Барский дом в центре Грозного — одно из немногих старых зданий города, уцелевших после бомбежек двух чеченских кампаний. Но вот грозненские архивы не уцелели, поэтому о строителях и первых владельцах необычного столетнего особняка на проспекте Путина точных сведений нет. Зато есть несколько версий.
Согласно самой распространенной версии, дом был построен англичанами в 1920-е годы для офисов и квартир сотрудников нефтедобывающих компаний.
Об этом говорил и архитектор Алексей Лозинский, руководивший реконструкцией проспекта: «С точки зрения архитектуры это интересное наследие. Англичане строили это здание для своих нужд, там находились конторские помещения и жилые квартиры для специалистов. Это замковая архитектура. Ее фрагменты мы можем видеть в замках Англии и Шотландии, много интересных элементов взято именно оттуда. Это старейшее здание не только на проспекте Победы, но и в Грозном».
Эта версия сразу заставляет вспомнить и полуразрушенный «английский замок» в Заводском районе города, где располагались лаборатории Грозненского нефтяного научно-исследовательского института. В НИИ говорят, что и «замок», и Барский дом возвели американцы, возможно, для компании Shell, которая имела в Грозном крупное представительство.
Но известный чеченский поэт, писатель и журналист Адиз Кусаев в книге «История города Грозного: Восстановление истины» с негодованием отвергает и «английскую», и «американскую» версию. Он считает, что дом построен в конце 1920-х по проекту грозненских архитекторов, любителей старины Л. Ларионова и А. Привалова, и его граненые эркеры и зубцы-мерлоны — вовсе не дань английской готике, а напоминание о том, что Грозный вырос из крепости.
Ну, а табличка на здании, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, и вовсе гласит «Жилой дом, 1915 год».
Дом представляет собой квадрат из трех двухэтажных и одного трехэтажного блока с небольшим внутренним двориком и ажурными воротами, выходящими на проспект Путина. Но изначально, по словам Кусаева, дом строился в виде буквы «П». Четвертый блок, трехэтажный, расположенный напротив Театрально-концертного зала, был достроен позднее.
Как рассказывает знаток города, директор Национальной библиотеки Сацита Исмаилова, при строительстве особняка был использован местный кирпич. Его производили на кирпичном заводе, построенном бароном Штенгелем в конце XIX века на обрывистом берегу Сунжи. Желто-коричневые кирпичи делали из местной глины, их можно было видеть в кладке многих старых домов Грозного.
С адресом Барского дома можно и запутаться: он представляет собой целый квартал и выходит сразу на четыре грозненские улицы — пр-т Путина, б-р Эсамбаева, ул. Угрюмова и ул. Грибоедова. А если к пространственным измерениям добавить еще и временное, то можно увидеть, как над этим местом проносились исторические эпохи, меняя судьбы людей и названия улиц. Так, центральный грозненский проспект именовался сначала Граничной улицей (здесь проходила граница между станицей и крепостью), потом Августовской (в честь 11 августа 1918 года, когда начались Стодневные бои за установление советской власти в Грозном), потом проспектом Победы (с перерывами во время чеченской войны, когда он носил имя ученого-физика и сепаратиста Исы Арсемикова) и, наконец, после реконструкции в 2008 году стал проспектом Путина.
Кто бы ни строил Барский дом, строил он хорошо и с уважением к его будущим жильцам: квартиры здесь просторные, с большими комнатами и высокими потолками. В 1930-е годы в них поселилась партийная, хозяйственная и культурная элита Чечено-Ингушетии. Во время Великой Отечественной войны, когда простые люди стояли в очередях за продуктами по карточкам, во внутренний двор дома приезжала полуторка с продуктами обкомовского пайка. Говорят, именно тогда ироничные грозненцы и прозвали дом «барским». Зато в годы репрессий сюда чаще, чем к другим домам, подъезжал по ночам страшный «черный воронок».
Как гласит установленная на фасаде мемориальная доска, здесь с 1957 года до самой смерти в 1994 году жил выдающийся юрист, правозащитник, заместитель наркома юстиции ЧИАССР (до депортации 1944 года) Дзияудин Мальсагов. В Барском доме жил и умер и другой государственный деятель — председатель Совета министров Чечено-Ингушетии Муслим Гайрбеков.
А на первом этаже располагалась популярная кондитерская «Столичный класс», где молодежь собиралась даже во время первой чеченской войны. Но в ходе последних военных событий «Барский дом» был сильно поврежден: в результате бомбежек и обстрелов возникали пожары, горели крыша, перекрытия, окна, двери, но толстые стены устояли.
После войны, во время реконструкции проспекта Победы, здание облицевали клинкерной плиткой, напоминающей старый кирпич, украсили декоративными торшерами.
В 2013 году Барский дом был включен в число объектов культурного наследия Чеченской Республики — и в туристско-экскурсионный маршрут «Городская прогулка». В наши дни жилые квартиры остались только на верхних этажах. Первый этаж и подвальные помещения отданы под коммерцию. Проспект Путина — самое оживленное и притягательное место как для местных жителей, так и для туристов. А после открытия пешеходного проспекта Эсамбаева заведения в этом здании обрели еще большую популярность. Здесь работают рестораны, магазины, кафе и медицинские центры. Недавно открывшийся ресторан Bro славится самым сочным стейком в республике. А в «Столичный класс» заглядывают те, кто ностальгирует по старому Грозному.