{{$root.pageTitleShort}}

Дигорские Помпеи

Промышленные центры растут на Кавказе как грибы. Но, оказывается, первый кластер появился здесь еще до нашей эры. Макет древнего «Города мастеров» презентовали во Владикавказе

Макет древнего кобанского поселения Сауар V—IV веков до нашей эры презентовали в выставочном центре владикавказского металлургического завода «Электроцинк». Копия уникального поселка ремесленников, выполненная в масштабе 1 к 50, станет частью постоянной экспозиции музея металла «Электроцинка», посвященной истории металлургии Древнего мира и Средних веков. Ученые утверждают, что до сих пор ничего подобного не было представлено ни в одном музее России.

Город мастеров

Древний «Город мастеров», как его называют ученые, почти 30 лет назад обнаружили в Дигорском ущелье члены Северо-Кавказской археологической экспедиции под руководством заведующего сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Александра Мошинского. С 80-х годов он с коллегами ищет на Северном Кавказе следы кобанской культуры, и Сауар стал первой крупной находкой за три десятилетия.

Генеральный директор ОАО «Электроцинк», спонсор археологических экспедиций Игорь Ходыко (слева) и руководитель Северо-Кавказской археологической экспедиции, заведующий сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Москвы Александр Мошинский (в центре)

Кобанская культура получила свое название в XIX веке от открытого в селе Верхний Кобан в Пригородном районе Северной Осетии первого могильника древних поселенцев. До наших времен находка не сохранилась, она была полностью разграблена. Позже ученые нашли еще несколько могильников, десятки тысяч предметов из которых хранятся в музеях Европы. Говоря о кобанской культуре, ученые имеют в виду культуру древних жителей земель, раскинувшихся по обе стороны Кавказского хребта — от реки Кубань до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии. К кобанской культуре относят историю этих мест с XIII по III век до нашей эры.

— Нашли мы это поселение в 1987 году и в 1988 году начали его раскапывать. Получается, что мы там работаем уже 28 лет. Поселение абсолютно уникальное не только для России. В Европе, конечно, есть производственные кварталы в больших городах, но такого мощнейшего производственного поселка, наверное, нет нигде. Подобными раскопками в горах Северной Осетии никто не занимается. Только в Даргавсе работает экспедиция, копают катакомбы, — рассказал Мошинский порталу «Это Кавказ». — Населяли Сауар представители кобанской культуры. Скорее всего, потом они стали одной из частей при формировании аланских племен. Никто их в горах вырезать не мог, сами они никуда не убежали, не умерли, поэтому затем, вероятно, они перемешались с сарматами.

Сейчас Сауар назвали бы промышленным центром. Археологам за несколько десятилетий удалось раскопать только 800 квадратных метров из полутора гектаров всей площади древнего поселения, а они уже нашли десять гончарных, семь металлургических мастерских и несколько культовых центров.

— Мы разбираем слой ножами, фиксируем каждую мелочь. Плотность невероятная. И все это — V—IV века до нашей эры. Довольно узкий период, в течение которого работал вот такой производственный мощный центр. В могильнике мы нашли кольца и украшения, причем очевидно, что к IV веку поселение богатеет. Очень много импортной продукции и из Закавказья, и из степи. Жители поселка работали не на себя: они свою продукцию реализовали во всем ущелье, — поясняет Мошинский.

Гончары, торговцы, колдуны

По словам эксперта, один гончар в те времена обеспечивал керамикой примерно три села. Если учитывать, что в Сауаре ученые нашли десять гончарных мастерских, то очевидно, что местные жители продавали свою продукцию.

В мастерских делали бронзовые и железные изделия: культовые предметы, мечи, наконечники копий и стрел, колчанные крюки, ножи, булавки и браслеты. Археологи Государственного исторического музея дошли до основного слоя V века до нашей эры.

— Скорее всего, за скот, а уже его могли перегонять и в Закавказье, и степным племенам, и куда угодно и получать за это бусы, украшения, одежду, оружие, хотя много оружия они делали и сами, естественно. Свои горшки они, предполагается, продавали соседям, а потом покупали то, что им нужно. Буквально тысячами мы находили стеклянные бусы, которые, безусловно, шли из Закавказья. Есть и скифская бронза, закавказские ювелирные изделия. Они торговали и культовыми предметами, потому что мы нашли каменные литейные формы для отливки культовых штампов. А каменная форма подразумевает многоразовую отливку. У них покупали культовые изделия и относились к мастерам как к своего рода колдунам, потому что кузнец всегда ассоциировался с разными оккультными вещами.

Уникальность в квадрате

Представленный в музее «Электроцинка» макет, по словам Мошинского, тоже уникален. Чаще всего, говорит он, в музеях можно встретить копии отдельных зданий: крепостей, жилищ или кузниц.

— Макетов вот такого производственного поселка, думаю, в России не существует. Я знаю, что в Историческом музее есть макеты древнерусских крепостей, но делали их достаточно давно, еще в 50-е годы.

Над макетом Сауара работали больше года. Коллеги Мошинского под руководством заведующего отделом архитектурно-художественных решений Национального музея Северной Осетии Виктора Кунавича подготовили специальную 3D-реконструкцию поселка, с ее помощью создавалась копия Сауара.

— Реконструкцию делал очень хороший специалист, профессиональный архитектор, много лет работавший у меня в экспедиции и чертивший эти самые гончарные и металлургические мастерские, — добавил Мошинский.

По задумке авторов проекта, макет древнего кобанского поселка станет частью экспозиции музея, и с его помощью жители Владикавказа и туристы смогут познакомиться с историей Северной Осетии. Мошинский не исключил, что макет в составе выставки может отправиться и в другой, более крупный российский или даже международный музей.

С того самого дня, когда стало понятно, что Сауар — это уникальная археологическая находка, Мошинский мечтает превратить поселок в российские Помпеи. А ведь и правда, погулять по неаполитанскому музею под открытым небом ежедневно приезжают сотни, если не тысячи туристов со всего мира. Кобанский Сауар вполне мог бы стать центром притяжения туристов и местных жителей, интересующихся историей Древнего мира.

Игорь Фарафонов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Лезгинка похожа на фламенко или танго — но в ней больше огня». Где и как учат кавказскому танцу в Москве

Сможет ли москвич научиться танцевать с кавказским задором и почему лезгинка помогает убежать от Альцгеймера — рассказывает основатель школы танца «Адат» Тагир Исламов

Едем в «Армхи»: чем заняться на горном курорте, где отдыхали шахтеры и тренируются пловцы

Чистейший воздух, хвойные леса, горнолыжные трассы, бассейны с родниковой водой, водопады и средневековые башни — это курорт «Армхи» в Ингушетии. И у него есть амбициозные планы на ближайшие 10 лет