Северная Осетия — благодатное место для путешественника. За один день можно увидеть самые разные пейзажи — стоит только сесть в автомобиль и проложить путь. Можно, к примеру, отправиться в Куртатинское ущелье, посмотреть на древнее село Дзивгис и уникальную средневековую архитектуру Цмити, завернуть в «Город мертвых» и очутиться у потрясающих водопадов.
Полчаса езды от Владикавказа — и перед путешественником открываются потрясающие пейзажи Куртатинского ущелья. Первая остановка, которую обычно делают туристы, — Кадаргаванский каньон. В этом месте горцы переправлялись через реку Фиагдон, а «кадаргаван» в переводе с осетинского языка означает «место перевала древесины».
Переправа — это скальный массив, возвышающийся над дорогой на три десятка метров. Река протекает по узкой щели, бурлит и пенится. Глубина каньона — 60 метров, а ширина — 3−4 метра. Неподалеку в ущелье зажат огромный валун — естественный мост с одного берега Фиагдона на другой.
С Кадаргаваном связано предание о Гаппо Казиеве, участнике русско-турецкой войны. Как-то, подъезжая к переправе, он услышал от путника, что с другой стороны к ущелью подъезжают представители рода, чьим кровником был Гаппо. Встреча не могла закончиться миром. Казиев не хотел снова проливать кровь, а повернуть назад считалось поступком позорным. Поэтому Гаппо направил коня прямо в бушующую реку. Благодаря силе и ловкости он благополучно выбрался на другой берег. Прослышав об этом поступке, куртатинские старейшины попросили кровников Гаппо отказаться от мести. Так бескровно примирились две семьи.
Немного дальше каньона взору путешественника открывается древнее село Дзивгис — первый населенный пункт в ущелье. Оно находится между рекой и горой, и в средние века это место было стратегически важным для защиты от неприятеля. К
Эту крепость ряд историков считает крупнейшей наскальной пещерной крепостью на Кавказе. Семь ее оборонительных сооружений находятся у входов в пещеры природного происхождения. Причем центральная крепость расположена на значительной высоте. Она могла вместить в себя больше сотни воинов. Раскопки свидетельствуют, что древние воины держали здесь оборону еще в первой половине XIII века.
Сейчас в селе Дзивгис живет около тридцати человек. Каменные стены его старых жилищ давно стали частью домов или превратились в развалины. Небольшое село нелегко заметить среди скал, и многие туристы проезжают мимо. Зря: вид завораживает.
От Дзивгиса дорога ведет к селу Фиагдон, где в советские годы добывали свинцово-цинковую руду. А прямо над селом на горе, на высоте около 170 метров от ее подножия, возвышается архитектурный комплекс селения Цмити — памятник средневековья. Солнце падает на склон в течение всего дня, и это выгодно отличает Цмити для туриста от других местных поселений. Старые фамильные башни, святилища и склепы можно разглядеть уже на подъезде к Фиагдону.
Комплекс Цмити — это лабиринт из узких улочек с возвышающимися старыми боевыми башнями. На родовой башне Талхановых и на одном из склепов можно разглядеть петроглифы — выбитые в камне рисунки. Примечательно, что в других осетинских ущельях историки их не встречали и задаются вопросом: случайность это или в Цмити жил неизвестный нам художник?
Уже довольно давно в Северной Осетии витает идея «законсервировать» Цмити — сделать здесь архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Но пока этого статуса у Цмити нет, и вокруг возводятся все новые и новые частные постройки, меняющие вид на древнее селение.
Дальше стоит завернуть в знаменитый комплекс «Город мертвых». 14-километровый горный серпантин на перевале перед въездом в Фиагдон приведет путешественника в Даргавское ущелье и село Даргавс. Тут, в долине реки Мидаграбиндон, и находится овеянный слухами городок с древними захоронениями.
Городок — это 99 каменных склепов, по два или четыре этажа. Ученые относят строения к
В могильниках ученые обнаружили множество предметов из разных исторических эпох. Самые удивительные — ладьи. Некоторые останки покоились в выдолбленных из дерева «лодках», около одной даже положили весло. Зачем они в горах, где судоходных рек нет? Плавать на них очевидно никто не собирался. Вероятно, это древний культ, значение которого еще предстоит с точностью установить. В последний путь осетины «отправляли» и привезенные вещи: ткани с Востока, керамику из Грузии и Дагестана, русскую посуду из стекла. По ним археологи установили время появления в «Городе мертвых» первых склепов: скорее всего, начало XVII века, период вторжения в Осетию персидского шаха Аббаса I. А последние захоронения относятся к 30-м годам XIX века — в это время горцы начали переселяться на равнину.
От селения Даргавс до Мидаграбинских водопадов, за ними начинается граница с Грузией, около восьми километров. Дорога идет вдоль реки Мидаграбин, по пути встречаются живописно пасущиеся табуны лошадей и озера, у которых отдыхают туристы. На подходе к водопадам — импровизированная автостоянка, где путешественники оставляют автомобили. Дальше — только пешком, и преодолеть придется три небольшие, но очень бурные и холодные речки.
Долина водопадов находится в верховьях Гизельдонского ущелья. Они падают с огромной высоты — кажется, будто прямо с неба. Название самого внушительного водопада — Большого Зайгелана — даже переводится как «падающая лавина». Высота непрерывного падения воды — 750 метров. По этому показателю он — первый в Европе.
Всего же в долине около 50 водопадов. Часть из них — постоянные, часть — сезонные. Дело в том, что питаются они талыми водами ледников и осадками. Поэтому самый «водный» сезон — с июля по сентябрь. Но и зимой водопады выглядят величественно — с ледника срываются огромные куски льда и разбиваются внизу, рассыпаясь на мельчайшие частицы. Когда светит солнце, капельки превращаются в потрясающую радугу. Погода вообще играет здесь первую скрипку: часто внезапно опустившийся туман закрывает пейзаж — и кажется, что водопады просто исчезли. За это их иногда называют водопадами-призраками.