Каждый день в «Чеченавто» собирается одна газель. Цикл ее сборки состоит из пяти этапов — здесь их называют станциями. На конвейерной линии можно наблюдать весь процесс превращения комплектующих в полноценный автомобиль. Первым делом на «тележку» (так заводчане называют конвейер) в перевернутом виде устанавливается рама. Сборщики колдуют над ней, и она обрастает передней подвеской, задним мостом, карданным валом, топливным баком и глушителем.
Затем всю конструкцию при помощи специальной установки поднимают в воздух и переворачивают колесами вниз. Правда, сами колеса установят только после приземления.
На третьей станции уже «ходячая» газель обзаводится двигателем и агрегатами трансмиссии. На «Чеченавто» собирается только механическая коробка со стандартным набором из пяти скоростей.
Четвертая станция — кабина. Сначала жесткая металлическая конструкция без окон и дверей выглядит немного жутко. Но вот появляются передняя панель и сиденья, и салон обретает привычный вид.
Усатый оператор сборки в униформе ходит с гайковертом. Рамзан Саккаев — ответственный за салон. Руль, рычаг коробки передач, ручник — установка всех этих элементов его рук дело.
— Я полностью отвечают за переднюю часть машины — прокачку сцеплений, тормозов, — говорит Рамзан. — Работа несложная, но, наверное, потому, что я с детства любил возиться с автомобилями. Запах солярки, бензина, провода и разные механизмы — это моя слабость.
На четвертом, предпоследнем этапе Next оснащается бортом.
— Пока мы выпускаем только бортовые газели, — объясняет начальник цеха Хусейн Алимсултанов. — В перспективе — сборка пассажирских газелей, карет скорой помощи и различной спецтехники.
Хусейн работает на «Чеченавто» уже восемь лет. Начинал слесарем, через месяц стал мастером участка, через три года — начальником цеха. До осени прошлого года он курировал сборку автомобилей «Лада Гранта», а с октября руководит процессом выпуска газелей.
— Открытие здесь нового сборочного конвейера состоялось по инициативе руководства республики, — рассказывает начальник цеха. — Подписано соглашение с управляющей компанией «Группа ГАЗ», благодаря этому удалось создать дополнительные рабочие места. Пока задействовано 12 человек, но скоро их число достигнет 25. Тогда и производительность увеличится до сборки ста газелей в месяц. Но для этого нам нужно обучить специалистов.
На каждом из участков за работой следят люди в синей униформе. Это сотрудники предприятия «Группа ГАЗ», которые приехали из головного офиса компании в Нижнем Новгороде для обучения чеченских сборщиков. Среди них специалисты по производству и качеству, технолог по сборочному процессу и три оператора линии. Скоро на предприятии начнут собирать новые дизельные двигатели Foton китайского производства. Остальные комплектующие сделаны в России. У каждого из обучающих — своя сфера ответственности. Один контролирует сборку двигателя, второй — посадку кабин, установку платформы и все подкапотное пространство, третий отвечает за прокачку тормозов и залив всех жидкостей.
Руководитель группы — менеджер по производству Ростислав Белов — приезжает в республику в третий раз. Он работает в компании ГАЗ 28 лет и в последние годы занимается организацией предприятий в разных городах и странах: Турции, Кубе, Казахстане, Вьетнаме. Говорит, что сложность обучения зависит от такта — цикла, за который выпускается один автомобиль.
— Автомобиль сам по себе сложный агрегат, — рассуждает Ростислав Белов. — Но дополнительные трудности возникают еще и потому, что ребятам, которые обучаются, приходится запоминать чуть ли не четверть автомобиля. Здесь ведь производственные задания не очень большие. Например, на предприятии в Нижнем Новгороде мы выпускаем до 500 штук в сутки. Там время такта порой доходит до 125 секунд. У каждого оператора узкий участок работы, поэтому им легче запоминать элементы. А тут с этим посложнее.
Газель проходит пятую, финишную станцию. В готовый автомобиль залита тормозная жидкость, он заправлен топливом — это может быть как бензин, так и газ, проверены тормоза. Но прежде чем машина отправится на склад готовой продукции, ее осматривает Тимур Нажаев. Он трудится в «Чеченавто» уже пятый год. На завод пришел из школы, где работал учителем рисования.
— Я хотел сюда попасть чуть ли не с момента его открытия, — вспоминает мужчина. — Сразу же пришел, но вакансий не было. Записался в очередь. Ждал-ждал, в один прекрасный день позвали. Я обрадовался, сразу попрощался в школе и сказал: «Все, я ухожу на любимую работу».
Навыки художника Тимуру помогают и сегодня. Он оценивает не столько функциональные особенности газели, сколько ее внешние данные. Тимур — регулировщик зазоров. Он особенно тщательно осматривает двери, капот и багажник и делает это при помощи щупа-шаблона для измерения расстояния.
— Самая сложная деталь для регулировки — это капот. Иногда, чтобы сделать зазор ровным, его приходится чуть откручивать, чтобы сместить и поставить правильно. На газели это делать гораздо сложнее. Вот раньше я работал на «Гранте» — на ней легко было. Я вообще «Гранту» очень люблю, раньше ездил на ней. Называл ее маленькая «Камри». За пять лет вождения поменял только одну деталь. Вообще не ломалась — катайся себе на здоровье.
Завод «Чеченавто» открылся в Аргуне в 2008 году. Здесь четыре конвейерные линии. На трех из них собирают «Ладу Гранту». В день выпускают 32 автомобиля, в год — семь тысяч.
Сейчас можно увидеть только кабины темного цвета. По словам начальника цеха Хусейна Алимсултанова, виноваты санкции:
— Мы в феврале и марте собираем только такие: у Автоваза был дефицит с краской, но на апрельскую сборку получаем белые кузова. Скоро должны получить еще два новых цвета: «Голубая планета» и «Дайвинг».
Всего на заводе трудятся 240 человек. «Чеченавто» — обитель мужчин. Женщины только в администрации и среди техничек. В цеху — ни одной. Гостями предприятия тоже чаще становятся мужчины.
— К нам часто приходят школьники и студенты на экскурсии, даже дошколят один раз приводили. Иногда приходят водители, которые думают, что раз здесь идет сборка, можно купить детали. Часто бывает такое, что охрана звонит по рации: «Тут человек». Я думаю, наверное, на работу пришли устраиваться, и выхожу. А гость говорит: «У меня машина накрылась, мне нужна оригинальная запчасть, я бы купил». Приходится объяснять, что нам ни одной шайбы лишней не присылают.
В разговоре каждого, кто работает здесь, чувствуется заложенная в любом кавказском сердце тоска по «Приоре».
— Моя любимая машина из российских — это «Приора», — грустно улыбается Хусейн. — Это, наверное, непатриотично: собирать «Гранту» и любить «Приору», но моей душе она ближе. Когда я приходил работать, тут собирали «Приору». Да и весь мой карьерный рост связан с ней. Мы уже давно ее не производим, как и все предприятия «АвтовазВАЗа», но я по ней скучаю.