Макет древнего кобанского поселения Сауар
Древний «Город мастеров», как его называют ученые, почти 30 лет назад обнаружили в Дигорском ущелье члены Северо-Кавказской археологической экспедиции под руководством заведующего сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Александра Мошинского. С 80-х годов он с коллегами ищет на Северном Кавказе следы кобанской культуры, и Сауар стал первой крупной находкой за три десятилетия.
Кобанская культура получила свое название в XIX веке от открытого в селе Верхний Кобан в Пригородном районе Северной Осетии первого могильника древних поселенцев. До наших времен находка не сохранилась, она была полностью разграблена. Позже ученые нашли еще несколько могильников, десятки тысяч предметов из которых хранятся в музеях Европы. Говоря о кобанской культуре, ученые имеют в виду культуру древних жителей земель, раскинувшихся по обе стороны Кавказского хребта — от реки Кубань до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии. К кобанской культуре относят историю этих мест с XIII по III век до нашей эры.
— Нашли мы это поселение в 1987 году и в 1988 году начали его раскапывать. Получается, что мы там работаем уже 28 лет. Поселение абсолютно уникальное не только для России. В Европе, конечно, есть производственные кварталы в больших городах, но такого мощнейшего производственного поселка, наверное, нет нигде. Подобными раскопками в горах Северной Осетии никто не занимается. Только в Даргавсе работает экспедиция, копают катакомбы, — рассказал Мошинский порталу «Это Кавказ». — Населяли Сауар представители кобанской культуры. Скорее всего, потом они стали одной из частей при формировании аланских племен. Никто их в горах вырезать не мог, сами они никуда не убежали, не умерли, поэтому затем, вероятно, они перемешались с сарматами.
Сейчас Сауар назвали бы промышленным центром. Археологам за несколько десятилетий удалось раскопать только 800 квадратных метров из полутора гектаров всей площади древнего поселения, а они уже нашли десять гончарных, семь металлургических мастерских и несколько культовых центров.
— Мы разбираем слой ножами, фиксируем каждую мелочь. Плотность невероятная. И все это —
По словам эксперта, один гончар в те времена обеспечивал керамикой примерно три села. Если учитывать, что в Сауаре ученые нашли десять гончарных мастерских, то очевидно, что местные жители продавали свою продукцию.
— Скорее всего, за скот, а уже его могли перегонять и в Закавказье, и степным племенам, и куда угодно и получать за это бусы, украшения, одежду, оружие, хотя много оружия они делали и сами, естественно. Свои горшки они, предполагается, продавали соседям, а потом покупали то, что им нужно. Буквально тысячами мы находили стеклянные бусы, которые, безусловно, шли из Закавказья. Есть и скифская бронза, закавказские ювелирные изделия. Они торговали и культовыми предметами, потому что мы нашли каменные литейные формы для отливки культовых штампов. А каменная форма подразумевает многоразовую отливку. У них покупали культовые изделия и относились к мастерам как к своего рода колдунам, потому что кузнец всегда ассоциировался с разными оккультными вещами.
Представленный в музее «Электроцинка» макет, по словам Мошинского, тоже уникален. Чаще всего, говорит он, в музеях можно встретить копии отдельных зданий: крепостей, жилищ или кузниц.
— Макетов вот такого производственного поселка, думаю, в России не существует. Я знаю, что в Историческом музее есть макеты древнерусских крепостей, но делали их достаточно давно, еще в 50-е годы.
Над макетом Сауара работали больше года. Коллеги Мошинского под руководством заведующего отделом архитектурно-художественных решений Национального музея Северной Осетии Виктора Кунавича подготовили специальную 3D-реконструкцию поселка, с ее помощью создавалась копия Сауара.
— Реконструкцию делал очень хороший специалист, профессиональный архитектор, много лет работавший у меня в экспедиции и чертивший эти самые гончарные и металлургические мастерские, — добавил Мошинский.
По задумке авторов проекта, макет древнего кобанского поселка станет частью экспозиции музея, и с его помощью жители Владикавказа и туристы смогут познакомиться с историей Северной Осетии. Мошинский не исключил, что макет в составе выставки может отправиться и в другой, более крупный российский или даже международный музей.
С того самого дня, когда стало понятно, что Сауар — это уникальная археологическая находка, Мошинский мечтает превратить поселок в российские Помпеи. А ведь и правда, погулять по неаполитанскому музею под открытым небом ежедневно приезжают сотни, если не тысячи туристов со всего мира. Кобанский Сауар вполне мог бы стать центром притяжения туристов и местных жителей, интересующихся историей Древнего мира.