Вместо аниматоров — волонтеры, требующие надеть маски или натянуть на лицо баффы-балаклавы. Вместо конкурсов — музыкальные треки из динамиков. В этом году из-за пандемии от традиционного шумного и красочного открытия сезона отказались. Но главное на курорте — все же горнолыжные трассы, и в 9 утра на основной стоянке уже нет мест. О бесплатной стоянке, что в полутора километрах к востоку, знают не все, как и о том, что каждые 20 минут туда ходит шаттл. Много новичков. Туристы со всех уголков страны, уставшие от жизни в режиме самоизоляции, нетерпеливо натягивают экипировку прямо тут, у транспорта. Все спешат наверх, ведь считается особым шиком прокатиться по нетронутому гофру выровненного ратраками снега. Тем более в первый день сезона. Но о таком удовольствии мечтать поздно: на трех трассах Южного склона уже оживленно. «Вельвет», как называют свежую трассу бывалые лыжники и сноубордисты, увы, гладко отутюжен теми, кто приехал еще накануне.
Северный склон еще не готов принять туристов: снег шел всю неделю, но этих 50 сантиметров покрова для катания недостаточно. Подключили тяжелую артиллерию — снежные «пушки» и «ружья». Установки искусственного оснежения работают вовсю. Надо торопиться: как показал первый день сезона, недостатка в туристах не будет. Вслед за Южным и Северным склонами предстоит обустроить трассы для тюбинга и учебные зоны, чтобы все 26 километров снежного полотна курорта работали.
— Проход людей за первые два часа — 1099 человек, — зачитывает из мессенджера первые отчеты коллег руководитель пресс-службы «Курортов Северного Кавказа» Татьяна Баева. Обычно 1000 человек — норма целого дня. В прошлом году в день открытия на курорт приехали 500 человек. И вечернее катание по освещенным трассам тоже никто не отменял.
Коронавирус не испугал любителей активного отдыха. Но забыть о нем трудно: на территории курорта постоянно звучат предупреждение о необходимости соблюдать нормы безопасности. В помещениях настаивают на соблюдении социальной дистанции и ношении средств индивидуальной защиты. За исполнением правил следят не только сотрудники, но и специально набранная команда волонтеров — это в основном местная молодежь.
Праздничную программу из-за пандемии пришлось отменить, но вся инфраструктура курорта, гостиницы и сервисы работают. Многие уже приезжают в масках, а кто нет — могут купить их в аптеке, в продуктовом магазине или взять в столовой. Везде в помещениях расставлены дезинфекторы. Кабинки подъемников, помещения и снаряжение, выдаваемое в аренду, обрабатывают специальными средствами. В закрытые кабины канатки сначала старались сажать не более двух человек, но из-за растущих очередей у станции стали сажать по восемь.
На курорте надеются, что ужесточения режима не произойдет. По данным владельцев гостиниц, весь номерной фонд Архыза на новогодние праздники уже забронирован.
Собирательный образ посетителя Архыза-2020 можно определить одним словом — «юный». В этом году на склонах особенно много детей. Годовалый Андрей из Астрахани, возможно, самый маленький на склоне, снег, который он видит впервые, вызывает у него неподдельный восторг.
А на статус одного из «аксакалов» курорта наверняка может претендовать 74-летний Владимир Будников, который несколько лет назад приехал на Кавказ из Мурманской области. Там он катался на курорте «Большой Вудъявр», но горы Хибин гораздо ниже — 1200 м над уровнем моря, тогда как на Архызе он поднимается на 2500 м и катается на самой сложной — черной — трассе.
— Изюминка Архыза — инфраструктура, — отмечает лыжник. — Очень нравятся трассы, они хорошо подготовлены, качественно уложен снег, нигде нет ни камушка. Покров хорошо сохраняется, в прошлом году мы с дочкой закрывали сезон аж 8 мая, катались практически одни уже.
Курорт действительно стал семейным. Приезжают по три поколения. Как, к примеру, Ортабаевы из города Карачаевска. Много лет они прожили вдали от родины, в Магадане, теперь, вернувшись домой, решили посмотреть, как изменился «Архыз». Интерес особый: мать семейства — 85-летняя Женя Ортабаева — родом из соседней станицы Зеленчукской.
