Кубачи — один из самых известных аулов Дагестана. Известны на весь мир кубачинцы своим традиционным ремеслом — металлообработкой. Кубачинские изделия украшены гравировкой, резной слоновой костью, чернью, насечкой золотом, а профессия златокузнеца здесь семейное дело, передающееся из поколения в поколение. И пока мужчины из Кубачи занимались обработкой металла, женщины — прославились золотой вышивкой. Уникальные платки казы в селе вышивают и носят до сих пор.
Для туристов местные организуют мастер-классы по золотому шитью, плетению кольчуг, изготовлению филигранных изделий, гравировке на меди. Всему этому можно обучиться в частном порядке в мастерских умельцев или в древней сторожевой башне, которая сегодня и музей, и смотровая площадка. И, конечно, в селе легко приобрести продукцию мастеров. Изделия всех видов можно купить в маленьком сувенирном киоске на башне «Акайля кала», в магазине при художественном комбинате, в двух магазинах в старом и новом селе или же у самих мастеров-кубачинцев — в их домах.
С размещением в Кубачи тоже нет проблем. Здесь несколько гостевых домов — дом Кадиалиевых, Куртаевых и другие. Желающие могут остановиться и в усадьбе у въезда в село, откуда открывается вид на живописную природу.
Гоцатль — село ювелиров. Как говорят сами мастера, «Пока будут жить женщины, мы без заказов не останемся». А еще 15−20 лет назад обязательным атрибутом в приданом каждой девушки в горной части Дагестана были гоцатлинские кувшины разных размеров. Сейчас местные мастера работают в основном по серебру, мастеров по золоту — значительно меньше. Неповторимый гоцатлинский рисунок имеет характерное исполнение.
Для туристов в селе организовали мастер-классы — уроки дают четыре мастера. Занятия проходят у них на дому, в мастерских, там же можно приобрести понравившееся изделие. Если группа путешественников большая, можно пригласить мастера прямо в гостевой дом — он придет с инструментами. У всех местных ювелиров, кстати, есть страницы в социальных сетях, где можно увидеть их работы и заказать украшение на любой вкус по почте.
В Гоцатле есть несколько гостевых домов с комфортными условиями: телевизорами, wi-fi, санузлами в доме, душевыми. А вот кафе в селе нет, но питаться туристы могут в гостевых домах. Жители села приготовят на заказ любое блюдо национальной кухни.
Деревянные инкрустированные изделия прославили умельцев из горного села Унцукуль по всему миру. Дерево украшено тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и самобытным орнаментом — процесс это трудоемкий и требует особой техники. К оригинальному промыслу в Унцукуле приучают с раннего возраста, передавая навыки по наследству.
Туристов здесь обучают мастера со стажем. У себя дома, в мастерской, умелец Сайгид Магомедов, к примеру, за три года принял сотни путешественников из разных уголков России и зарубежных стран. Его мастер-класс идет в несколько этапов, а начинается с производства на станке, где туристы могут выбрать изделие: вазу, карандашницу, подсвечник, солонку. Следующий этап — нанесение орнамента и набивание насечки.
Здесь же, в доме мастера, есть и выставочный зал, где можно увидеть и приобрести готовые изделия, в том числе малогабаритные — такие удобно увезти с собой в багаже самолета. Это солонки, медальоны, карандашницы, ножи, пепельницы, кинжалы, вазы разных размеров и форм, ручки, подсвечники, подставки под ножи, кинжалы, настольные приборы, шкатулки и многое другое.
В самом селе отсутствуют гостевые дома и кафе, туристы чаще всего бывают тут проездом. Желающие могут остановиться в 10 км от села в поселке Шамилькала, где есть и база отдыха, и гостевые дома, и кафе.
Балхар — один из древних центров развития гончарного искусства Дагестана. Согласно народной молве этот промысел дошел до села по Великому шелковому пути с мастером из Калькутты. Традиционно изготовлением изделий занимались исключительно женщины Балхара, а их реализацией — только мужчины.
Простота форм, наивность традиционного орнамента — все это привлекает туристов. В селе есть специальный гончарный цех, где гости могут лично попробовать изготовить изделие из глины. Мастер-классы местные мастерицы дают и в своих домах, где почти у каждой имеется свой небольшой музей гончарных изделий. Там же приглянувшееся творение можно купить. Чаще всего из села туристы увозят небольшие и недорогие изделия: декоративные игрушки, поделки, свистульки.
В селении имеется гостевой дом с одноименным названием — «Балхар». Это старый дом, приведенный хозяевами в порядок. Там созданы все удобства для гостей, в том числе предлагают питание. Кроме того, несколько женщин в селе готовят на заказ. Ну и, как и все горцы, балхарцы очень гостеприимны и с удовольствием примут на ночлег путника.
