Молодежь
«Умный» улей для спасения шмеля
12 ноября, 2020
398
В этом улье «ума» больше, чем в квартире: датчики температуры и влажности, автоматические дверцы, свой источник энергии. А создал его 15-летний школьник, мечтающий стать программистом

Большая комната с расставленным вдоль стен оборудованием, в центре — стол с бумагами и макетами. Так выглядит технологический класс Центра молодежного инновационного творчества «Орбита» города Изобильный Ставропольского края. Один из учеников ЦМИТа — Никита Сидоркин, девятиклассник, создавший прототип «умного» улья для шмелей. Его проект победил на региональном этапе конкурса «Ты — инноватор» и теперь участвует во всероссийском финале.

Шансы на победу у парня хорошие. Его улей практичен, интересен потребителю и решает сразу две большие проблемы шмелеводческой отрасли: отсутствие доступной автоматизации и регулярные отравления насекомых пестицидами.

Превосходство шмеля

Именно отравление насекомых подтолкнуло Никиту к созданию инновационного продукта:

— В прошлом году я услышал о массовой гибели пчел на территории России из-за бесконтрольного использования пестицидов в сельском хозяйстве. Владельцы полей не предупреждали пасечников, что планируется химическая обработка растений, это привело к гибели большого количества насекомых-опылителей.

Чтобы досконально разобраться в проблеме, Никита с руководителем «Орбиты» Натальей Сапрыкиной отправились в соседний поселок Солнечнодольск на предприятие «Агробиоцентр-Шмель», занимающееся разведением шмелей. Руководитель центра Владимир Чернов оказался большим энтузиастом, подробно рассказал про образ жизни и повадки насекомых, а также про технологические потребности шмелеводческой отрасли.

— После этой встречи мы переключились с пчел на шмелей, — объясняет Никита. — Оказалось, что они во много раз превосходят пчел: лучше выдерживают низкие и высокие температуры, перепады влажности, работают больше, являются превосходными опылителями даже самых горьких цветков — томатных. И они так же, как и пчелы, гибнут от отравления пестицидами, поэтому на время опасности их нужно закрывать. А поскольку в хозяйствах для опыления используется не один шмелиный улей, а сотни, то мое первое техническое задание состояло в разработке улья с возможностью автоматизированного управления заслонками летка.

Улей на мобильном приложении

Летком называется отверстие в корпусе улья для захода и выхода насекомого.

— В моем прототипе два отверстия: на вылет и на вход. Входное отверстие дополнено тоннелем, зауженным к концу. Через него шмели могут попасть внутрь, но обратно по нему уже не выберутся. Для вылета у них другое отверстие, — рассказывает Никита. — Когда приходит оповещение о скором распылении ядов, мы можем закрыть выход, оставив только вход. У шмелей есть свой цикл — они вылетают из гнезда, собирают нектар и пыльцу и возвращаются. Таким образом, если закрыть вылет, то все насекомые скоро соберутся в улье и не погибнут от химии, — рассказывает изобретатель.

Никита придумал использовать моторчик, который двигает шпильку с заслонками, и леток закрывается. Дверцы были распечатаны на 3D-принтере. Управлять ими можно с приложения в телефоне. Это первая и самая важная функция, которая появилась в автоматизированном улье. Сам корпус шмелиного жилища сделан из фанеры.

— Пара таких ульев сейчас проходит апробацию в хозяйстве «АБЦ-Шмель». Мы отдали их еще летом и ждем конца ноября, чтобы узнать, как изделие выдерживает температуру и влажность, — говорит Наталья Сапрыкина.

Шмелиный санаторий

Одной автоматизацией летка Никита не ограничился. Он продолжил совершенствовать свой образец, добавив возможность мониторинга температуры и влажности внутри улья. За микроклиматом следят датчики, установленные внутри корпуса. Показатели выводятся на информационной панели на внешней стенке улья и дублируются на экран смартфона.

— Пока есть только датчики, которые отображают ту среду, что создают сами насекомые. Если горит синий индикатор, значит, среда неподходящая. Идеальные параметры — от 20 до 34 градусов тепла и от 45 до 60% влажности. Над контролем этих параметров я буду еще работать: нужно установить принудительную вентиляцию, обогрев, — поясняет Никита.

Обычно шмели сами создают «погоду в доме». Если им жарко, они используют крылья, а если холодно — сокращают грудные мышцы, издавая гул. Это отнимает у них много энергии. Благоустройство улья даст мохнатым насекомым возможность заниматься опылением, оставив вопросы регуляции микроклимата человеку. И тогда жизнь и без того неприхотливых шмелей станет почти как в санатории, и их семьи будут активно размножаться.

