Кубачинские изделия
Кубачи — один из самых известных аулов Дагестана. Известны на весь мир кубачинцы своим традиционным ремеслом — металлообработкой. Кубачинские изделия украшены гравировкой, резной слоновой костью, чернью, насечкой золотом, а профессия златокузнеца здесь семейное дело, передающееся из поколения в поколение. И пока мужчины из Кубачи занимались обработкой металла, женщины — прославились золотой вышивкой. Уникальные платки казы в селе вышивают и носят до сих пор.
Для туристов местные организуют мастер-классы по золотому шитью, плетению кольчуг, изготовлению филигранных изделий, гравировке на меди. Всему этому можно обучиться в частном порядке в мастерских умельцев или в древней сторожевой башне, которая сегодня и музей, и смотровая площадка. И, конечно, в селе легко приобрести продукцию мастеров. Изделия всех видов можно купить в маленьком сувенирном киоске на башне «Акайля кала», в магазине при художественном комбинате, в двух магазинах в старом и новом селе или же у самих мастеров-кубачинцев — в их домах.
С размещением в Кубачи тоже нет проблем. Здесь несколько гостевых домов — дом Кадиалиевых, Куртаевых и другие. Желающие могут остановиться и в усадьбе у въезда в село, откуда открывается вид на живописную природу.
Украшения из села Гоцатль
Гоцатль — село ювелиров. Как говорят сами мастера, «Пока будут жить женщины, мы без заказов не останемся». А еще 15−20 лет назад обязательным атрибутом в приданом каждой девушки в горной части Дагестана были гоцатлинские кувшины разных размеров. Сейчас местные мастера работают в основном по серебру, мастеров по золоту — значительно меньше. Неповторимый гоцатлинский рисунок имеет характерное исполнение.
Для туристов в селе организовали мастер-классы — уроки дают четыре мастера. Занятия проходят у них на дому, в мастерских, там же можно приобрести понравившееся изделие. Если группа путешественников большая, можно пригласить мастера прямо в гостевой дом — он придет с инструментами. У всех местных ювелиров, кстати, есть страницы в социальных сетях, где можно увидеть их работы и заказать украшение на любой вкус по почте.
В Гоцатле есть несколько гостевых домов с комфортными условиями: телевизорами, wi-fi, санузлами в доме, душевыми. А вот кафе в селе нет, но питаться туристы могут в гостевых домах. Жители села приготовят на заказ любое блюдо национальной кухни.
Унцукульская насечка
Деревянные инкрустированные изделия прославили умельцев из горного села Унцукуль по всему миру. Дерево украшено тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и самобытным орнаментом — процесс это трудоемкий и требует особой техники. К оригинальному промыслу в Унцукуле приучают с раннего возраста, передавая навыки по наследству.
Туристов здесь обучают мастера со стажем. У себя дома, в мастерской, умелец Сайгид Магомедов, к примеру, за три года принял сотни путешественников из разных уголков России и зарубежных стран. Его мастер-класс идет в несколько этапов, а начинается с производства на станке, где туристы могут выбрать изделие: вазу, карандашницу, подсвечник, солонку. Следующий этап — нанесение орнамента и набивание насечки.
Здесь же, в доме мастера, есть и выставочный зал, где можно увидеть и приобрести готовые изделия, в том числе малогабаритные — такие удобно увезти с собой в багаже самолета. Это солонки, медальоны, карандашницы, ножи, пепельницы, кинжалы, вазы разных размеров и форм, ручки, подсвечники, подставки под ножи, кинжалы, настольные приборы, шкатулки и многое другое.
В самом селе отсутствуют гостевые дома и кафе, туристы чаще всего бывают тут проездом. Желающие могут остановиться в 10 км от села в поселке Шамилькала, где есть и база отдыха, и гостевые дома, и кафе.
Балхарская глина
Балхар — один из древних центров развития гончарного искусства Дагестана. Согласно народной молве этот промысел дошел до села по Великому шелковому пути с мастером из Калькутты. Традиционно изготовлением изделий занимались исключительно женщины Балхара, а их реализацией — только мужчины.
Простота форм, наивность традиционного орнамента — все это привлекает туристов. В селе есть специальный гончарный цех, где гости могут лично попробовать изготовить изделие из глины. Мастер-классы местные мастерицы дают и в своих домах, где почти у каждой имеется свой небольшой музей гончарных изделий. Там же приглянувшееся творение можно купить. Чаще всего из села туристы увозят небольшие и недорогие изделия: декоративные игрушки, поделки, свистульки.
В селении имеется гостевой дом с одноименным названием — «Балхар». Это старый дом, приведенный хозяевами в порядок. Там созданы все удобства для гостей, в том числе предлагают питание. Кроме того, несколько женщин в селе готовят на заказ. Ну и, как и все горцы, балхарцы очень гостеприимны и с удовольствием примут на ночлег путника.
