Компания Wargaming начинает экспансию на Кавказ. Молодежи здесь много, а играют мало. Проводного интернета мало, зато много мобильного. Поэтому ставку сделают на мобильные платформы. И, возможно, именно здесь пройдёт первый в мире киберспортивный чемпионат World of Tanks Blitz. Краткий путеводитель по виртуальному миру от вице-президента Wargaming.net, главного гейм-дизайнера проекта World of Tanks Сергея Буркатовского.
— С момента выхода игры World of Tanks доходы музея танков в Кубинке поднялись в четыре раза. Танки пришли в каждую семью, в каждую семью пришло горе, как говорят, — мужья стали играть, дети стали играть, все интересуются. Реально из игры мы, не рассчитывая на это, стали культурным феноменом.
***
Доля женщин в World of Tanks небольшая. Это в принципе-то не женская игра. У нас есть один товарищ, который подводит под это биохимическую основу: выделение адреналина — первая порция через три минуты, вторая порция ещё через сколько-то, выработка тестостерона, эндорфинов… Целую теорию вывел. А у женщин всё по-другому — и тайминг другой, и биохимия другая, поэтому, говорит, их у нас мало играет. У меня сейчас сын на биохимика учится, я все хочу его поспрашивать, но никак не соберусь.
***
Шутка про заниженную версию Т-34 специально для Дагестана остаётся шуткой. Но там действительно был заниженный танк. В результате ошибки модель Т-54 была на 20 см ниже, чем в реальности. А у нас же относительно честно считается баллистика. В результате снаряды от него рикошетили со страшной силой, в ближнем бою он вообще был практически непобедим.
***
Новые нации и танки в игре появятся. Насколько я знаю, Швеция уже проанонсирована, идут работы ещё по нескольким нациям. Понятно, что рано или поздно мы должны ввести итальянские танки, которые воевали. Мы очень хотим ввести польские танки. Польская танковая мысль была очень затейливой — и смешной, и интересной. Есть ещё отдельные танки россыпью: отличный аргентинский танк, его я давно хочу ввести, а мне не дают, потому что у него такое замечательное название — Nahuel. Есть испанские танки очень интересные.
***
Мы не по годам производства танков ориентируемся, а по их общему техническому уровню. Не хотим вводить управляемую ракету, гладкоствольные пушки. Решили не вводить многослойную броню, не вводить активную броню.
***
Рынок интеллектуальных развлечений страшно недооценён. Есть массы людей не охваченные. Выходят танки — и рынок практически удваивается, а потом растёт ещё больше. На рынке куча сегментов, до которых никто не докопался. Кто докопается — будет большим молодцом.
***
Мы притащили на этот рынок мужчин 30+. Следующим победителем будет тот, кто сделает большую игру для женщин 30+. Тот, кто сделает большую, красивую и мощную игру для женщин, тот, во-первых, отомстит мужикам за World of Tanks, а во-вторых, подключит к рынку сравнимый, а может быть, даже и больший сегмент. Общеизвестно, что в среднем зарабатывают больше мужчины, но тратят-то больше женщины. Сейчас женщины распределены по всяким «шарикам», «маленьким фермам». Вот мы сейчас сидим и думаем. Нам трудно — мы ж мужики. А женщины — это совершенно отдельная психология, мы это понимаем не полностью.
***
Дела с другими проектами обстоят по-разному. Какие-то открываем, какие-то закрываем. Но мы все делаем без анонсов. Анонс — сложная операция, войсковая практически. У нас есть единственное правило — не комментировать проекты, которые будут, могут быть или даже могут не быть. Поэтому много очень интересных фактов с нашей подводной, скрытой жизни подлежат оглашению, наверное, только лет через 5−10, и то если Виктор (Виктор Кислый, президент Wargaming. — Ред.) разрешит. Тут, извините, ничего сказать не могу.
***
О дополненной реальности думали многие. Ребята, которые сделали Pokemon Go, сделали первую хорошую, простую, достаточно надежную реализацию. Молодцы, открыли новый сегмент рынка.
Все хотели, все знали, куда примерно копать, некоторые даже копали. Мы, кстати, не копали вообще. Если танки выходят на улицу, это значит во всем мире что-то не так. Пусть остаются там, где есть.
***
Я играю во много игр, у меня просто обязанности такие — примерно знать рынок. И вне работы играю. В танки, да. И ещё в несколько игр, но я предпочитаю их не называть.
***
Моя жена не играет принципиально. Дети сейчас играют значительно меньше, поскольку учатся — один в МФТИ, другая в МИФИ, но знаю, что поигрывают. Во что — не знаю, пусть это будет их частной жизнью.
***
Проблемы с играми в семье, естественно, были. Решали очень просто — выдергиванием шнура, а как ещё? Учиться надо! У нас вообще был общий выключатель, который отрубал всё, кроме холодильника. Жена придумала. Все согласились, что это здравое решение.
***
Тут дело не в играх, а в общей усталости и в том, сделал ли ребенок более важные вещи. Уроки сделаны, к сессии подготовился, обязанности по дому выполнил, погулял — пожалуйста, можешь играть. Суть игры — это либо обучение, либо отдых. Если игра занимает своё место, тогда никакой проблемы нет.
***
Чрезмерное увлечение играми — это не проблема, а симптом проблемы. Симптом того, что в реальной жизни чего-то не хватает. Лучший вариант — не запрещать игры, а лечить проблему реальной жизни. Когда есть что-то интересное в реальности, игра сама собой отходит на второй план — это я и по себе, и по детям, и по остальным сужу. Почему дети играют? Потому что родители заняты: надо зарабатывать деньги, надо дом держать. Чтоб свозить куда-нибудь — в горы, на море, на отдых, не хватает ни времени, ни денег. Поэтому дети уходят в этот мир.
***
В 2008 году удачно получилось. Было в Сибири солнечное затмение, и мы с дочкой поехали его смотреть. Это было намного интереснее, чем любые игры.