Памятник основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову скульптора Владимира Соскиева был подарен Владикавказу в 2009 году. Задумчивый поэт присел на скамейку на главной улице города — проспекте Мира, прямо напротив входа в Центральный парк, носящий его имя.
По замыслу автора, максимально «приближенный к народу» Коста оказался среди отдыхающих на соседних скамейках горожан — как один из них. Но доступность скульптуры сыграла с ней злую шутку: кто-то фотографировался в обнимку с поэтом, кто-то «украшал» памятник шарфиками с футбольной символикой. Многие расценили такое поведение как вандализм. А еще на снимках в интернете особенно бросалось в глаза, что автор изобразил Коста не в человеческий рост, а меньше — и из-за этого поэт казался многим то ли больным, то ли слишком несчастным.
И тогда против памятника выступили представители фамилии Хетагуровых: они потребовали перенести скульптуру во двор дома-музея Коста, где, по их мнению, она будет выглядеть более гармонично. Власти города ограничились тем, что обнесли композицию невысокой оградой. Как посчитали Хетагуровы, этого оказалось недостаточно.
Семья Хетагуровых продолжает настаивать на переносе памятника. Но один из ее представителей, известный в республике мастер-монументалист, выпускник Санкт-Петербургской «Репинки» Аслан Хетагуров предлагает менее радикальное решение:
— Я, как профессионал, — за то, чтобы возвести небольшой, пропорциональный и стилистически подходящий постамент. Работа хорошая, тонкий образ, но установлена неграмотно. Скульптуры лидеров наций, известных личностей, святых на землю не ставят! Какое отношение к тому, что под ногами? И еще один момент: скульптура не в масштабе. У Коста пропорции ребенка, а везде говорится, что автор хотел сделать реального Коста.
При этом Аслан Хетагуров отмечает, что «переносить скульптуру — это дикость» и «есть более серьезные проблемы в народе, чем движения спорных скульптур».
Впервые за перенос памятника старейшины фамилии выступили в 2010 году, и с тех пор эта тема так или иначе обсуждалась на разных дискуссионных площадках республики.
Известный в республике историк Михаил Ткаченко, автор любимого владикавказцами ресурса «Старый город», даже провел целое историческое расследование: опубликовал редкие фотографии Коста, пытаясь понять, на что опирался скульптор, изображая поэта.
Результатом многолетних усилий фамилии Хетагуровых стало решение топонимической комиссии Владикавказа: она рекомендовала администрации города демонтировать памятник и перенести его во двор дома-музея.
Решение принято в конце мая и пока не реализовано. Зато оно стало достоянием широкой общественности — скан документа появился в интернете и вызвал возмущение горожан. Они обращают внимание: хотя дом-музей Хетагурова и находится в центре города, попасть в его двор можно только через здание музея. А площадь, где предполагается установить памятник, музей делит с жителями частных домов.
Сторонники и противники переноса скульптуры принялись постить в сети шуточные картинки. А в самой большой группе осетинского сегмента фейсбука «Осетия» развернулась целая кампания в защиту памятника, к которой подключились не только художники и искусствоведы. Оказалось, что Коста на проспекте Мира за несколько лет стал, как и задумывал автор, близким и родным многим горожанам, и его готовы защищать. За четыре дня в голосовании приняли участие больше 650 человек — и подавляющее большинство высказалось против переноса.
По словам министра культуры Северной Осетии Мадины Атаевой, окончательное решение примут власти Владикавказа — размещение городских скульптур находится в ведении мэрии. Однако министр намерена потребовать еще одно заседание топонимической комиссии, на этот раз в расширенном составе.
Мнение Мадины Атаевой разделяет и Аслан Хетагуров.
— Этот вопрос должны решать не обыватели, а совет профессионалов. Надо собрать архитекторов, скульпторов, художников, дизайнеров, спокойно и без нервов все обсудить, — считает он. — Нам необходим совет по монументальному искусству, чтобы только он решал, что, как, где и кому ставить в городе и республике.
За последнее десятилетие Владикавказ пережил бум городской скульптуры. В столице Северной Осетии прописались игроки в нарды, мальчик с камерой, ослик с собакой, Булгаков с котом Бегемотом, Евгений Вахтангов и толстый городовой. Все эти персонажи с легкостью прижились на улицах города, не вызвав у его жителей особенных чувств.
А вот еще одна работа Соскиева — Пушкин, путешествующий по Кавказу на арбе, — породила целый вихрь разнообразных эмоций, от поклонения до отторжения. Она уже стала достопримечательностью Владикавказа, но вызывает немало споров и даже дважды подверглась нападению вандалов, обливших скульптуру краской.
Если памятник Хетагурову окажется во дворе дома-музея поэта, это будет уже вторая в городе скульптура, спрятанная от широкой публики. В 2010 году всемирно известный художник Михаил Шемякин подарил республике мемориал жертвам террора — в память о трагедии в Беслане. Композицию установили на закрытой территории Северо-Кавказского горно-металлургического института — вход туда только по пропускам.