Вот уже 10 лет украшения и аксессуары в черкесском стиле дизайнера Залины Шишман являются частью этнической моды многонациональной России. Узнаваемые колье-нагрудники носят женщины в Абхазии, Иордании, Турции, Китае и даже в Австралии.

Фото: Дарья Шомахова/ТАСС
Залина Шишман
Дочь известного художника Руслана Цримова, Залина творит под фамилией мужа. Бренд Shishman — это украшения и аксессуары в авторской смешанной технике плетения из нитей. Это нагрудники, пояса, серьги, браслеты, броши, газыри. А еще — колье и подвески из дерева, кожи, прозрачного акрила; ювелирные изделия с позолотой и серебрением; текстильная коллекция.
Нагрудник лег на сердце
В дизайн Залина Шишман зашла с неожиданной стороны. Преподаватель английского языка, кандидат филологических наук, работая над диссертацией «Концепт „гу“ в адыгской лингвокультуре» (гу — сердце. — Ред.), она и не предполагала, что подарит женщинам украшения, которые в прямом и переносном смысле лягут на сердце многим любительницам оригинального.
— Ничего не предвещало. Хотя если подумать… Атмосфера, которая царила в доме, — картины папы, его друзья, их разговоры. Два года женской воскресной гимназии, где нам преподавали историю, культурологию, этикет, национальные ремёсла адыгов. Спустя время все просто сошлось в одном моменте.
Идея из строймаркета
Отправной точкой, по признанию Залины, стало материнство.
— С одной стороны, ты выпадаешь из профессиональной и общественной жизни, с другой — в тебе будто что-то раскрывается. Папа всегда говорил, что художник — проводник. И я это почувствовала. Потому что идея нагрудного украшения словно витала в воздухе, но нужно было придать ей форму.
Залина понимала, что украшение должно обрести самостоятельность, перестать зависеть от национального платья, быть доступным и демократичным. Она изучала национальное прикладное искусство народов мира, всевозможные техники. Подсказку увидела в украшениях африканских племен — оплетка нитями. Конструкторское же решение обнаружила вовсе не в магазине фурнитуры, а в строймаркете.
И замуж, и на мотопрогулку
Успех Залины Шишман — в балансе между смелостью и чувством меры. Нагрудники, которые прежде ассоциировались с музейными экспонатами, сценическими костюмами, превратились в стильную бижутерию. Залина сама стала героиней фотосессий, продемонстрировав, что её украшения можно носить с джинсами, байкерской косухой, кедами, придавать особый шарм каждодневным рубашкам и водолазкам, а вечерние наряды делать уникальными. Понравились комплекты Шишман и невестам. Дизайнер подумала и о сильном поле — стилизованные газыри стали украшать пиджаки и жакеты мужчин.
В лимитированной ювелирной коллекции — латунь с позолотой, серебрением и холодной эмалью — до сих пор преобладали сдержанные оттенки. Но в новой серии палитра расширилась — лимонный, алый, цвет молодой зелени. Аккуратные треугольники, словно миниатюры нагрудников, и броши-подвески, повторяющие фрагмент орнамента музейного экспоната — нагрудника 19 века. Кроме птичек в орнаменте угадываются то женщина, то дерево, то женщина-дерево Жыг-Гуащэ — одно из божеств в адыгской мифологии. Кстати, этот же орнамент поселился на кожаных колье.
— Я всегда любила броши. А в этом сезоне практически все модные дома и бренды обращаются к этому аксессуару, причем предлагают носить его не только традиционно — на лацкане или воротнике. Брошь можно прикрепить на пояс, манжеты, прическу, рукава, брюки, сумку и даже обувь. Можно использовать не только как самостоятельный акцент, но и как инструмент в создании собственного дизайна — драпировок, складок, защипов.
Джинсовые лопасти
Перфекционистка во всем, в прошлом году Залина Шишман получила диплом дизайнера. Часть её магистерской диссертации — текстильные съёмные воротники-нагрудники и манжеты-лопасти. В очередной раз Шишман удивила модную публику, остановившись на дениме. Джинса — сама по себе культовая ткань, ставшая неотъемлемой частью нашей жизни. Выбирая её, дизайнер мгновенно умножает свою целевую аудиторию.
Демократичный деним носят представители всех возрастов, профессий, социальных слоёв. В этом кажущемся контрасте адыгской этники и джинсы и содержится та самая энергия, которая способна вызвать интерес.
Раньше нарукавные лопасти были деталью исключительно цельного костюма. Как и нагрудники, они имели сакральный смысл, выполняли функцию оберега и, будучи настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства, передавались из поколения в поколение. Залина Шишман предлагает нам надевать их каждый день — в театр, на прогулку, торжество. Особенно укороченные варианты.
— Я за то, чтобы украшения носились, а не лежали в укромном месте. Не нужно ждать случая, чтобы надеть их, нужно самому создавать эти случаи, проявляя свою индивидуальность. Сама жизнь — повод выглядеть интересно и стильно.