.
Ежегодно в нем активно участвуют студенты и выпускники СОГУ, Медицинской академии — у них есть интересные исследования по стволовым клеткам. Каждый год мы наблюдаем интересные и серьезные проекты в направлении информационных технологий.
«Никто не разговаривает с детьми»
— Конкурентноспособны ли наши выпускники? Эффективно система работает тогда, когда есть хороший средний уровень. Сколько ребят на Северном Кавказе поступают учиться на экономистов и юристов, но назваться лидерами в этих сферах мы не можем. Куда потом они деваются, чем занимаются?
По статистике ежегодно в республике выпускается около 5200 человек. Из них не более 700 сдает ЕГЭ по физике. Те, кто делает это на высоком уровне, уезжают из республики. Остается очень маленькая часть тех, кто осознанно идет на технические специальности. В СОГУ на физико-технический факультет мы набираем всего 20 человек, и на протяжении последних 10−15 лет мы не могли набрать «качественных» ребят. Очевидно, что нет качественной профориентационной работы. Никто не разговаривает с детьми, а тем более никто не разговаривает с их родителями, а у нас окончательное решение все-таки принимают взрослые.
«Не надо отбирать гаджеты у ребенка»
— Четыре года мы шли к открытию в 2017 году Центра молодежного инновационного творчества FabLab Alania по федеральной программе, которую реализует Минэкономразвития России.
С тех пор мы ходим на родительские собрания в школы, приглашаем к себе родителей с детьми и показываем им, чем оборудован центр и как устроены современные технологии. Мы объясняем, что не нужно бояться, если ребенок всем этим увлекается. Многие родители жалуются: «Ребенок „зависает“ в телефоне и компьютере». А вы просто дайте ему правильный вектор. Не надо отбирать гаджеты у ребенка, потому что завтра, хотим мы того или не хотим, он уже будет жить в новом мире с этими устройствами. Изолируя от них ребенка сегодня, вы делаете его неполноценным человеком в будущем. Другое дело, что детей надо учить правильно пользоваться современными технологиями, ведь они расширяют его умения.
Через Fab Lab прошло около 900 школьников. Это ребята, чей кругозор уже немного шире, и, возможно, они более уверенно смотрят в свое будущее. Важно, чтобы эти дети оставались в науке и делали интересные проекты мирового уровня — это наша основная цель.
«Нас очень мало»
— Два года назад мы зарегистрировали Ассоциацию молодых ученых и получили грант на «Машуке» с проектом школы молодых ученых. Когда мы задумали эту школу, то хотели сделать ее региональной. А чтобы понять, есть ли запрос со стороны молодых ученых, мы обратились к директору Открытого университета Сколково Екатерине Морозовой за статистикой: сколько ребят из Северной Осетии участвовало в их мероприятиях. И обнаружили, что по республике статистики нет вообще, а по всему Северному Кавказу за 2017 год было всего 170 регистраций. Тогда мы поняли, что надо охватывать весь округ, потому что нас очень мало. «Сколково» стал нашим партнерами, это придало статус мероприятию, и в итоге на первую школу молодых ученых Северного Кавказа приехало около 80 человек. Сегодня в каждой республике у нас есть единомышленники. Мы до сих пор общаемся, приглашаем друг друга на научные конференции, но, чтобы это произошло, нужно было провести эту первую школу.
В этом же году нас поддержал Фонд президентских грантов с проектом летнего лагеря юных исследователей и созидателей «Гиперкуб» для школьников.
Коллайдер и нобелевские лауреаты
— У нашего факультета есть выпускники, чьи имена известны в мировом научном сообществе. Среди них и сотрудники Объединенного института ядерных исследований в городе Дубна. Три года назад мы начали сотрудничать с ними и создали Информационный центр Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) на Юге России. Создание таких центров — мировая практика, которую ведет Центр ядерных исследований в Женеве и в Европе (ЦЕРН).
В Дубне реализуется мегасайенс-проект НИКА — мы строим свой коллайдер, его планируют запустить в 2023 году. У них огромные кадровые запросы, и уже пятеро наших аспирантов стали стажерами Объединенного института ядерных исследований. Физико-технический факультет СОГУ вошел в коллаборацию НИКИ. Нам выделили офис, рабочие места, и наши ребята активно трудятся там. Так что если молодой человек решил заниматься физикой на самом высоком уровне, то СОГУ может предоставить ему эту возможность.
Нам дали доступ к информационной сети ОИЯИ. Каждый вторник у нас прямая связь, наши ребята рассказывают о своих успехах. Студенты и все желающие могут приходить, слушать, задавать вопросы. Система позволяет провести экскурсию по институту в режиме онлайн, в том числе посмотреть, над чем работают в лабораториях. В институте постоянно проводят интересные лекции и семинары, туда приезжают нобелевские лауреаты. Мы можем не просто смотреть, но и быть активными участниками.
Утечка мозгов — это не всегда плохо
— Ученый все равно что художник или музыкант — если он не находит применения, то теряет себя. В 90-е годы большинство тех, кто остался в России, потеряли себя не просто как научного деятеля, но и как человека. Поэтому утечка мозгов была совершенно логичной и, может быть, даже необходимой.
Уезжают и сегодня. В головах сидит стереотип, что надо это делать. И, в принципе, это нормально, наука не имеет границ, и сегодня нельзя заниматься ей в отдельно взятом государстве. Я имею в виду фундаментальные исследования мирового уровня. Есть уникальные проекты, они создаются странами сообща, потому что очень финансово емкие. Они собирают вокруг себя ученых со всего мира. Учитывая это, мы никогда не закрываем ребят в республике. Я не остановлю студента, который подойдет ко мне и скажет, что хочет заниматься определенной темой где-нибудь в Канаде. Это хорошее намерение, которое нужно поддержать.
Почему я сама иногда ориентирую ребят на другие вузы, города и страны? Очень важно в какой-то момент уехать, набраться идей, знаний и вернуться, чтобы попробовать все это реализовывать у себя дома. Без зарубежного опыта довольно сложно стать профессионалом высокого уровня.
Дети, которые поменяют мир
— Радует, что сейчас стали понимать, что науку надо финансировать, а школьников — стимулировать. Огромное количество российских грантов и стипендий для молодых ученых позволяет ребятам оставаться после вузов в науке. И даже есть программа, способствующая возвращению наших состоявшихся ученых из-за рубежа.
Все эти меры логичны в условиях кризиса, в котором находится страна, и это верный путь, чтобы выйти из него. Лет через 10−15 мы увидим, что ситуация начала улучшаться. По крайней мере, ребята из «Кванториумов» и «Фаблабов» вырастут и начнут менять мир.
«В школе мы ходили смотреть на Луну»
— Мне так повезло, что в школе у меня был замечательный учитель физики Нонна Амирановна Хачирова — я бесконечно влюбилась в эту науку. На уроках физики у нас бывали интересные сценки, мы смотрели очень много советского научного кино. Почти каждую неделю по субботам Нонна Амирановна привозила откуда-то ведро с бобинами. Я не знаю, где она их брала, но она никогда не ленилась все это раздобыть, принести, собрать детей, показать… Собиралась вся школа, и потом мы обсуждали эти фильмы и получали задание подумать над физическими и философскими вопросами. В школе был телескоп, и мы ходили смотреть на Луну… Уже в университете моим наставником стал Тамерлан Таймуразович Магкоев, он показал мне мировой уровень науки и всегда поддерживал мой интерес к ней. Есть люди, кто осознанно идет в педагоги, — они горят своим предметом и могут заразить других. Это очень важно.
Заглядывая во Вселенную
— Физика как наука очень близка к философии. Невозможно осознать ее границы: чем глубже мы заглядываем в материю, во Вселенную и суть мироздания, тем больше вопросов возникает.
Настоящий ученый-физик — это человек, который не потерял интерес к миру. Он открывает каждую следующую страницу «книги» и не может остановиться, а у этой книги нет завершения. Настолько сложно устроен мир.
Физик — это невыросший ребенок. Себя, к сожалению, я такой не считаю, общественная деятельность меня как физика, наверное, убивает. Уже года два я не была в лаборатории. Когда у меня что-то не получается, я даю себе обещание, что вернусь к тому, что мне приносит максимальное удовлетворение, — научной работе. Но потом понимаю, что инициировала все эти проекты, чтобы и у других появился интерес и возможность заниматься наукой.