Современное искусство
Руины и люди, которых не слышно
27 марта, 2017
1116
Как показать то, чего нет? Чем выразить предчувствие? Участница триеннале современного искусства в «Гараже» Анна Кабисова — о своей загадочной инсталляции из камней, мониторов и громкого многоголосья

В московском музее «Гараж» проходит первая выставка-триеннале российского современного искусства — кураторы музея объездили 40 городов России и выбрали работы более 60 актуальных художников. В их числе оказались наш автор и фотограф Анна Кабисова и ее супруг художник Евгений Иванов из Северной Осетии с работой «Музей как предчувствие».

Экспонирующаяся в одной их семи директорий триеннале — «Верность месту» — работа Анны и Евгения посвящена наследию выдающегося осетинского скульптора Сосланбека Едзиева. Все началось три года назад как проект «Виртуальный музей Сосланбека Едзиева»: художники тогда решили создать музей-утопию — за неимением настоящего.

— Я тогда читала книгу Кромвеля Биазарти и Людмилы Бязровой «Сосланбек Едзиты», пребывала в восторге от величины мастера, от невероятной пластики его, казалось бы, таких простых работ… На форуме мы придумали музей-утопию, который существует только в виртуальной реальности — у него есть свой сайт, где регулярно публикуются новости. В этом музее якобы проходят выставки не только осетинских художников, но и художников со всего мира, а наследие Едзиева бережно реставрируется и сохраняется для будущих поколений, — объясняет Анна.

Художница показала свой проект среди прочих куратору «Гаража» Екатерине Иноземцевой, когда та приехала в Осетию искать работы для предстоящей масштабной выставки.

— Встреча проходила в мае. А в октябре мне позвонили из музея и сообщили потрясающую новость: наш проект попал в число отобранных для участия в триеннале работ. Мы страшно обрадовались. Но в тот момент я и представить не могла, какие масштабы нас ждут!

Куратор музея Андрей Мизиано предложил авторам подумать над возможностями визуализировать проект: показывать на выставке просто сайт музея не хотелось.

— В итоге родилась идея сделать инсталляцию из камней — это такая отсылка к работам Едзиева — и разместить вокруг мониторы, на которых транслируются видеоинтервью с изучающими наследие художника профессионалами. Все герои говорят одновременно, поэтому разобрать что-то практически невозможно, — рассказывает Анна. — А еще мы привезли в книжный магазин музея «Гараж» упаковку книг о Едзиеве, чтобы посетители выставки могли ознакомиться с творчеством скульптора.

Самым частым вопросом от зрителей, по словам Анны, был «Почему нельзя разобрать, что говорят герои интервью?».

— Мы объясняем, что в этом и состоит главная концепция — донести мысль, что проблемы, которые озвучивают люди, неравнодушные к наследию Едзиева, не слышат те, кто должен услышать, от кого зависят какие-то конкретные шаги, реставрационные работы и то, состоится открытие музея или нет. Но, если говорить об отзывах, то, к примеру, наш друг, известный художник Данила Ткаченко, посмотрел работу и без объяснений понял, о чем она. «Руины и люди, которых не слышно», — сказал он. Получается, что этими словами он расширил наш проект, вовлек его в контекст общемировых проблем с культурным наследием.

Анна говорит, что была и критика. Да и сами художники понимают, что можно было сделать лучше.

— Как все должно и могло бы выглядеть, мы поняли, когда выставка уже открылась… В любом случае, это опыт. А еще у нас поистине фантастическая компания. Помню, я так и сказала Жене: «Ты даже не представляешь, с какими именами мы соседствуем!»

Сейчас Анна работает над новым проектом — на этот раз об осетинском языке.

— Это работа, поднимающая вопрос жизненности осетинского языка через его перенос на территорию современного искусства. Я взяла отрывок из книги американской писательницы Сьюзен Зонтаг «О фотографии» и попросила профессионала перевести его на осетинский язык. Когда читаешь этот программный текст Зонтаг на осетинском, в голове совершенно точно открывается какой-то космос… Второй этап — текст нужно озвучить и каким-то образом визуализировать. Как это будет выглядеть в итоге, мне пока до конца не ясно. А еще мы с моим другом, художником и фотографом Натальей Айриян потихоньку делаем мультимедийный проект о Южной Осетии. Что именно — держим в секрете.

Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж» (Парк Горького, Москва) продлится до 14 мая. Помимо работы Анны Кабисовой и Евгения Иванова на выставке можно увидеть работы других кавказских художников: дагестанцев Таус Махачевой и Мурада Халилова, а также Аслана Гайсумова и Заурбека Цугаева из Чечни.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Кавказские танцы под китайским небом
Руководитель ансамбля танца «Шагди» из Кабардино-Балкарии — о поездке в Китай, преодолении страхов и непростой судьбе наставника
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Полная версия