Первых туристов горнолыжный комплекс Архыз принял в декабре 2013 года. Пока там всего три канатные дороги, две туристические деревни и семь трасс разной сложности. Параллельно строится остальная инфраструктура. К 2020 году курорт должен стать одним из крупнейших в стране. Что нужно, чтобы российский Архыз стал если не круче, то таким же модным и успешным, как французский Куршевель?
— Архыз стал «хэдлайнером» в горнолыжной сфере в России. Пожалуй, после Сочи это лучший горнолыжный курорт страны. Если вспомнить, как курорт выглядел четыре года назад — прогресс огромен. Как говорит глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, называть Архыз курортом еще рано, потому что еще очень многое должно быть сделано.
Сейчас Архыз — это не совсем то, как представляли себе задействованные в его создании и руководство республики. К эталонному виду Архыз придет к 2020 году. Но здорово то, что спустя четыре-пять лет после начала работы курорт уже можно сравнивать с Куршевелем. По некоторым параметрам он уже не уступает западным конкурентам.
В этом году мы ожидаем 160 тысяч туристов, в прошлом году их было 130 тысяч.
— Более гостеприимных людей, чем на Кавказе, я нигде не видел. Но гостеприимство и качество сервиса — разные вещи. Трансформировать гостеприимство в сервис — ключевая задача. И подвижки уже есть. Многие инвесторы отправляют сотрудников на тренинги, чтобы улучшить качество сервиса.
Архыз сейчас — это южноориентированный и северноориентированный склоны, разделенные рекой. В будущем там предполагается порядка 137 километров трасс, 60% которых будут «синего», среднего, уровня сложности, пять деревень и более 50 подъемников. Сегодня две из пяти деревень уже работают. Это Романтик и Лунная поляна, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. В 2015 году мы их соединили подъемником и получили общую зону катания. Главная особенность Архыза — это возможность создать единую зону катания на всем курорте, в отличие от большинства российских и зарубежных. Это будут две закольцованных, похожих на знак бесконечности, системы трасс, которые позволят кататься из любой точки курорта в любую другую.
Нам было важно было понять передовой международный опыт и уже существующие подходы к развитию территории. Есть две модели развития. Первая — это принцип, по которому пошли в Сочи, когда есть определенный короткий промежуток времени, и в течение него нужно создать проект. Под него надо подгонять административные и финансовые ресурсы. Модель имеет право на существование, она апробирована во многих странах и чаще всего речь о мероприятиях глобального масштаба. Вторая модель, она широко применяется в Европе, это так называемое интенсивно-поступательное развитие территории, когда площадка развивается в течение 50−70 лет. Куршевель — один из ярких примеров такого развития. Эту территорию начали развивать в 60-е, статус и репутацию, которые мы знаем, она получила только 10−15 лет назад. Архыз ближе ко второй модели, то есть постепенному, но интенсивному развитию.
— Чтобы ответить на вопрос, что лучше, Архыз или Куршевель, предлагаю понять почему туристы возвращаются на одни и те же курорты. Дело не в имидже курорта, дело в удовольствии. Если турист получает удовольствие от катания, он вернется.
Как на французских курортах этого добиваются? Есть три параметра. Первый — неповторяющийся маршрут, когда в течение дня вы не катаетесь по одной и той же трассе. Концепция Архыза с восьмеркой, или «бесконечностью», когда турист может ни разу за день не повторить путь — это большой плюс. Второй параметр — скорость подъема лыжника по канатной дороге, время должно быть минимальным. Никакой турист не хочет долго сидеть в кресле канатки и мерзнуть. На курортах Северного Кавказа новые подъемники, комфортные и высокотехнологичные. Третье и ключевое — качество спуска. При всей интенсивности освоения территорий, оно достигается годами. Это как английский газон, качество поверхности требует времени.
Приведу слова бывшего и действующего директоров Куршевеля, оба говорили, что природа в Архызе очень напоминает долины Куршевель и Мерибель. Там много хвойных деревьев. Создается ореол определенной романтики: елки, снег, Новый год. Тут сложно сказать, что круче.
