Производство
Цвет настроения — гранатовый
22 октября, 2018
3086
Теплое солнце, неспешность, заботливый уход — в садах Южного Дагестана созрели экзотические для России плоды, чтобы уехать отсюда на север и радовать покупателей сочными бордовыми зернами

Небольшое село Музаим на юге Дагестана зеленеет садами. Кажется, это об этой земле говорят «палку воткни — зацветет». И «цветы» порой вырастают экзотические.

— У нас тут микроклимат такой: благодаря горам сильных холодов и ветров не бывает, все растет, — объясняет фермер Фахрутдин Мурадханов.

Сидя за столом и перебирая потемневшими от работы и гранатового сока пальцами фрукты, он вспоминает наставление отца.

— Когда мне было шесть лет, отец сказал: «Сделай так, чтобы глаза твоих детей в соседнем саду не были». Я тогда все не мог понять, что это значит. А став взрослым, я посадил у себя все! Чего нет у меня? И мушмулу, и черешню, и клубнику, и виноград, и рябину, и фейхоа, и малину — несколько сортов… Все! И абрикос есть, и яблоки, и гранат, и айва, и груши, и фундук, ну чего у меня нет?

Фахрутдин 20 лет проработал главным агрономом, а потом и директором местного совхоза. Сейчас на пенсии, ухаживает за садом и нянчит внуков. Самый младший — полуторагодовалый мальчишка, названный в честь деда, — не слезает с его рук.

— Мое имя дали, меня даже не спрашивали, — улыбается Фахрутдин. — Пойдемте, покажу вам свои владения.

Колючий десерт

Участков у Мурадхановых несколько. На придомовом, размером в 20 соток, все четко распланировано: теплица, где растут помидоры и огурцы, небольшой огороженный от домашней птицы клочок земли для зелени. Но большую часть, конечно, занимают ровные ряды деревьев. Высокие яблони, абрикосы, пониже — хурма и гранат.

Гранаты — в дальней части сада.

— Гранатовое дерево относится к кустарникам. В высоту дорастает максимум до пяти метров. Это у меня молодые деревья, в 2012 году были заморозки, старые померзли, — вздыхает Фахрутдин.

Выращивание этого субтропического растения — работа трудоемкая.

— В феврале и в начале марта, когда обрезку делаешь, много мучаешься, они ведь колючие, — рассказывает Фахрутдин.

Удобрения фермер не использует. Все, что нужно гранатам, — это полив несколько раз в месяц. Вода из канала, проходящего через село, подведена к каждому дереву.

— Гранат любит воду. Без полива, если сильные морозы, любое дерево может погибнуть, его мороз быстро берет. А когда влаги достаточно, между корой и сердцевиной образуется как бы подушка — она спасает деревья от заморозков, — объясняет фермер. — Гранат может вынести до минус 14 градусов, не ниже.

Такие морозы в Южном Дагестане — редкость.

У Фахрутдина растет несколько сортов гранатов, больше всего ленкоранских и сорта «Ширин-нар». Они пользуются наибольшим спросом у покупателей.

Кроме сорта вкус граната зависит от его размера и от того, когда он был собран.

— Конечно, чем они больше, тем вкуснее. Но те маленькие гранаты, которые остаются на ветвях к ноябрю-декабрю, они вообще исключительно вкусные, — делится Фахрутдин. — Это как десерт. Я каждый день иду, срываю несколько штук. Внучки и внук приходят и сразу: «Деда! Мне этот дай!» — я им чищу, даю.

Солнечные фрукты отправляются в путь

Первые плоды гранатовый куст дает уже через два-три года. Урожай бывает разным. В этом году он гораздо лучше, чем в прошлом.

— Если 30 килограмм с дерева собираешь — это уже хорошо. Сейчас и по 50 иногда выходит, — не без гордости говорит Фахрутдин.

С каждой сотни плодоносящих деревьев он планирует снять 2−2,5 тонны кисло-сладких фруктов. Всего у Мурадхановых около 700 гранатовых деревьев, но 400 из них пока не дают урожай.

Работников не нанимают: помогают родственники и, если нужно, соседи.

— Надо лицо закрыть, а то скажут, в рабочее время гранаты в огороде собирает, — смеется супруга Фахрутдина Гюльшад. Она завуч в сельской школе: вся работа в населенном пункте в 500 хозяйств — либо там, либо в медпункте.

Сегодня на помощь родне пришли еще несколько женщин. На всех перчатки и одежда с длинными рукавами.