Андийские бурки
Андийские бурки — еще один бренд Дагестана. Изготавливали их в разных андийских аулах, но мастеров становится все меньше. Процесс это долгий и грязный, так что желающих обучать среди них будет немного. Чтобы посмотреть, как делают бурки, проще всего отправиться в село Рахата Ботлихского района. Здесь находится единственная в России фабрика по изготовлению бурок — работает она еще с 1925 года. С раннего утра и до обеда на фабрике трудятся шесть мастериц. Мужчины включаются в процесс уже после — во время мойки бурок и их покраски. Туристы могут понаблюдать за всем процессом и даже принять в нем участие в любой день, кроме пятницы и воскресенья.
Бурки можно приобрести здесь же, на фабрике. Самая дорогая «бурка всадника» обойдется в 10 000 рублей. Есть тут и маленькие, сувенирные бурки по 250 рублей.
Остановиться в селе можно в гостевом доме «Микаилов», а в перспективе планируют открыть гостевой дом и на территории фабрики.
Кайтагская вышивка
Кайтагская вышивка, пожалуй, самое загадочное ремесло Дагестана, недаром ее сравнивают с полотнами европейских художников-авангардистов. «Открыл» ее в первой половине XX века этнограф Евгений Шиллинг, обнаружив полотна в Кайтагском районе Дагестана, отсюда и название. Но подобные мотивы использовали и в других районах, так что сейчас иногда вышивку называют даргинской. Мастерство это было практически утрачено, но в последнее время к нему обращается все больше энтузиастов.
В районном центре Кайтагского района, селе Маджалис, есть этноцентр «Кайтаги» - там проходит постоянно действующая выставка вышивки местных мастериц. Четыре из них дают мастер-классы туристам. Здесь же представлена сувенирная продукция с кайтагским узором: сумочки, клатчи, футляры для очков и телефонов, шоперы.
В селе есть гостиничные дома «Орлиное гнездо», «Замок у Шаха», «Лесная поляна», «777», здесь же гостей кормят национальной кухней.
Табасаранские ковры
Ковроткачество — еще одно традиционное занятие народов Дагестана. Особенно коврами известен Юг республики, где проживают лезгины и табасаранцы. Тем, кто интересуется коврами, можно, к примеру, отправиться в село Хучни — это центр Табасаранского района.
В селении в крепости Семи братьев работает краеведческий музей, где установлен станок для ковроткачества. Для туристических групп проводят мастер-классы по изготовлению ковров. До конца 2021 года в селе планируют открыть и музей ковра, где будут продемонстрированы все этапы производства — от получения пряжи до готового изделия. Тут же ковры можно купить, цена — 20−25 тысяч рублей за квадратный метр.
Остановиться приезжие могут в гостиничном комплексе прямо над местным водопадом Хучни — он так и называется «Водопад» — или в других ресторанно-гостиничных комплексах: «Табаристан», «Дубрава». Сейчас в районе активно строят экодома вблизи крепости, в горах скоро появятся этнодома, а для любителей комфорта в самом Хучни строят 4−5-звездочные отели.
Джурабы — традиционная обувь
Высокие вязаные носки носили почти во всех селах Дагестана. Считается, что именно джурабы от них отличает орнаментированное голенище. Джурабы были распространены в Южном Дагестане, Кубачи, ряде аварских районов. Сейчас джурабы можно найти в сувенирных магазинах в разных точках Дагестана, а в Махачкале на рынках их — полные прилавки. Дело не только в спросе у туристов — со временем высокая уличная обувь превратилась в домашние тапки, напоминающие чешки. И многие и в селах, и в городах теперь носят их дома в холодное время года и по традиции называют джурабами.
Но за «настоящими» джурабами, с колоритными узорами, все же лучше отправляться в горы. Мастер-классы по вязанию джурабов, к примеру, проводят в том же краеведческом музее в селе Хучни. И, конечно, вязаные носки здесь тоже продают.
Бежтинские сапожки
Село Бежта в Дагестане знают по традиционной вязаной обуви гака, они же — бежтинские сапожки. Это высокие сапоги из шерсти, с загнутым вверх носом и уникальным узором. Когда-то в таких ходили и в слякоть, и в снег, но традиционную обувь давно вытеснила фабричная. Мастериц, все еще вяжущих обувь, можно посчитать по пальцам. Но все же в детской школе искусств туристы могут посмотреть на процесс изготовления — и принять в нем участие.
Приобрести же сапожки можно только в домах у местных жителей, в основном — у старшего поколения, а стоимость будет «антикварной».
Бежта — село крайне отдаленное, почти у границы с Грузией. Как таковых кафе и гостиниц в нем нет, но бежтинцы рады гостям и встречают приезжих в своих домах.