В Куршевеле 80 канатных дорог, в Архызе планируется 50, построено пока три. В Куршевеле 126 горнолыжных трасс — порядка 200 километров. В Архызе тоже планируется порядка 200 километров трасс, 15 уже построено. В Куршевеле катается полтора миллиона туристов в год, в Архызе — 160 тысяч, то есть это примерно 10% от Куршевеля.
Французы осваивали горы и частными силами, и с государственной поддержкой. 60 лет назад туда пришли частные инвесторы и начали застройку. В 70-е годы из-за больших затрат на инфраструктуру большинство частных компаний обанкротились. Затем туда пришло государство, достроило дороги, горнолыжные комплексы и отели. А в 90-е бизнес начал опять возвращаться в горы. Мы видим, что в России политическая воля также присутствует.
— Это заблуждение, что российский турист непритязателен. Наши туристы долгое время путешествовали за рубежом, изучали мир. Как раз благодаря этому мы надеемся подтянуть уровень сервиса в стране. Туристы очень притязательны, им есть с чем сравнивать и из чего выбирать. Что касается иностранных туристов, то у них по отношению к России скорее заниженные ожидания и они бывают очарованы, когда сюда попадают. Европейские, американские и китайские туристы у нас в восторге от мест отдыха.
Отзывы туристов говорят о том, что общее впечатление от Архыза почти на европейском уровне. Людям нравится, как работают спасатели: «Только упал, сразу подлетают», трассы отличные. Таких отзывов достаточно много. Претензий к сервису нет, но есть нехватка оборудования.
Сейчас нам важно создать комплексный многофункциональный пакетный продукт. Сегодня комплексных пакетных туров на Северный Кавказ нет.
— Курорт хороший, у Архыза есть большое преимущество перед курортами, которые выходят к Черному морю, — там более мягкий и сухой снег, более устойчивая погода, хорошая система оснежения и зона катания достаточно качественная. Недалеко удобный аэропорт Минвод, к курорту ведет отличная дорога, и эти 220 километров в пути не замечаешь.
Но есть один сдерживающий развитие фактор — дефицит мест размещения. Сейчас 99% комнат на территории комплекса уже распроданы, приходится подбирать размещение в поселке Архыз, а там качество оставляет желать лучшего. Но это пока.
Местные жители голосуют рублем. Сейчас там очень много мини-гостиниц строится. Они вкладывают деньги и уверены, что это окупится. Не стоит рассматривать Архыз только как зимний курорт, там отличный климат, полезный воздух для аллергиков — там не вызревает амброзия. А нам, туроператорам, курорт интересен тем, что и летний, и зимний сезоны там длинные, интересно продавать.
— Впервые я на Кавказе оказался в 1991 году, с тех пор часто туда езжу. Когда меня Александр Хлопонин попросил дать экспертное заключение перед выступлением Дмитрия Медведева в Давосе (в 2013 году, выступая на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, российский премьер Дмитрий Медведев предложил иностранным инвесторам вкладывать деньги в Кавказ и Дальний Восток. — Ред.), я был пессимистичен и сказал, что ничего на Кавказе не получится, потому что понимал ситуацию, которая там тогда была.
Эти пессимистические настроения в итоге отчасти подтвердились: Матлас отвалился, Мамисон не пошел, Армхи и чеченские курорты забуксовали. Казалось, все останется только на бумаге. А потом в регионе наладилась логистика. Блестяще реконструировали аэропорт Минеральных Вод, который был в ужасном состоянии, и цены были космические: билет из Москвы туда стоил 25 тысяч рублей, а сейчас можно слетать за три. Теперь и дорога на Архыз великолепная, на Эльбрус — подлатали, тоже стало хорошо. Второй момент — исчезло бандподполье: пять лет назад мы серьезно обсуждали насколько безопасно ехать на Кавказ. Ну и третье — экономический кризис, который сыграл нам на руку. В 2008—2009 годах за копейки можно было отдохнуть в Европе, и преимущества у российских курортов не было. Сейчас ситуация иная и продержится она еще лет пять — надо пользоваться моментом.
И в этих условиях у нас появилась чудесная Красная Поляна, где показали, что Россия умеет строить качественные курорты. А дальше совершенно неожиданно появился Архыз. Причем оба курорта сумели выйти в эконом-сегмент, то есть на тех, кто раньше не мог себе позволить горные лыжи.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС