Стеша Чистова родилась в Ивановской области, живет в Санкт-Петербурге, работает в детском саду — учит детей рисовать. В июле этого года вместе с другими членами питерского турклуба «Клуб приключений» отправилась в 10-дневный поход по маршруту, который называется «По заповедным озерам и долинам Архыза». Свои впечатления путешественница записывала в путевой дневник, фрагменты из которого мы сегодня публикуем.
Итак, я в поезде «Санкт-Петербург — Кисловодск». Впереди у меня 40 часов пути в плацкарте рядом с туалетом. Поездка обещает быть увлекательной, потому что не прошло и часа — а туалет уже сломался.
Мой рюкзак весит 11,5 кг. Я старалась уложиться максимально компактно и легко. Любимые розовые резиновые сапоги пришлось оставить дома. В метро сидящий рядом мужик авторитетно заявил, что у меня перегруз и на маршруте я сдохну. Обнадеживающе. Ведь на месте мне добавят ещё несколько килограммов общественного снаряжения.
В вагоне шпарит кондиционер. С грустью смотрю в окно на залитые солнцем луга. Оттуда так и веет летом. А на меня так и веет кондей… И все-таки я преисполнена предвкушением. Я еду в горы!
Я все еще в поезде. Уже сутки в пути. Хорошая новость: туалет починили. Не очень хорошая новость: в соседнем купе появился годовалый ребёнок, который иногда плачет.
Еды у меня на целую роту. Похоже, я малость перестаралась. Набрала чипсов, консервов, дошираков и шоколадок. А хочется огурца. Или черешни. Вот почему на перронах продают мороженое и минералку, а огурцы не продают? Меняю «Твикс» на огурец!
В 6 утра поезд прибывает в Невинномысск, небольшой городок в Ставропольском крае. Я наспех пакую свой чемодан и выбрасываю излишки еды.
В здании вокзала уже вся наша группа: 5 женщин и 10 мужчин. Ждем инструктора. И вот он заходит: «Что вы здесь сидите? Пойдёмте!»
Через четыре часа в микроавтобусе высаживаемся в посёлке Архыз Карачаево-Черкесии — стартовой точке нашего путешествия. «Сегодня нам предстоит набор высоты 1000 метров. Переживете первый день, потом станет легче», — бодро сообщает инструктор.
Нам раздают общественное снаряжение: хлеб, газ, модули с едой. Инструктор прикидывает вес моего рюкзака и приносит мне ещё полуторалитровую бутылку с сахаром. Застегиваю все карманы, пытаюсь надеть рюкзак и… не могу. Не могу его даже поднять! Прошу стоящего рядом мужчину закинуть его на меня. От тяжести перехватывает дыхание, ноют колени. А я ещё и шага не сделала…
Пошли наверх. Дыхание моё становится тяжелее, а шаги — медленнее. Я вижу, как вся группа проходит мимо меня и уходит вперёд. Я плетусь в конце. Тихо-тихо. «Первый день — самый трудный», — повторяю себе, как мантру. Оглядываюсь — за мной идут ещё два члена группы и замыкающий. Это приносит небольшое облегчение. 40 минут подъема и первый привал. Чуть ли не падаю вместе с рюкзаком.
А дальше мы шли. Вверх и вверх. От привала до привала. В какой-то момент идти стало совсем невмоготу. Наверху наша группа уже сняла рюкзаки и отдыхала. Мне предстоял последний рывок, но ноги не слушались. Силы закончились.
«Давай я тебе помогу последние метры донести», — парень из группы спустился и взял мой рюкзак. Я даже не помню, смогла ли его поблагодарить.
За ужином знакомимся. Нашего инструктора зовут Сергей. Он крепкий и загорелый. У него аккуратная бородка и характерный южный говор. Он носит подтяжки и шляпу, которая делает его похожим на Индиану Джонса. У нас есть помощник инструктора, полупроводник Тимофей, он всегда будет идти замыкающим. Предчувствую, что нам предстоит долгий путь бок о бок… Группа у нас подобралась разная: программисты, студенты, биолог, военный, врач-реаниматолог. Наличие последнего меня особенно порадовало: если что — откачают!
Просыпаюсь рано. В палатке нас трое: я, Майя и Катя. Я сплю в серединке, поэтому аккуратно, чтобы не потревожить соседок, выбираюсь наружу. Оглядываюсь по сторонам: мы стоим на горе около речки, но ни одного кустика, ни одного камушка. Некуда… хм, сходить. Почистив зубы, спускаюсь вниз — туда, откуда мы вчера пришли. Наверх подниматься тяжело. Если так и дальше пойдет, придётся в туалет с треккинговыми палками ходить…
На завтрак — пюре с рыбой. Странный выбор. Выковыриваю косточки из рыбы, но аппетита нет. Полмиски пюре выбрасываю в пропасть.