Андийские бурки — еще один бренд Дагестана. Изготавливали их в разных андийских аулах, но мастеров становится все меньше. Процесс это долгий и грязный, так что желающих обучать среди них будет немного. Чтобы посмотреть, как делают бурки, проще всего отправиться в село Рахата Ботлихского района. Здесь находится единственная в России фабрика по изготовлению бурок — работает она еще с 1925 года. С раннего утра и до обеда на фабрике трудятся шесть мастериц. Мужчины включаются в процесс уже после — во время мойки бурок и их покраски. Туристы могут понаблюдать за всем процессом и даже принять в нем участие в любой день, кроме пятницы и воскресенья.
Бурки можно приобрести здесь же, на фабрике. Самая дорогая «бурка всадника» обойдется в 10 000 рублей. Есть тут и маленькие, сувенирные бурки по 250 рублей.
Остановиться в селе можно в гостевом доме «Микаилов», а в перспективе планируют открыть гостевой дом и на территории фабрики.
Кайтагская вышивка, пожалуй, самое загадочное ремесло Дагестана, недаром ее сравнивают с полотнами европейских художников-авангардистов. «Открыл» ее в первой половине XX века этнограф Евгений Шиллинг, обнаружив полотна в Кайтагском районе Дагестана, отсюда и название. Но подобные мотивы использовали и в других районах, так что сейчас иногда вышивку называют даргинской. Мастерство это было практически утрачено, но в последнее время к нему обращается все больше энтузиастов.
В районном центре Кайтагского района, селе Маджалис, есть этноцентр «Кайтаги» - там проходит постоянно действующая выставка вышивки местных мастериц. Четыре из них дают мастер-классы туристам. Здесь же представлена сувенирная продукция с кайтагским узором: сумочки, клатчи, футляры для очков и телефонов, шоперы.
В селе есть гостиничные дома «Орлиное гнездо», «Замок у Шаха», «Лесная поляна», «777», здесь же гостей кормят национальной кухней.
Ковроткачество — еще одно традиционное занятие народов Дагестана. Особенно коврами известен Юг республики, где проживают лезгины и табасаранцы. Тем, кто интересуется коврами, можно, к примеру, отправиться в село Хучни — это центр Табасаранского района.
В селении в крепости Семи братьев работает краеведческий музей, где установлен станок для ковроткачества. Для туристических групп проводят мастер-классы по изготовлению ковров. До конца 2021 года в селе планируют открыть и музей ковра, где будут продемонстрированы все этапы производства — от получения пряжи до готового изделия. Тут же ковры можно купить, цена — 20−25 тысяч рублей за квадратный метр.
Остановиться приезжие могут в гостиничном комплексе прямо над местным водопадом Хучни — он так и называется «Водопад» — или в других ресторанно-гостиничных комплексах: «Табаристан», «Дубрава». Сейчас в районе активно строят экодома вблизи крепости, в горах скоро появятся этнодома, а для любителей комфорта в самом Хучни строят 4−5-звездочные отели.
Высокие вязаные носки носили почти во всех селах Дагестана. Считается, что именно джурабы от них отличает орнаментированное голенище. Джурабы были распространены в Южном Дагестане, Кубачи, ряде аварских районов. Сейчас джурабы можно найти в сувенирных магазинах в разных точках Дагестана, а в Махачкале на рынках их — полные прилавки. Дело не только в спросе у туристов — со временем высокая уличная обувь превратилась в домашние тапки, напоминающие чешки. И многие и в селах, и в городах теперь носят их дома в холодное время года и по традиции называют джурабами.
Но за «настоящими» джурабами, с колоритными узорами, все же лучше отправляться в горы. Мастер-классы по вязанию джурабов, к примеру, проводят в том же краеведческом музее в селе Хучни. И, конечно, вязаные носки здесь тоже продают.
Село Бежта в Дагестане знают по традиционной вязаной обуви гака, они же — бежтинские сапожки. Это высокие сапоги из шерсти, с загнутым вверх носом и уникальным узором. Когда-то в таких ходили и в слякоть, и в снег, но традиционную обувь давно вытеснила фабричная. Мастериц, все еще вяжущих обувь, можно посчитать по пальцам. Но все же в детской школе искусств туристы могут посмотреть на процесс изготовления — и принять в нем участие.
Приобрести же сапожки можно только в домах у местных жителей, в основном — у старшего поколения, а стоимость будет «антикварной».
Бежта — село крайне отдаленное, почти у границы с Грузией. Как таковых кафе и гостиниц в нем нет, но бежтинцы рады гостям и встречают приезжих в своих домах.