— Кто мог подумать, что «Архыз» так изменится. Хорошо, что построили такой курорт. И туристы узнают о нашем крае, и местным польза — рабочие места, — считает женщина.
Кстати, для людей пожилого возраста в этом сезоне введены скидки на спортивные тарифы (ранее были только экскурсионные) — 40% для посетителей возраста 65−75 лет и 100% для тех, кто старше. Также бесплатно проезжают дети-инвалиды до 18 лет и инвалиды первой группы.
Плюсы и минусы курорта оценила и молодежь из соседнего Краснодарского края. Дмитрий, Владислав и Евгений из Лабинска за последние несколько лет побывали на всех курортах Северного Кавказа. На «Архыз» приехали прямиком из Приэльбрусья.
— В Приэльбрусье снега больше, в Домбае красивее всего, а на «Архызе» хорошая инфраструктура. Строятся канатки, интересно новые трассы осваивать. Вот скоро Луночка («Лунный экспресс») заработает, вообще удобно будет, с нее открываются почти все трассы, куда хочешь спускайся, — говорят туристы.
Поселку Лунная поляна сейчас уделяется особое внимание. Его развитие — приоритетное направление. Он должен решить проблему нехватки номеров в гостинцах Архыза, сейчас их 840. В регион пришел крупнейший российский туроператор — «Библио-Глобус», который в 2021 году начнет строительство самого крупного в поселке трехзвездочного отеля на 700 номеров, или на 1400 человек. Цены на номера, как ожидается, будут начинаться от 500 рублей. Что в хорошем смысле обвалит стоимость аренды жилья на Архызе.
В идеале курорт должен принимать до 10 000 человек — такова сейчас емкость трасс. Сегодня курорт выручает соседний одноименный поселок, где местные жители открыли хостелы, построили гостиницы.
Помимо прочего новая гостиница даст республике 400 рабочих мест.
— Главной зоной притяжения на Лунной поляне станет большой круглогодичный бассейн с пляжной зоной и спортивным комплексом, ресторан и открытый парк развлечений. Их открытие запланировано на 2023 год, — сообщили в пресс-службе курорта.
«Библио-Глобус» обновит и систему общественного питания на курорте: появятся ширм-бары на склонах, пункты питания на станциях и рестораны.
Но главное — это новая канатная дорога, которая станет своего рода логическим завершением ныне существующей системы подъемников и позволит туристам легко переходить с одной линии на другую.
Курорт уже выручает местных жителей, приобретая у них молочные и мясные продукты для точек питания. Но есть еще один проект взаимовыгодного партнерства. В декабре на курорте появится бутик аутентичных сувенирных изделий, где будут представлены керамика и другие изделия местных ремесленников (уже заключены договоренности и даже сделан первый заказ), а также мед и чаи. Менеджеры съездят и на знаменитый субботний рынок в Черкесске, где по бросовым ценам продаются качественные вязаные и текстильные изделия местного производства, которые наверняка придутся по душе туристам.
Курорт запустит и свой мерч — одежду и продукцию первой необходимости для туристов (термосы, термокружки, рюкзаки) с символикой «Архыза».
В ближайшее время курорт намерен ввести в эксплуатацию еще две трассы. Планируют выйти на 100−110 километров трасс, что потребует строительства новых канатных дорог. Причем новые канатки рассчитаны не только на зимний период, но и на лето.
— Мы видим огромный интерес к этому виду туризма. К примеру, в этом году мы ввели службу горных гидов, и весь август и половину сентября не было ни одного свободного гида. То есть в горы пошли даже те, кто никогда не помышлял увидеть себя с рюкзаком и палаткой, — рассказывает о планах ВТРК «Архыз» Татьяна Баева.
Канатные дороги позволят подняться на высоту до 3000 метров даже тем, кто физически совершенно не подготовлен к таким восхождениям. На хребте планируют построить глэмпинг — гламурный кемпинг, который объединит комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе.
В долгосрочных планах курорта — освоение еще нескольких горных долин.