На несколько дней Махачкала стала центром притяжения IT-разработчиков со всего Северного Кавказа. Двое суток без перерывов на сон в стенах бизнес-инкубатора «Пери Инновации» кипела работа: разработчики придумывали и воплощали в жизнь проекты для университета будущего.
Региональные этапы первого федерального хакатона в сфере образования «Собери университет» прошли в шести городах России — единственным на Кавказе стала Махачкала. IT-событие состоялось в рамках глобальной неформальной образовательной конференции Баркемп «20.35», где был презентован проект «Университет 20.35».
— Текущие университеты слишком консервативны, чтобы успевать подстраиваться под быстро меняющийся мир. Для того чтобы не отставать от развития технологий и предвосхищать появление новых рынков, нужно не просто изменить содержание учебных заведений, а пересмотреть весь процесс обучения. Задача проекта «Университет 20.35» — сконструировать и создать «университет» будущего, объединить лучшие практики, передовые технологии и современный контент, — рассказал Гаджимурад Алиев, операционный директор компании «Кибер Россия», одного из организаторов хакатонов. Работа проекта запланирована до 2035 года — к этой дате по замыслу организаторов Россия должна стать лидером в инновационных сферах.
В Махачкале свои разработки для университета будущего создали 22 команды из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. Билет во второй этап хакатона и право побороться за приз в размере 800 тысяч рублей и инвестиции в проект на общую сумму от 10 миллионов рублей получили только три.
1 место. Команда Северо-Осетинского государственного университета «Надежда СОГУ». Проект «Сателлит» — система мониторинга биометрических параметров обучающихся.
— Основная цель нашего проекта — улучшить системы массовых открытых онлайн-курсов, дающих возможность человеку самому выбирать последовательность курсов, которые он хочет проходить, — говорит Мария Макаренко, лидер команды. — Дело в том, что сейчас таких систем очень много, курсов еще больше и молодому специалисту очень тяжело разобраться, что для него важнее и полезнее.
Стандартные системы дистанционного обучения дают определенную статистику, мы решили собирать дополнительные данные, которые позволят нам понять, что хорошо для конкретного человека, а что плохо. Мы ввели так называемые биометрические параметры: слежение за зрачком помогает понять, как человек изучает материал; клавиатурный почерк — как он набирает текст. У каждого есть какие-то характерные действия. И, конечно, мы смотрим на оценки, которые получает ученик. Если собрать все эти данные вместе, то получится так называемый цифровой двойник. Это модель ученика, позволяющая сравнить его с другими пользователями. Благодаря данным можно давать подсказки: вот человек, похожий на тебя, он имеет такие-то успехи в таких-то сферах, может быть, тебе стоит делать так же, как и он?
Как это будет выглядеть? Мы думаем, это будет набор библиотек, которые можно добавить в существующие системы дистанционных курсов. Возможно, когда-то мы вырастем в отдельный сервис.
2 место. Команда Intellect Studio Дагестанского научного центра РАН. Проект «Цифровой университет» из нескольких блоков.
— Это система для определения честности сдачи экзаменов и проект по интерактивному тестированию, он поможет на глубоком уровне выявить сильные и слабые стороны учащегося, — объясняет руководитель проекта Гасан Акниев. — Все это позволит усовершенствовать само тестирование и проверку его честности в онлайн-университетах.
Реализацию мы предполагаем в виде некого программного комплекса, который вместе с бытовой камерой будет отслеживать действия человека, скорость его ответов на вопросы, наблюдать, куда он смотрит, нет ли у него шпаргалки — то есть анализировать поведение. Выявленных подозрительных субъектов уже можно проверять вручную. Если человек хочет учиться в онлайн-университете, он сам установит у себя веб-камеру во время сдачи экзамена. Происходить все должно в помещении, где больше никого нет.
Идея проекта возникла здесь, на хакатоне. Подобные мысли приходили в голову многим, но аналогов мы не видим. Есть частные случаи и даже систематизированные проверки, когда за сдающими экзамены наблюдают через Skype — но это делает человек, и в этом таится риск. Наблюдающий может буквально на секунду отвернуться и не заметить, чем вы там занимаетесь, и тогда у вас все пройдет гладко. У нас этим будет заниматься искусственный интеллект. Чем более натренирована будет сеть, тем сложнее и нецелесообразней станет ее обходить. Проще подготовиться к экзамену.
Рабочий прототип можно накидать за два-три месяца, но нет предела совершенству. Наша система предполагает машинное обучение, так что даже если мы сделаем рабочее приложение сейчас, потребуется время на его обучение. Этот процесс бесконечен.
3 место. Команда технопарка Чеченского государственного университета HyPerformance. Одноименный проект — система обучения в виртуальной реальности с использованием нейронных интерфейсов и машинного обучения.
— Это система обучения в виртуальной среде с помощью очков виртуальной реальности, которая позволит максимально погрузиться в среду, — рассказывает лидер команды Магомед Алиев. — К примеру, кто-то хочет «прокачаться» в публичных выступлениях или стартапер готовится провести питч-презентацию своей бизнес-идеи перед инвестором. Мы погружаем его в среду, где есть комната, похожая на офис, и инвестор. Все делается максимально реалистично. Но это только часть из того, что мы сделали. Идея такая: этот виртуальный инвестор должен иметь свои предпочтения и оценивать выступление человека. Мы используем машинное обучение, чтобы «инвестор» учился оценивать презентацию раз от раза качественнее, становясь все более совершенным средством обучения. Система мониторинга за выступлением собирает информацию: тайминг, тембр и громкость голоса спикера, жестикуляция, длительность зрительного контакта с аудиторией и так далее.
Идея возникла у нас месяц назад на хакатоне в Сколково. Прямых аналогов у нашей разработки нет. Есть системы, с помощью средств виртуальной реальности обучающие красиво говорить перед публикой. Но они предлагают только погружение в виртуальную реальность. У нас же есть сенсоры, считывающие информацию с мозга человека и максимально полно отображающие ментальное состояние человека: насколько он сконцентрирован, нервничает или нет. Плюс мы используем нейротехнологии.
Эту систему мы планируем интегрировать в одну из новых школ в Бахрейне и, само собой, она будет внедрена в Чечне. Но договоренности о первых продажах достигнуты пока именно с Бахрейном. А в декабре мы планируем участвовать в крупной международной выставке в столице Объединенных Арабских Эмиратов, у нас будет большой стенд. Но продукт мы еще будем хорошенько дорабатывать.