Расширенная версия

— Управление температурой и влажностью в улье будет удобно для потребителя, который покупает улей и ставит его на своем огороде для повышения урожая. Он утром может проснуться, проверить на телефоне все параметры, что-то подправить — и все. Для промышленных масштабов больше подойдет улей с одним автоматическим летком, хотя, может, кого-то и заинтересует и более расширенная версия, — рассказывает Наталья Сапрыкина. — То есть проект Никиты уже разрастается на несколько подпроектов, на несколько видов «умных» ульев.

В расширенной версии улья отдельного внимания заслуживает источник питания — миниатюрная солнечная батарея. Пока что на прототипе стоит ее макет, но Никита намерен поставить реальную модель.

— Это будет еще один плюсик к экологичности проекта. Аккумуляторы дорогие, батарейки маленькие и токсичные. Вместо них я буду использовать солнечную панель и суперконденсатор, который будет накапливать выработанную панелью энергию. Ну, а пока у нас стоит батарейка, — рассказывает Никита.

Шмели на дистанционке

Но самое интересное в «умном» улье — его дистанционное управление. Эта технология сейчас очень востребована в сельскохозяйственной отрасли. Об этом говорит руководитель «АБЦ-Шмель» Владимир Чернов:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мальчик и марсоход
Он любит гулять и книжки про Тома Сойера, соперничает с братом и боится, что его робот-марсоход, покоряющий научно-технические форумы, станет ненужным. История 12-летнего робототехника из Пятигорска

— В большинстве случаев шмели используются в тепличных хозяйствах, которые раскиданы на много гектаров. На один гектар нужно 10 ульев. А если теплица занимает 6 гектаров? Поставить 60 ульев не сложно, гораздо сложнее управлять ими, ведь ульи необходимо периодически открывать и закрывать. Этого требует специфика тепличного хозяйства. Поэтому сейчас все пытаются найти способ, как не ходить вручную закрывать эти ульи, а делать это автоматически. Нажал на кнопку — готово.

Сам Никита видит несколько путей решения этой задачи: Bluetooth, Wi-Fi и радиосвязь.

— Для одного-двух ульев на приусадебном хозяйства вполне подойдет дистанционное управление по Bluetooth. Именно такая технология сейчас и стоит на прототипе. Для небольшой теплицы потребуется уже что-то помощнее, например Wi-Fi. Но для большого хозяйства нужно что-то масштабное, например радиосвязь, — рассказывает изобретатель. —  Если мы победим в конкурсе «Ты — инноватор», то получим грант и возможность усовершенствовать изобретение, установив радиомодуль. Тогда появится возможность на большом расстоянии управлять не одним, а сотнями ульев. Для этого также потребуется создать свое программное обеспечение. Сейчас мы используем бесплатное приложение, но неплохо было бы привлечь разработчиков, которые сделают хороший продукт с качественным интерфейсом и функционалом.

Научный проект Никиты имеет все шансы стать реальным бизнесом, считает Наталья Сапрыкина. Если удастся воплотить в жизнь все задумки, изобретение сможет выйти на рынок и стать конкурентоспособным.

— Мы общались с предпринимателями, они вполне серьезно заинтересованы в этом продукте. Он будет практичным, недорогим и, главное, отечественным. Сейчас на рынке существуют только импортные ульи с автоматическими летками, их стоимость превышает 10 тысяч рублей. Мы же рассчитываем выйти на сумму в 3,5 тысячи за расширенную версию. Но это пока далекое будущее. Для начала надо победить в конкурсе и доработать все нюансы. Решать дальнейшую судьбу своего изобретения будет сам Никита, — поясняет руководитель центра.

Детство программера

Никита признается: больше, чем изобретательство, его интересует программирование и кодинг. Он занимается ими пять последних лет в центре «Орбита».

— Не помню, почему родители отдали меня в центр. Наверное, у меня была какая-то склонность. Сначала я прошел курсы базового программирования, потом была робототехника и, наконец, создание собственных электронных изделий. В основном мы с другими учениками делали что-то по мелочи. К примеру, сделали вывеску для фасада здания. В темноте она автоматически включается, загораются светодиоды. Все делали сами: вырезали, паяли, программировали, подключали, — вспоминает подросток.

«Умный» улей стал первым серьезным проектом Никиты.

— Я доволен своим ульем, доволен собой. Проект уже оценили молодые ученые и предприниматели, которые его видели. Хотя мои друзья ничего по этому поводу не говорят — им это не интересно, — улыбается школьник.

В будущем Никита видит себя не сколковским изобретателем, а IT-специалистом — мечтает разрабатывать программы и приложения для различных устройств. А пока увлечен изучением английского языка и вместе со сверстниками гоняет мяч во дворе.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
От лаборатории к заводу: как Ставрополье стало пионером российского производства лактулозы
Местный молочный комбинат и ученые СКФУ создали технологию, которая может изменить фармрынок и пищевую индустрию страны
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия