Северная Осетия, как и весь Кавказ, — мясной край. Мясо здесь подают на завтрак, обед и ужин, и ни одно событие — похороны, поминки, свадьба, национальный праздник — не обходится без него. Кажется, что здесь никто и никогда не допустит даже мысли о том, что осетины откажутся от своих гастрономических традиций. Но вегетарианцы в республике, конечно, есть. Как их принимает общество и как они принимают его?
Агунда Пелиева, юрист. Не ест мясо 22 года
— Сейчас мне 26. В четыре неполных года я случайно увидела, как режут барана. Родные уверены, что в этом возрасте я ничего понимать не могла, но я помню все в деталях. Тогда я осознала, что такое мясо и откуда оно берется. Дома все мясоеды, но никто больше не смог убедить меня поесть мясо. Еще через несколько лет я отказалась от рыбы, а уже будучи взрослой, перестала носить изделия из натуральной кожи и меха. Я думаю, что, если бы не тот случай в раннем возрасте, я бы все равно сама пришла к этому, пусть и со временем.
Многие обсуждают плюсы и минусы вегетарианства. Для меня суть в другом. Вегетарианство — часть моего мировоззрения. Я не ем мясо, потому что не принимаю убийство живого существа ради гастрономического удовольствия. Для Кавказа отказ от мяса — это необычная позиция. Каждую неделю ты попадаешь на какие-то ритуальные мероприятия: свадьбу или похороны, которые не обходятся без мяса. Не скрою, мне неприятно иногда даже сидеть за таким столом: бывает плохо от вида и запаха мяса, но я научилась на это спокойно реагировать.
Все в моем окружении: родственники, друзья, знакомые — все мясоеды. Те, кто еще не знает, что я не ем мясо, реагируют на мою позицию с удивлением, кто-то — с непониманием и осуждением. Первой реакцией обычно бывает желание во что бы то ни стало накормить меня мясом. Начинают задавать одни и те же «каверзные» вопросы. Случается, доходит до абсурда и меня обвиняют в неуважении и оскорблении своих предков, «которые всегда ели мясо». Изредка встречаются те, кто восхищается моей позицией. Мой молодой человек поддерживает меня, защищая от агрессивных нападок, но сам он ест мясо. Если мои дети захотят есть мясо, я не буду им в этом отказывать.
У меня не было «мясного» периода в жизни, чтобы сравнить, как менялось мое самочувствие. Читала, что отказ от мяса влияет на состояние зубов. Могу сказать, что в 26 лет у меня всего две пломбы.
Ольга Гассиева, экономист, многодетная мать. Не ест мясо 7 лет
— Раньше я была ужасным мясоедом: в день минимум один раз должна была поесть мясо. Не получалось даже держать Великий пост — через два дня начинала кружиться голова. Я оправдывала себя, дескать, мой организм не приспособлен к безмясной пище. Но семь лет назад я заинтересовалась здоровым питанием: много читала, смотрела и слушала о разных системах питания. И поняла, что в мясоедении нет никакой пользы для человеческого организма. Меня поразило, что в православных монастырях монахи также не употребляют в пищу мясо. Так я перестала готовить его дома. Соответственно, мои дети тоже перестали его есть — но это не принудительный отказ. Они и не просят меня приготовить им что-то из мяса. Могут поесть его, когда мы где-то в гостях. Когда они вырастут, они сами определятся, хотят они быть вегетарианцами или нет. Муж меня поддерживает и даже за праздничным столом отдает предпочтение вегетарианским блюдам. Очень редко просит приготовить рыбу.
Я ем все, кроме мяса, птицы, рыбы, яиц. Не пью алкоголь, стараюсь отказаться от кофе, не ем хлеб на термофильных дрожжах. Исключение — осетинские пироги. На любом столе всегда есть «моя» еда, поэтому обделенной себя не чувствую. А вот реагируют на мое «немясоедство» по-разному. Иногда начинают доказывать, что я порчу себе здоровье. Но вегетарианство, напротив, дает мне здоровье и отличное самочувствие. Я почти не простужаюсь, не имею проблем с весом, выгляжу моложе своих лет, хотя сейчас жду пятого ребенка. И это уже третий ребенок, которого я вынашиваю, будучи вегетарианкой.
