Республику недаром называют страной башен. Их здесь около 1200.
Ингуши постоянно подвергались нападениям кочевников, и им требовалась сигнально-сторожевая система и укрепления, где они могли бы укрыться и спрятать имущество. Так что богатство ингушской башенной архитектуры объясняется именно суровой необходимостью выживать. Но не только. В соседних регионах тоже сохранились башни, но не в таком количестве. Ингуши называют себя галгай — "строители башен". Для них башня — это еще и показатель статуса. По обычаю, башню надо было возвести за год, не дольше. Только богатый и сильный род мог позволить себе такую постройку, и все стремились доказать, что они именно такие. Башни строили даже в XX веке, хотя практической нужды в них уже не было, и сегодня ингуши берегут свои старые родовые гнезда от разрушения.
Не потому, что среди них таковых нет. Тысячи ингушей воевали против фашистов на фронтах Великой Отечественной, но к 23 февраля народ относится только как к трагической дате. В этот день в 1944 году ингуши и чеченцы были выселены с родных земель.
Ингуши считают это событие одним из самых трагичных в своей истории и говорят, что в те дни произошла не только массовая гибель людей, но и полная утрата материальной культуры. Поэтому эта дата в сознании каждого ингуша кровоточит до сих пор.
Ингуши говорят, что будут с удовольствием отмечать День защитника Отечества, если его перенесут на любой другой день. А 23 февраля люди собираются в Мемориальном комплексе памяти жертв репрессий и раздают саадака в память о погибших, которые есть в каждой семье.
Такая избирательность может показаться разновидностью народного снобизма, но ингуши объясняют ее другими причинами. «Нас и так очень мало», — считают они. Действительно, по официальной статистике, в республике проживает более 500 тысяч человек.
— Это своего рода инстинкт самосохранения, — уверена этнограф и историк Танзила Дзаурова. — Перед этносом стоит задача сохранить свою идентичность и родной язык, который находится на грани вымирания, как и многие языки малых народов. Носителей очень мало — и если наши мужчины будут выбирать для своих детей матерей других национальностей, есть риск, что язык вообще исчезнет.
Кстати, в старину у ингушей не запрещалось брать в жены не ингушку. В фольклоре есть немало рассказов, как юноши женились на кабардинках или на осетинках. Но сначала чума выкосила большое число людей, а затем последовали другие потрясения, самым страшным из которых оказалось выселение.
— Депортация была направлена не столько на физическое уничтожение народа, сколько на ассимиляцию, — рассказывает Дзаурова. — Вышло даже такое постановление: те, кто женится на казашке или на русской (или выйдет замуж), освобождаются от статуса спецпоселенца и получают все привилегии местного населения.
Чтобы избежать растворения народа, старейшины решили: «Пока нас не станет достаточно много, будем создавать семьи только с ингушками». И до сих пор ингуши не то что осуждают межнациональные браки, но все-таки предпочитают родниться со своими.
В ингушском и чеченском языках есть слово «вайнах», которое переводится как «наши люди». Сегодня вайнахами называют чеченцев и ингушей, а также их общих предков.
Это братские народы. Конечно, есть много спорных вопросов по поводу происхождения, а в последнее время отношения между некоторыми общинами испортились из-за вопроса о границах, но в целом чеченцы и ингуши доброжелательны друг к другу. В Ингушетии есть целые села, где живут чеченцы.
Если чеченцы меняют фамилию по предку из «седьмого колена», то у ингушей она остается неизменной из поколения в поколение. Чаще всего фамилии основаны на названии тайпов или родовых башен — Евлоевы, Белхороевы, Хамхоевы, Цороевы…
Когда ингуш называет фамилию, собеседник сразу понимает, откуда вышел его род. Фамилия — это своего рода QR-код, который позволяет сразу же выявить, кому человек приходится родственником.
Постоянство фамилии облегчают еще одну сторону ингушской жизни. Здесь крайне отрицательно относятся к родственным бракам. Девушка не может выйти замуж за представителей тайпа по материнской линии, родственников бабушек по матери и отцу, и знание фамилии позволяет существенно ускорить процесс «отсеивания» неподходящих кандидатов. Кроме того, облегчается и поиск дальних родственников в разных селах и городах, и организация совместных мероприятий, вроде субботников в родовых башенных комплексах, и сбор денег. Например, мечети в Ингушетии обычно возводят на деньги, собранные представителями одной или нескольких фамилий.
Нет, но они родственны и очень похожи. Если представитель одного народа внимательно прислушается к речи другого, то поймет суть разговора. В отличие от чеченского, в ингушском языке часто встречаются дифтонги, особенно «оа» и «иэ», «уо». Так, чеченское приветствие «маршалла» на ингушском звучит как «моаршал».
Филологи же говорят, что хотя многое в лексике нахских языков на слух очень похоже, структура у них все же разная.
Эта традиция связана с давним ингушским обычаем. Раньше отличившимся воинам, искусным охотникам или победителям скачек дарили специальные флажки — байракхаш. Девушки их долго и тщательно вышивали. Наличие подобного знамени говорило о том, что удаль и заслуги молодого человека признаны обществом. Когда джигиты приходили на праздник мархаш к девушке, они требовали такой подарок, но вручался он далеко не каждому.
Однако в XX веке это явление приняло массовый характер. Появились фабричные ткани — и байракхаш стали штамповать. В итоге мужские носовые платки дарили всем мужчинам подряд.
Так было до недавнего времени. Но поскольку в мархаш в один дом может прийти огромное множество гостей и покупка платков становится делом разорительным, мусульманская община региона приняла ваад — общественное соглашение — о том, чтобы этот обычай искоренить.
В праздничный день в Ингушетии дети ходят по домам с пакетами, собирая в них сладости. Но если хозяйка открывает дверь и видит мальчика без пакета, она понимает: ему не нужно конфет. Он хочет платок, потому что для него это символ взрослости.
— Это парням сейчас можно не дарить платки, а подросткам его вручают непременно, — объясняет Танзила Дзаурова. — Если они считают себя взрослыми, нужно отнестись к этому с уважением. Так мы повышаем их значимость в собственных глазах и взращиваем в них чувство ответственности.
Да, причем раньше она была гораздо богаче. Как и у всех горцев, главное блюдо ингушей — это мясо, вареное и печеное. Второй вариант готовили на предварительно нагретых камнях — сланцах. Еще ингуши очень любят кукурузу и черемшу.
— Раньше часто сочетали растительные и молочные ингредиенты, — говорит Танзила Дзаурова — Например, в масло добавляли почки липы, головки папоротника, олеандр. Блюд было много, но сейчас очень многое вышло из употребления, потому что появилась более легкая для приготовления пища. Раньше, к примеру, в национальной кухне встречался мист бирх — кислый соус на основе сыворотки, который надо было готовить почти шесть месяцев. В особом почете у народа была мука из дикой груши, в случае неурожая она вполне могла заменить пшеничную.
Современная ингушская кухня не так разнообразна и во многом схожа с чеченской. Отличие — картофельный соус бирх и чапильг. В чеченские лепешки добавляется только творог, а ингушские могут начинить еще и картофелем.
Это особенность национального менталитета. Ингушские мужчины считают зазорным работать в сфере обслуживания. Даже у себя дома они никогда не накрывают на стол, а на людях и подавно этого не сделают.
Кстати, торговля — тоже не самое популярное среди мужчин-ингушей занятие. Хотя еще в XIX веке купцов в народе было немало, но был один непреложный обычай: неженатый парень заниматься торговлей не мог. Ингуши считали мелочным молодого юношу, который может торговаться с женщинами, и замуж за такого жениха никто свою дочь не отдавал. Отголоски этого обычая в народе ощущаются до сих пор. Ингуши рассказывают про случай, как девушка отказала возлюбленному просто потому, что увидела, как он спорил о цене на рынке.
Обязательно на людях и на пионерском расстоянии. Раньше со свиданиями было еще сложнее: девушку всегда должна была сопровождать посредница, которая выводила ее к роднику. Сейчас все проще — парень может подойти к понравившейся девушке в университете, по дороге на работу/учебу или даже отследить геолокацию на ее странице в социальных сетях. Обязательное условие — это должно быть людное место. Беседовать слишком долго тоже считается моветоном.
День святого Валентина в мусульманской республике, конечно, не отмечают, но у ингушей есть один день в году, когда жених может прийти к девушке домой, — это праздник мархаш. Тогда молодым людям, которые хотели бы заявить о своих чувствах к девушке, дается «зеленый свет». Но даже в этом случае молодой человек не может прийти один — его должны сопровождать друзья, которые в основном и поддерживают беседу. Кстати, в праздник разговения девушка может принять несколько таких делегаций. Причем они не должны встречаться. Если парень пришел к возлюбленной в гости и увидел, что перед ее домом стоит чья-то машина, он с друзьями должен дождаться, пока визитеры покинут дом.