- Национальность: агулы.
- Численность: 34,5 тыс. человек в России.
- Где живут: на юго-востоке Дагестана, в селении Гелинбатан, в верхнем течении рек Курах и Чирахчай, в Махачкале, Дербенте, Дагестанских Огнях, Тюбе.
- Религия: ислам.
- Язык: агульский.
Агулы — это один из лезгинских народов, коренное население Кавказа. Первый по численности народ Агульского района Дагестана. Их предки населяли древнее государство Кавказская Албания.
По данным прошедшей в 2020 году Всероссийской переписи населения, в Российской Федерации проживает 34,5 тыс. агулов. Большая часть из них — 29 тыс. человек — живут на территории Дагестана, в частности, на юго-востоке республики: в Курахском, Табасаранском, Агульском и Дербентском районах. В Табасаранском районе часть агулов живет в селении Гелинбатан.
Более половины агулов — жители сел. Они живут в 21 историческом ауле в течении рек Чирахчай и Курах. Другие живут в городах: в Махачкале, Дагестанских Огнях, Дербенте и в поселке городского типа Тюбе [1].
Неофициальный флаг агулов создали 23 апреля 2012 года. Это прямоугольное полотнище, состоящее из двух синих, двух белых и одной зеленой горизонтальной полосы. Центральная часть зеленого цвета — самая широкая. На ней белым нарисованы минарет и четыре звезды.
По задумке представителей Агульского движения, синий цвет на флаге символизирует благополучие, спокойствие и бесконечность неба в горах. Белый подразумевает моральную чистоту помыслов и действий, мир и добро. Зеленый — цвет жизни, мудрости и сдержанности агульского народа.
Изображенный на фоне гор ричинский минарет демонстрирует оригинальность архитектуры агулов и подчеркивает их приверженность к исламу. Белые звезды над горами означают ущелья на исторической территории проживания агулов: Агул-дере, Кушан-дере, Керен-дере и Хпюк-дере.
Кроме того, агулы, как и другие народы лезгинской группы, используют общенациональный лезгинский флаг красного, белого и зеленого цветов [2].
Агульский язык принадлежит к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи языков. Он имеет наибольшее сходство с лезгинским и табасаранским языками [1].
В языке агулов три основных диалекта: агульский, керенский и кошанский: последний сложно понять тем, кто на нем не говорит. Иногда к самостоятельным диалектам относят и своеобразные говоры, которые используют в речи в отдельных аулах: буркиханский (гехюнский), фитинский, цирхинский и хпюкский.
Агульский язык применяли лишь на бытовом уровне вплоть до 1990-х годов, пока не ввели письменность на базе русского алфавита. В то же время появилась литературная норма агульского языка: в ее основу лег тпигский говор.
В настоящее время все агулы владеют русским языком. Порядка 20,5 тыс. человек знают агульский язык, а 19,5 тыс. — используют его в обычной жизни. Обучение в начальных классах школ ведут также на агульском, на нем написаны учебники и букварь. Кроме того, жители Курахского района знают лезгинский язык, а многие мужчины в прошлом могли разговаривать на азербайджанском [3].
Интересны некоторые агульские топонимы. Например, на юге Дагестана расположено село Гоа. В отличие от одноименного индийского курорта, оно не пользуется популярностью: здесь живет около 500 человек. Согласно одной из версий, название села произошло от агульского «гван», что означает «камень»: камнепады в этих местах не были редкостью. По другому мнению, «гоа» — это измененное «ахва», что с агульского переводят как «в желобе»: село находится в напоминающей желоб горной лощине.
Агулы исповедуют ислам, их относят к мусульманам-суннитам. Их религиозные взгляды сформировались на фоне арабских нашествий, начавшихся в VII веке [4].
Считают, что история агульского народа насчитывает много веков: их предки населяли древнее государство Кавказская Албания в Восточном Закавказье и были известны как «леки». Первое письменное упоминание агулов относят к VII столетию: в армянском источнике их перечислили среди народов, обращенных арабами в ислам [4].
Этноним «агулы» (самоназвание — «агъулар», что означает «жители Агула») произошел от названия местности, которую населяет этот народ, а также от названия ущелья Агул-дере [5].
Земли агулов подвергались арабским и татаро-монгольским нашествиям. С XIV столетия агулы начали объединяться в союзы сельских общин. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору между Российской империей и каджарской Персией территория Дагестана стала принадлежать России. В 1921 году место проживания агулов стало частью Дагестанской АССР (с 1991-го — Республика Дагестан). В 1960-х агулы-переселенцы стали также населять Дербентский район.
Кухня агулов включает в себя блюда из мяса, молочных, зерновых продуктов и овощей. Издавна представители народа употребляли в пищу поджаренное зерно, готовили блюдо из вареной пшеницы, фасоли и сушеного мяса. Из молока получали творог, сыворотку, масло, айран и брынзу, делали напиток из толокна и солода.
Постепенно рацион агулов расширился. Сейчас одно из главных повседневных блюд народа — хинкал, или отваренные в мясном бульоне кусочки теста, которые подают с мясом, бульоном и соусом.