Алан Бигулов, коуч-консультант по самодисциплине, не ест мясо 27 лет
— Если помните, Лев Толстой стал вегетарианцем после впечатлений от бойни. Так вышло и со мной. Мне тогда было лет 17. Я рос в осетинской семье, где на праздник принято резать скотину. Перед каким-то крупным мероприятием мне поручили зарезать около 20 кур. Я машинально убивал одну курицу за другой, и меня так сильно впечатлило это занятие, что я сказал себе, что с завтрашнего дня я мяса больше не ем. Слово сдержал.
Сперва мои близкие были в панике и шоке. Пугали меня, что я не вырасту, деградирую, заболею и умру. Атаки с призывами «ну поешь ты» продолжались 10 лет. Если спотыкался, ударялся или какие-то крупные неприятности случались, то все это связывали с тем, что я не ем мясо. А между тем я окончил с отличием вуз, занялся тяжелой атлетикой и поднимал большие веса. Тогда родственники смирились с моей позицией, а теперь и моя мама, и сестра перестали есть мясо.
Лет десять назад я еще раз кардинально пересмотрел рацион и теперь ем только сырые овощи, фрукты, зелень и орехи. Сейчас питаюсь всего два раза в день и не чувствую голода. В этом году занялся огородничеством. Вместе с семьей выращивали овощи, в том числе 32 сорта помидоров. Сначала для себя, а потом предложили продавать.
Чтобы избежать долгих расспросов, я стараюсь не афишировать, что не ем мясо. Обычно просто отвечаю, что не хочу. Если кто-то вдруг в курсе, что я его не ем в принципе, тема застолья тут же меняется и все говорят о моем питании. Сценарий давно известен: я знаю, что они спросят и что я отвечу. Для меня люди не делятся на мясоедов и не мясоедов, я считаю, что это вообще не тема для разговора и выстраивания отношений. Знаю, что среди вегетарианцев есть те, кто агрессивно отстаивает свою позицию. Я это не приветствую и сам бы не стал общаться с таким человеком. Это те, кто доказывает сам себе, что питается правильно. Я решил, что никогда не буду пропагандировать свой стиль питания.
Тамерлан Хучинаев, работник завода, не ест мясо 5 лет. Фатима Хохоева, детский тренер по айкидо, не ест мясо 3 года
Фатима: Меня никогда нельзя было назвать мясоедом. Если и ела мясо, то обычно курятину. Поэтому не испытывала сложностей при переходе на вегетарианское меню. Всерьёз начала интересоваться этой темой, когда узнала, что Тамик не ест мясо. Причина моего полного отказа от мяса по большей части духовная, ведь мы — то, что мы едим. Мы не должны быть хищниками. Сейчас я иду к тому, чтобы отказаться от молочных продуктов.
В рестораны и кафе хожу очень редко, а когда бываю там, то всегда нахожу, что поесть. Мама до сих пор не смирилась с моим вегетарианством. Считает, что это глупо.
А я всегда любила животных. В родительском доме у нас всегда были собаки. Сейчас у меня дома две собаки и два кота. Если вижу бездомное животное на улице, то всегда останавливаюсь. Мы с мужем чаще всего забираем такого щеночка или котенка домой, а потом ищем ему хозяев.
Тамерлан: Мы познакомились с Фатимой на тренировках. В какой-то степени это я повлиял на то, что она перестала есть мясо. Свою роль сыграли документальные фильмы, которые я ей показывал: «Скотозаговор», «Земляне». Сам о вегетарианстве узнал довольно поздно, в 19−20 лет. Признаюсь честно, тогда я не понимал всю серьезность вопроса. Мне просто хотелось «выделиться из толпы», и это больше подпитывало мое эго, чем ум и тело.
Для Кавказа забивать скот — это норма. Я сам вырос, видя это, и даже принимал участие. Логично, что первые 2−3 года реакция на мой отказ от употребления мяса была разная: тревога — у родителей, насмешки — у знакомых, но была и поддержка от близких друзей, хоть они не разделили до сих пор мою точку зрения. Больше всего изматывали однотипные вопросы с такими же шаблонными «научными доказательствами» о вреде вегетарианства, о пользе мяса и дефиците белка и так далее. В самом начале я чуть ли не лекции читал при каждом разговоре, но все это было тщетно и тогда я сбавил пыл. Один из моих супергероев — Махатма Ганди. Он сказал: «Хочешь изменить мир, стань этим изменением».
Когда мы выезжаем за город, то просто предупреждаем, что не едим мясо. Берем на стол ингредиенты для салата, осетинские пироги. Вокруг много вкусной еды.