Сейчас опять пойдём вверх. На меня надевают рюкзак. Он стал полегче на полкилограмма — мне удалось отдать хлеб на завтрак.
Выдыхаю и ползу. В животе булькает выпитый чай. Иду спокойно, хотя и стараюсь держать в поле зрения реаниматолога. У нас уже сложилась своя тихоходная компания сзади-идущих: я, Егор — будущий физрук, Андрей — воркутинский москвич, который жутко натер ноги в первый же день, фотограф Павел и сильно отстающий студент Леша.
В середине дня погода начинает портиться: дует ветер, небо затягивают тучи. А у нас по плану мини-радиалка — бросаем рюкзаки и бежим на вершину Джумараклы-Тебе (3182 м). Эх, мне бы в себя прийти… Но я сюда не отсиживаться приехала! Тем более без рюкзака должно быть легче. И пора начать фотографировать.
Наверх без рюкзака действительно легче. Вся группа меня по-прежнему обгоняет, но не так стремительно, как раньше.
Начинается дождь. Надеваем дождевики и начинаем спуск к озеру. Ребята идут осторожно, аккуратно обгоняю их. Все-таки не совсем я ещё умирающий лебедь, хотя бы вниз ходить могу.
Наконец-то пришли! И дождь прекратился! Многим спуск показался труднее подъема. Я жалуюсь на тяжесть рюкзака и отдаю свой газ для приготовления ужина. Ещё минус полкило…
После оживленного спора питерцев и москвичей, чей город лучше, отправляюсь спать.
Есть у меня такая странность — не могу спать в походах. Поздно ложусь, рано встаю, но все равно высыпаюсь. В городе эта особенность пропадает, к сожалению.
Просыпаюсь оттого, что замерзла. Выползаю из палатки. Очень рано, часов 6 утра. Пасмурно, туманно и ветрено. Быстро собираемся и выходим. Начинает моросить дождь, идем в дождевиках.
На обед останавливаемся под большой нависающей скалой. Едим паштет. Очень вкусный, кстати, я этот паштет потом всегда вспоминала в минуты голода. И тут Сергей как закричит: «Смотрите: медведь!» Мы, побросав паштет и отдавливая друг другу ноги, кинулись смотреть. Действительно, медведь. Рыже-коричневый. Далеко, по горе карабкался. Быстро-быстро, как белка. Наши крики наверняка услышал.
Продолжаем свой путь. Красота неописуемая: колокольчиковые поля в тумане, рядом лежит снег. Думаю, что вот ради таких видов и стоит идти, терпеть, тащить тяжелый рюкзак в гору.
Стоянка у нас на высоте 2700 м на берегу озера. Туман такой густой, что краев озера не видно, и оно кажется огромным, как море. Не могу сидеть в палатке. Надеваю всю одежду, что есть, накидываю дождевик и вылезаю. Хожу по лагерю туда-сюда. Из палатки выглядывает Сергей. Кричу: «Я похожа на черного альпиниста?» А он мне: «Ты чего под дождём бродишь? Залезай в гости».
И вот я сижу в тёплой инструкторской палатке, пью чай с чабрецом и жую шоколадку. Сергей рассказывает мне истории о своих походах. Я жалуюсь, что мёрзну ночью в пуховом спальнике. «А в чем ты спишь?» — спрашивает. Перечисляю: футболка, термобелье, флисовый костюм, ещё одна флиска, этой ночью думаю ещё куртку надеть. «У тебя же все тепло в одежду уходит! Нужно вообще в одной футболке. Ну или хотя бы только в термухе. Попробуй сегодня».
Дождь перестал. Вылезаю. Начинаются приготовления к ужину. Установили шатер, он большой, похож на вигвам. Сидим плотно-плотно. Над головами передаются тарелки, колбаса, хлеб, чеснок. Становится душно. А нам весело. Дежурные громко кричат про добавку, чтобы услышали те, кто снаружи. Синюю тарелку передают уже в четвёртый раз…
Когда я вылезла из шатра, многие уже спали. Было холодно, но дождь перестал и облака разошлись. Небо было полным звезд. Какие же они были яркие! Никогда таких не видела! Сергей показывает нам созвездия. Большая Медведица, Полярная Звезда. А вот Лебедь. Упала звезда. Мерзну, шея затекает, но я все смотрю и смотрю, не в силах оторваться.
Все расходятся — пора спать. Засыпаю под стихи Бродского, звучащие из соседней палатки.
Просыпаюсь рано со странным ощущением: я не замёрзла. Вчера, залезая в спальник, я стянула с себя две кофты и флисовые штаны, размотала шарф. И вот: доброе утро с ощущением тепла!
Вылезаю наружу, лагерь еще спит. Откуда-то с гор спускается Павел. Он фотограф и у него три фотоаппарата, которые он всегда носит с собой. Говорит мне, что не спит с четырёх утра, снимает рассвет.
Быстро собираемся и выходим. Сегодня пройдем два несложных, но красивых перевала. Идти легко. То ли я расходилась, то ли рюкзак полегчал. Мой хлеб уже съели, газ израсходовали, а утром Сергей забрал у меня бутыль с сахаром.
Уже в середине дня приходим к месту стоянки и ставим лагерь. После обеда у нас ожидается радиальный выход к озерам под Перевал Семнадцати. На обед суп: лапша, тушенка, бульонный кубик и какие-то приправы. Не припомню, когда в последний раз ела суп с таким удовольствием!
Путь был нетрудным: небольшой подъем, небольшой спуск. В какой-то момент Сергей остановился и, задумчиво вглядевшись вдаль, сказал: «Наша тропа покрыта снежником, придётся обходить поверху». Не успели мы и глазом моргнуть, как он уже вскарабкался вверх по отвесной скале. «Лезьте все сюда!». И сидит там, смотрит на нас сверху вниз, как отец Фёдор с колбасой.
Дальше лезем по сыпухе, прыгаем по камням, идём по узкой тропе. Пункт нашего назначения — перешеек между двумя озёрами: большим и маленьким. Мальчишки бегут к маленькому озеру фотографироваться в трусах на снегу. А я сижу на берегу большого и смотрю вдаль. Озеро частично покрыто льдом и снегом. Вода в нем разных цветов: от черного до светло-голубого. Сергей говорит, что когда бы он сюда ни пришёл, это место всегда выглядит по-разному.
Помедитировали немного — и хватит. Сергей поглядывает на часы и торопит нас назад. Боится, что в его отсутствие дежурные спалят гречку. Или сломают горелку. Или ещё как-то накосячат.
Идём вдоль склона. Узко, страшно. Опираюсь на палки. Вдруг одна палка поехала, я падаю и качусь вниз. Кто-то сзади кричит: «Перевернись на живот!». Не успеваю даже испугаться или подумать — Сергей меня уже поймал. И вытащил обратно на тропу. А я случайно заехала ему палкой по руке. Остальных страховал Тимофей: шел чуть ниже, расставив руки.
Еда была уже готова, Сергей зря волновался. Оставшиеся в лагере тоже не скучали: пока нас не было, с гор сошла лавина. Говорили, что грохот стоял…
Сегодня после обеда еще одна радиалка. Это радует. И три брода до обеда. А вот это не радует вообще! Для меня даже умыться в ледяной горной реке — проблема, а уж голыми ногами в неё войти — вообще бррррр!
Первый брод. Все спокойно проходят, я топчусь на берегу. Пальцы немеют уже от предвкушения. Делаю решительный шаг, и тут парень, идущий впереди, поскальзывается и падает прямо посреди реки…
До места стоянки добрались быстро. Погода пасмурная, все заволокло туманом. После обеда наших туристов разморило, и они разбрелись по палаткам — поспать. Но Сергей настроен решительно — через 20 минут идём на вершину.
Тропа была то крутой, то пологой, то каменистой, то травяной. Туман немного расступился, и мы вышли к озеру. Это был совсем другой Кавказ. Не те колокольчиковые поля, голубые озёра и прозрачные водопады. Тут я увидела суровую северную красоту: ледяное озеро в окружении заснеженных скал и в тумане. И было в этом месте что-то такое умиротворенное, что не хотелось фотосессий, не хотелось разговоров, а хотелось просто посидеть и помолчать, только смотреть на это величие.
Спустились и стали готовить ужин. Было моё дежурство и мой ужин № 9, который я стоически несла все эти дни: пюре с рыбой. В отличие от первого дня, когда я выкинула своё пюре в пропасть, сейчас я съела всю миску и даже попросила добавки. Понравилось всем, было так вкусно, что доедали прямо из котелка.
Когда стемнело, играли в «Крокодила» при свете фонариков. Начали с объяснения «Формулы любви», а закончили «Транвеститом-извращенцем» и «Госпожой и рабом». Кульминацией вечера стало исполнение Сергеем «вездесущего» бомжа. Засыпала я, с трудом сдерживая хихиканье.
Продолжение следует