Агулы предпочитают тонкий хинкал из ржаной или пшеничной муки. Для его приготовления в мясной бульон добавляют различные приправы.
Также популярностью пользуются пельмени: их едят со сметаной или чесночной подливой. Одни из главных позиций в меню агулов занимают лапша и каши из разных круп. Кашей из толокна даже заменяют хлеб, употребляя ее в пищу с маслом и сыром. Практически во все блюда добавляют травы, едят в том числе и дикоросы: их сушат и делают заготовки на зиму.
Муку готовят из смеси бобовых и зерновых культур. Хлеб делают пшеничный, ячменный, ржаной. В праздничные дни пекут слоеный хлеб на молоке с яйцом, на стол подают пироги со всевозможными начинками. Традиционный десерт агулов — халва. Ее готовят из муки, масла, меда и орехов.
Мужской национальный костюм агулов состоял из рубахи наподобие туники, штанов, бешмета, черкески и папахи. Аксессуаром служил кожаный пояс. На ногах носили чувяки — мягкую кожаную обувь без каблуков — или калоши. Во время работы носили поршни из сыромятной кожи или шаламар со шнуровкой в районе носка. Праздничной обувью были хромовые сапоги — чакмавур.
Зимой поверх костюма надевали шубы из грубых шкур. Они бывали двух видов: приталенная с небольшим воротником, которую называли кулом, а также шуба-накидка в форме трапеции с большим воротником и длинным ложным рукавом — хыкул. На ноги обували вязаные сапоги — гивянар.
Женский национальный костюм агулов состоял из платья-рубахи, штанов и валжага — распашного халата с облегающим верхом и широкой юбкой. В праздничные дни носили нарядный валжаг с серебряным поясом. Головными уборами служили «къуч» — наволосник и «ашмагъ» — покрывало-полотнище. Женская обувь была вязаной или кожаной. В холодное время года наряд утепляли при помощи безрукавок из овчины, шуб с отделанной сафьяном горловиной. Среди молодых агулок было принято носить большое количество серебряных украшений.
В наши дни агулы в повседневной жизни носят современную одежду городского типа. В селах можно встретить местных жителей в овчинных безрукавках и шубах, папахах и головных платках [1].
Агульские девушки и юноши могли познакомиться и видеться в дальнейшем только на общественных мероприятиях — праздниках, коллективных работах. Заключать брак разрешали только с согласия родителей с обеих сторон. Родственники молодых могли выступить против свадьбы, если их не устраивали знатность рода и материальное состояние жениха или невесты.
Когда у юноши появлялось желание жениться на избраннице, он сообщал об этом другу или сестре, а те уже — родителям жениха. На другой день отец и мать жениха приходили в дом девушки и разговаривали с ее родней. Когда стороны приходили к согласию, родственники жениха преподносили невесте отрез ткани для платья и кольцо. После этого выплачивали калым: деньги, домашний скот, землю, медные кувшины. Жених должен быть одеть избранницу и всю ее семью [4].
Свадебный обряд начинали, когда приходили музыканты с барабаном и зурной — напоминающим флейту инструментом из дерева.
Торжества проводили в двух домах по отдельности. К невесте приходили близкие и подруги. В доме жениха устраивали пир горой. Одного из приглашенных назначали шахом — тамадой, который был центральной фигурой праздника. В процессе веселья гости пытались украсть угощения со стола или папаху шаха. Если тот замечал проделку, то бил виновника специальной палкой и назначал наказание: например, доставить на кухню барана. Если же гостю удавалось остаться незамеченным, то штраф накладывали на самого шаха [6].
Агулы всегда с большим уважением относились к гостям. С гостем здоровались два раза: сначала при встрече на улице, затем — дома. О том, зачем он приехал, узнавали лишь спустя три дня, когда гость становился практически членом семьи.
Гости в свою очередь также соблюдали ряд негласных правил. Например, они не ездили верхом в чужом селе: это считали демонстрацией гордыни.
Кунаки передавали дружбу из поколения в поколение: «кунаки предков» всегда были на особом положении.
- Хидир Хидирович Рамазанов (1925−2019) — доктор исторических наук, профессор. Выдающийся кавказовед, он написал более 350 научных работ об истории Дагестана и Кавказа.
- Шабан Абдулкадырович Мазанаев (род. в 1949) — доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН. Входит в число создателей агульской письменности.
- Муса Салихович Мусаев (Агул Муса) (род. в 1956) — художник, член Союза художников России. Профессор кафедры живописи и рисунка СПбГУТД. Его работы хранятся в частных коллекциях по всему миру.
- Абумуслим Алиевич Алиев (род. в 1964) — в 2013—2020 гг. занимал должность председателя Арбитражного суда Республики Дагестан. Имеет звание заслуженного юриста Дагестана.
- Зулкаид Гусейнович Каидов (род. в 1968) — бывший заместитель начальника Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом УФСБ России по Республике Дагестан. Организатор и участник контртеррористических операций на Северном Кавказе. В 2009 году получил звание Героя России.