— Вы знаете, какие колючки у граната! Если воткнется в палец, болеть будет, пока не вытащишь, — говорит одна из помощниц. — Собирать совсем не просто.

Женщины разбредаются к деревьям и минут через пять появляются на тропинке с полными ведрами. Розовато-бордовые фрукты они быстро пересыпают в «банановые» коробки.

— В магазине берем их. В одну входит 22−24 килограмма, — поясняет хозяин сада.

Урожай снимают с конца сентября. Срывают гранаты к приезду покупателей: специальных помещений для хранения у Мурадхановых нет. Завтра ждут перекупщиков, которые повезут фрукты на рынки Дербента, Махачкалы и за пределы Дагестана. Для транспортировки никаких особых условий не надо. Главное — уложить гранаты в ящики так, чтобы в дороге не сдавливали друг друга.

— Уже коробок 70 собрали, это около полутора тонн. Все реализовали. Постоянные клиенты — молодые ребята из нашего же села, кто занимается торговлей. Приезжают на «Газелях», покупают у нас гранаты по 30—40 рублей за килограмм.

Заработать на гранатах сложно, говорит Фахрутдин.

— Крупные гранаты мы по 50−60 рублей продали, а вот средние — 40 рублей, 35, 30… Если продавать меньше 40 рублей на килограмм, то они не окупаются.

Секрет гранатового вина

Розничным покупателям южные фрукты достанутся уже в два-три раза дороже. Чтобы выбрать хорошие гранаты на рынке, нужно знать маленькую хитрость.

— В первую очередь смотрите вот это место, — Фахрутдин показывает на венчик в виде короны. — Видите, чисто внутри? Значит, хороший гранат.

Такой может храниться вне холодильника до 4−5 месяцев. А если внутри проглядывают черные пятнышки — сперва они не очень заметны, фрукт брать не стоит.

Тем временем женщины наполняют гранатами еще одну коробку.

— Вы когда-нибудь варенье гранатовое пробовали? А еще мы компоты варим из них, вино делаем, — рассказывает одна из помощниц.

Фахрутдин показывает пятилитровую пластиковую баклажку с густым темно-бордовым соком.

— Выжал где-то десять литров. Беру для этого подпорченные гранаты, выбираю из них чистые зернышки и отжимаю сок специальным прессом, — объясняет он.

Скоро гранатовый сок превратится в вино. Рецепт простой: Фахрутдин добавляет на литр жидкости один стакан сахара и оставляет все на месяц в открытом сосуде.

— Трогать не надо, месяц оно бродит. Потом аккуратно переливаю, чтобы осадок остался на дне, и можно употреблять. В прошлом году сделал литров пять, как кагор получилось! Все женщины на праздниках только его и пьют.

Время пить чай

В летней кухне Мурадхановых гранаты видны повсюду. Коронованный шар лежит около раковины. Бордовые зернышки рассыпаны на комоде.

— Знаете, как лучше чистить гранат, чтобы не испачкаться? Ведь если на одежду попадет — ничем не отстирать, — спрашивает Фахрутдин. — Я опускаю его в воду, снимаю ножом тонкий слой кожуры и разламываю. В воде он не брызгает. Потом вытаскиваю — и в тарелку. Иногда мне говорят: «Какое у тебя большое терпение, ты так чистишь!» А я говорю: «А что делать? Если хочешь в удовольствие кушать, надо терпеть немножко», — размышляет он.

На вопрос, как не торопиться, но все успевать, первой отвечает Гюльшад.

— Он в пять часов утра встает или в полпятого, иногда я говорю, зачем ты будильник включаешь, дай хоть мне спать, раз сам встаешь так рано! Работает в саду и только вечером приходит. Сразу баня — купается и сидит здесь.

— Это мое место, — показывает рукой на диван Фахрутдин. — Люблю тут сидеть после работы, телевизор смотреть и чай пить.

На столе — ваза с хурмой и гранатами. Фахрутдин делает глоток из стакана.

— В 1961 году покойный отец продал капусту и принес 12 штук вот таких подстаканников. А мне было тогда два года. Осталось от них всего три штуки. Теперь они у меня, и чай я пью только так, — отхлебывает он еще глоток. — Чай есть чай. Самая приятная вещь — пить его с лимоном и сахаром. И еще я люблю инжировое варенье, и больше ничего. Растет ли у меня инжир? Лучше не спрашивай. Двадцать деревьев.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия