1. Почему в Ингушетии так много башен?
Республику недаром называют страной башен. Их здесь около 1200.
Ингуши постоянно подвергались нападениям кочевников, и им требовалась сигнально-сторожевая система и укрепления, где они могли бы укрыться и спрятать имущество. Так что богатство ингушской башенной архитектуры объясняется именно суровой необходимостью выживать. Но не только. В соседних регионах тоже сохранились башни, но не в таком количестве. Ингуши называют себя галгай — "строители башен". Для них башня — это еще и показатель статуса. По обычаю, башню надо было возвести за год, не дольше. Только богатый и сильный род мог позволить себе такую постройку, и все стремились доказать, что они именно такие. Башни строили даже в XX веке, хотя практической нужды в них уже не было, и сегодня ингуши берегут свои старые родовые гнезда от разрушения.
2. Почему ингуши не празднуют День защитника Отечества?
Не потому, что среди них таковых нет. Тысячи ингушей воевали против фашистов на фронтах Великой Отечественной, но к 23 февраля народ относится только как к трагической дате. В этот день в 1944 году ингуши и чеченцы были выселены с родных земель.
Ингуши считают это событие одним из самых трагичных в своей истории и говорят, что в те дни произошла не только массовая гибель людей, но и полная утрата материальной культуры. Поэтому эта дата в сознании каждого ингуша кровоточит до сих пор.
Ингуши говорят, что будут с удовольствием отмечать День защитника Отечества, если его перенесут на любой другой день. А 23 февраля люди собираются в Мемориальном комплексе памяти жертв репрессий и раздают саадака в память о погибших, которые есть в каждой семье.
3. Почему ингуши женятся только на своих?
Такая избирательность может показаться разновидностью народного снобизма, но ингуши объясняют ее другими причинами. «Нас и так очень мало», — считают они. Действительно, по официальной статистике, в республике проживает более 500 тысяч человек.
— Это своего рода инстинкт самосохранения, — уверена этнограф и историк Танзила Дзаурова. — Перед этносом стоит задача сохранить свою идентичность и родной язык, который находится на грани вымирания, как и многие языки малых народов. Носителей очень мало — и если наши мужчины будут выбирать для своих детей матерей других национальностей, есть риск, что язык вообще исчезнет.
Кстати, в старину у ингушей не запрещалось брать в жены не ингушку. В фольклоре есть немало рассказов, как юноши женились на кабардинках или на осетинках. Но сначала чума выкосила большое число людей, а затем последовали другие потрясения, самым страшным из которых оказалось выселение.
— Депортация была направлена не столько на физическое уничтожение народа, сколько на ассимиляцию, — рассказывает Дзаурова. — Вышло даже такое постановление: те, кто женится на казашке или на русской (или выйдет замуж), освобождаются от статуса спецпоселенца и получают все привилегии местного населения.
Чтобы избежать растворения народа, старейшины решили: «Пока нас не станет достаточно много, будем создавать семьи только с ингушками». И до сих пор ингуши не то что осуждают межнациональные браки, но все-таки предпочитают родниться со своими.
4. Кто такие вайнахи?
В ингушском и чеченском языках есть слово «вайнах», которое переводится как «наши люди». Сегодня вайнахами называют чеченцев и ингушей, а также их общих предков.
Это братские народы. Конечно, есть много спорных вопросов по поводу происхождения, а в последнее время отношения между некоторыми общинами испортились из-за вопроса о границах, но в целом чеченцы и ингуши доброжелательны друг к другу. В Ингушетии есть целые села, где живут чеченцы.
5. Почему среди ингушей так много однофамильцев?
Если чеченцы меняют фамилию по предку из «седьмого колена», то у ингушей она остается неизменной из поколения в поколение. Чаще всего фамилии основаны на названии тайпов или родовых башен — Евлоевы, Белхороевы, Хамхоевы, Цороевы…
Когда ингуш называет фамилию, собеседник сразу понимает, откуда вышел его род. Фамилия — это своего рода QR-код, который позволяет сразу же выявить, кому человек приходится родственником.
Постоянство фамилии облегчают еще одну сторону ингушской жизни. Здесь крайне отрицательно относятся к родственным бракам. Девушка не может выйти замуж за представителей тайпа по материнской линии, родственников бабушек по матери и отцу, и знание фамилии позволяет существенно ускорить процесс «отсеивания» неподходящих кандидатов. Кроме того, облегчается и поиск дальних родственников в разных селах и городах, и организация совместных мероприятий, вроде субботников в родовых башенных комплексах, и сбор денег. Например, мечети в Ингушетии обычно возводят на деньги, собранные представителями одной или нескольких фамилий.
6. Ингушский и чеченский языки одинаковы?
Нет, но они родственны и очень похожи. Если представитель одного народа внимательно прислушается к речи другого, то поймет суть разговора. В отличие от чеченского, в ингушском языке часто встречаются дифтонги, особенно «оа» и «иэ», «уо». Так, чеченское приветствие «маршалла» на ингушском звучит как «моаршал».
Филологи же говорят, что хотя многое в лексике нахских языков на слух очень похоже, структура у них все же разная.
7. Почему ингушские мальчики просят в подарок носовые платки?
Эта традиция связана с давним ингушским обычаем. Раньше отличившимся воинам, искусным охотникам или победителям скачек дарили специальные флажки — байракхаш. Девушки их долго и тщательно вышивали. Наличие подобного знамени говорило о том, что удаль и заслуги молодого человека признаны обществом. Когда джигиты приходили на праздник мархаш к девушке, они требовали такой подарок, но вручался он далеко не каждому.
Однако в XX веке это явление приняло массовый характер. Появились фабричные ткани — и байракхаш стали штамповать. В итоге мужские носовые платки дарили всем мужчинам подряд.
Так было до недавнего времени. Но поскольку в мархаш в один дом может прийти огромное множество гостей и покупка платков становится делом разорительным, мусульманская община региона приняла ваад — общественное соглашение — о том, чтобы этот обычай искоренить.
В праздничный день в Ингушетии дети ходят по домам с пакетами, собирая в них сладости. Но если хозяйка открывает дверь и видит мальчика без пакета, она понимает: ему не нужно конфет. Он хочет платок, потому что для него это символ взрослости.
— Это парням сейчас можно не дарить платки, а подросткам его вручают непременно, — объясняет Танзила Дзаурова. — Если они считают себя взрослыми, нужно отнестись к этому с уважением. Так мы повышаем их значимость в собственных глазах и взращиваем в них чувство ответственности.
8. Существует ли ингушская кухня?
Да, причем раньше она была гораздо богаче. Как и у всех горцев, главное блюдо ингушей — это мясо, вареное и печеное. Второй вариант готовили на предварительно нагретых камнях — сланцах. Еще ингуши очень любят кукурузу и черемшу.
— Раньше часто сочетали растительные и молочные ингредиенты, — говорит Танзила Дзаурова — Например, в масло добавляли почки липы, головки папоротника, олеандр. Блюд было много, но сейчас очень многое вышло из употребления, потому что появилась более легкая для приготовления пища. Раньше, к примеру, в национальной кухне встречался мист бирх — кислый соус на основе сыворотки, который надо было готовить почти шесть месяцев. В особом почете у народа была мука из дикой груши, в случае неурожая она вполне могла заменить пшеничную.
Современная ингушская кухня не так разнообразна и во многом схожа с чеченской. Отличие — картофельный соус бирх и чапильг. В чеченские лепешки добавляется только творог, а ингушские могут начинить еще и картофелем.
9. Почему среди ингушей нет официантов?
Это особенность национального менталитета. Ингушские мужчины считают зазорным работать в сфере обслуживания. Даже у себя дома они никогда не накрывают на стол, а на людях и подавно этого не сделают.
Кстати, торговля — тоже не самое популярное среди мужчин-ингушей занятие. Хотя еще в XIX веке купцов в народе было немало, но был один непреложный обычай: неженатый парень заниматься торговлей не мог. Ингуши считали мелочным молодого юношу, который может торговаться с женщинами, и замуж за такого жениха никто свою дочь не отдавал. Отголоски этого обычая в народе ощущаются до сих пор. Ингуши рассказывают про случай, как девушка отказала возлюбленному просто потому, что увидела, как он спорил о цене на рынке.
10. Как в Ингушетии встречаются возлюбленные?
Обязательно на людях и на пионерском расстоянии. Раньше со свиданиями было еще сложнее: девушку всегда должна была сопровождать посредница, которая выводила ее к роднику. Сейчас все проще — парень может подойти к понравившейся девушке в университете, по дороге на работу/учебу или даже отследить геолокацию на ее странице в социальных сетях. Обязательное условие — это должно быть людное место. Беседовать слишком долго тоже считается моветоном.
День святого Валентина в мусульманской республике, конечно, не отмечают, но у ингушей есть один день в году, когда жених может прийти к девушке домой, — это праздник мархаш. Тогда молодым людям, которые хотели бы заявить о своих чувствах к девушке, дается «зеленый свет». Но даже в этом случае молодой человек не может прийти один — его должны сопровождать друзья, которые в основном и поддерживают беседу. Кстати, в праздник разговения девушка может принять несколько таких делегаций. Причем они не должны встречаться. Если парень пришел к возлюбленной в гости и увидел, что перед ее домом стоит чья-то машина, он с друзьями должен дождаться, пока визитеры покинут дом.