Редкий специалист
Кямары — лучшие друзья девушек
18 октября, 2019
2664
Кавказским невестам не нужны Tiffany и Cartier. Зато на традиционные этнические украшения они готовы потратить сотни тысяч. О свадьбах, стразах и странных заказах — рассказал ювелир Мурат Салпагаров

Кавказская свадьба — это масштабное и довольно затратное мероприятие. Иногда за один-два праздничных дня люди потом годами выплачивают кредиты. Тренд последних лет — свадьба в национальных традициях. Причем их стараются соблюдать не только в обрядах и церемониях, но и в нарядах жениха и невесты. Как следствие появился спрос на традиционные свадебные украшения.

Карачаевские невесты обращаются за ними к Мурату Салпагарову — единственному в республике ювелиру, который изготавливают этнические украшения «как в старину».

«Пояс всегда стоил как хорошая корова»

С Муратом мы встречаемся в его небольшом ювелирном ателье в центре крупного карачаевского села Учкекен. Мастерская занимает небольшое, но хорошо обустроенное помещение в двухэтажном здании. Внутри — несколько рабочих столов со станками и лампами. По центру — окошко, через которое Мурат общается с заказчиками. К мастеру часто приходят заказы на починку украшений. Правда, сам он, по его же словам, увлечен только «высокой ювелиркой». И особенно — с этническими мотивами. За ней-то к нему и обращаются невесты со всей республики.

— Мода на этнические украшения появилась на Кавказе около двух-трех лет назад, — говорит мастер. — Прежде всего, это свадебные украшения, которые раньше передавались по женской линии из поколения в поколение.

Традиционно в комплект свадебного наряда карачаевской невесты входили парные нагрудные застежки, пояса, которые карачаевцы называют «кямар», и иногда браслеты и серьги.

— В основном у наших заказчиков сохраняются нагрудники, которые достались им от бабушек, и они приходят к нам за поясами, — рассказывает Мурат. — Кямары во все времена стоили не очень дешево. Всегда пояс был равен цене хорошей коровы. Считалось, что если в семье дочери, не дай Всевышний, наступят тяжелые времена, у нее всегда есть пояс, который можно продать.

Родом из Дагестана

По словам ювелира, до сих пор в каждой семье есть хотя бы одна старинная вещь, которую передают по наследству. При этом, отмечает он, большинство сохранившихся старинных поясов сделаны умельцами из Дагестана: мастера начали селиться в местных аулах начиная с конца XIX века, и их услуги пользовались большим спросом.

— Большая часть дошедших до нас поясов — это их работа, — продолжает Салпагаров. — Правда, исполнение не всегда было на высоте. Когда я стал детально изучать узоры традиционных кямаров, то увидел много непроработанных деталей. Поэтому принял решение делать не копии, а стилизацию под старинные украшения. Еще я заметил такую тенденцию: если раньше люди кидались на старинные вещи, то сейчас чаще предпочитают новодел, но под старину. От заказчиков я слышу про энергетику чужих вещей, не хотят брать чье-то. Но чаще всего люди просто вкладывают деньги в ювелирное изделие, чтобы передать потом его своим детям, как это делали когда-то, в старину.

Сам Мурат во многом стремится подражать старым мастерам: в отличие от большинства своих коллег, он не заказывает готовые лекала в интернет-магазинах, а абсолютно все делает вручную. Начиная от эскиза до проработки каждой крошечной детали.

— Мастера на Кавминводах говорят, что любят меня за мои работы, и не ненавидят за то, что я упорно не перехожу на упрощенный вариант — китайскую штамповку. Мне говорят: «Зачем ты мучаешься, сам сидишь и все делаешь? Ведь сейчас можно заказать любой узор». Но я так не хочу. Есть старинная технология, так работали ювелиры сто, двести лет назад. Мне она ближе всего.

Медь, серебро и иранская бирюза

Как правило, на производство одного пояса у мастера уходит 2−3 месяца, создание более сложной, затейливой модели может занять и до четырех. Все зависит от материала и обилия камней. В старину традиционные украшения изготавливались из сплавов, например меди с железом и других. Серебро почти не использовалось.

— Сейчас я, наоборот, чаще работаю с серебром, — говорит ювелир. — А вот раньше серебряные пояса могли позволить себе только зажиточные семьи. В основном делали позолоту, изготавливали ее из ртутной амальгамы. До сих пор не придумано ничего долговечнее такого метода. Но сами мастера долго не жили: материал токсичный. Что касается камней, то в старинных украшениях использовали в основном китайское стекло. Сейчас я применяю исключительно натуральные отделочные камни: топазы, аквамарины, аметисты, рубины.

Стоимость одного пояса или кямара колеблется от 70 до 200 тысяч рублей. Все зависит от сложности работы и используемых материалов. Полный же набор свадебных украшений — пояса, нагрудники, браслет и серьги — обойдется невесте в среднем в 400 тысяч.

По традиции покупкой свадебного наряда и украшений к нему у карачаевцев занимается сторона невесты. Но бывает и так, что жених изъявляет желание сделать подарок будущей супруге и частично или полностью оплачивает расходы на ее наряд. Непосредственно выбором будущего изделия занимается невеста или ее близкие родственники — как правило, мама.

Кстати, сегодня свадьба для горянок — далеко не единственный повод надеть этноукрашения. Девушки используют элементы национальной одежды и в современных нарядах.

— Несколько раз у меня заказывали украшения для свадьбы, но с таким расчетом, что потом будут носить с подходящей одеждой на всякие мероприятия, — говорит Мурат.

Рога, крылья и стразы

Мурат родился и вырос в селе Учкекен. Интерес к камням, пусть и не драгоценным, он проявлял еще с детства.

— В 90-е годы в одежде использовали много блесток, страз. Я выковыривал эти блестки с одежды, чтобы коллекционировать. Меня, конечно, ругали. Потом я стал коллекционировать натуральные поделочные камни. Еще я хорошо рисовал, и мама отдала меня в художественную школу, — рассказывает Мурат.

По совету своей бывшей учительницы Мурат поступил в Ставропольское краевое училище дизайна по специальности «Художественная отделка металла» и закончил его в 2006 году. В этом же году он открыл свое ювелирное ателье, стал брать заказы. Сейчас у него строгое разделение: половину времени он занимается ремеслом (то есть работает на заказ), а половину времени посвящает творчеству (готовит персональную выставку). Первое приносит ему деньги, а без второго он просто жить не может.

— Еще с первого курса училища я рисовал свои будущие коллекции. Когда для всех каникулы и выходные были радостью, для меня это катастрофа. Меня отлучали от процесса, я не мог заниматься. С каникул я всегда приезжал с кучей набросков. Я не мог остановиться. С годами еще сильнее затягивает. Даже поездки куда-то, которые должны стать отдыхом, для меня — пытка. Они отвлекают меня от моего любимого занятия. Головой всегда здесь.

«Браслеты „от Cartier“ я не делаю»

Этноколлекцией Салпагаров занимается уже три года, планирует закончить ее к зиме и провести персональную выставку. Правда, этностиль — это только одно из направлений, которое интересно Мурату.

Первая авторская коллекция, которую Мурат делал пять лет, назвалась «Эльфийская» и была навеяна эпохальной трилогией Толкиена «Властелин колец». Поначалу кавказские коллеги отнеслись к ней скептически. Но в итоге она пользовалась огромным успехом — кольцо «Аурин» из этой серии Мурат повторил уже более 40 раз. И заказы продолжают идти.

С 2013 года на смену нежным Эльфам пришли колючие, даже агрессивные «Слезы дракона». В новой коллекции сплошная мистика: сказочные олени, лебеди, змеи и даже черепа. Конечно, «Слезы дракона» не нашли массового покупателя, как эльфийская коллекция. Кажется, Мурат совершенно не расстроен по этому поводу.

— Помню самый необычный заказ, — говорит Мурат. — Однажды ко мне приехали мама с дочкой и вместо того, чтобы выбрать что-то из традиционного к свадьбе, они остановились на ожерелье «Чупра-Капра» — с драконом, которого я придумал сам. Я предупреждал, что эта вещь не для всех, но девушка очень настойчиво требовала именно это украшение.

Гораздо чаще к Мурату приходят с просьбой повторить кольцо или браслет известного ювелирного дома. Но в этом он всегда отказывает своим клиентам.

— Что я никогда не буду делать, так это копировать, — качает головой мастер. — Иногда, к примеру, просят сделать известный браслет-гвоздь «от Cartier». Но я сразу отказываюсь — такие браслеты не по моей части. Я делаю только то, что сам придумал и нарисовал.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия