В семи километрах к северу от города Карачаевска, на горе Шоана, среди живописных скал прямо над пропастью возвышается уникальный памятник истории и архитектуры — Шоанинский храм, один из красивейших храмов Аланской епархии. Паломники и туристы, путешествующие по Карачаево-Черкесии, могут подняться к святыне, поставить свечку и ударить в колокол, висящий в беседке рядом с храмом.
По словам историков, храм был воздвигнут аланами в конце X века, в период интенсивной миссионерской деятельности Византии, но еще раньше здесь находилось одно из святилищ нартов. Название горы и самого храма происходит от карачаево-балкарского слова «чуана». Именно так называли свои святилища герои нартского эпоса.
— Христианские миссионеры стремились построить храмы в местах концентрации различных языческих святилищ, идолов и прочих почитаемых мест, что, с точки зрения средневекового человека, должно было символизировать победу истинной веры над суевериями и языческим мракобесием. Аналогичные явления можно проследить на всех территориях, где распространилось христианство. Но это также свидетельствует о существовании вековой этнокультурной преемственности между современным и средневековым населением предгорных и горных районов нашего региона, — говорит сотрудник Института археологии РАН Онгар Чагаров.
Строительство Шоанинского храма относится к тому же периоду массового крещения Западной Алании, когда появились и знаменитые Нижне-Архызские храмы, и полуразрушенный Сентинский храм в Нижней Теберде.
По мнению археологов, Шоанинский храм, выполненный в классическом византийском стиле, возвели строители из соседней Абхазии. Там есть похожие по архитектуре храмы. А для самой Византии подобный стиль храмовой архитектуры к X веку считался уже устаревшим. Крестово-купольное здание размерами 12,9 на 8,9 метра сложено из камня, добытого здесь же, на берегах реки Кубань.
Какое-то время храм на горе Шоана также называли Хумаринским храмом из-за расположенного неподалеку аула Хумара и Хумаринского городища — остатков древней крепости Схимар, бывшего форпоста Хазарского каганата на Великом Шелковом пути.
— В конце XIX века храм был объявлен церковью скита Александро-Афонского монастыря, что повлекло за собой внесение некоторых изменений в архитектуру: была поставлена новая крыша, подремонтированы притворы, стены внутри были покрыты штукатуркой, с южной стороны был пристроен дом, — рассказывает Онгар Чагаров.
Удивительно, но постройки XIX века, в отличие от самого храма, почти не сохранились. Сейчас рядом с храмом можно увидеть лишь остатки стен, которые ранее были монастырем.
С середины XIX века у подножия горы образуется осетинское село. Осетины переселись сюда при Александре II, когда малоземельным крестьянам стали массово раздавать землю. Инициатором и руководителем переселения был Леван Хетагуров — отец знаменитого осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова, имя которого ныне носит село.
В советские годы храм стоял в запустении, но потом силами верующих был очищен от мусора и приведен в порядок. В одном из притворов рядом с иконами висят старые фотографии, по которым можно проследить историю храма последних двух веков.
Сегодня храм снова ожил, и сюда вновь потянулись люди.
— Богослужения в Шоанинском храме осуществляются, но не регулярно, из-за того что там нет отопления. Зимой — очень холодно. Первое в году богослужение мы проводим 6 мая — в День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца. Это престольный день храма. В этом году божественную литургию совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. После богослужения совершаются дважды в месяц, по субботам, — говорит благочинный православных церквей Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный.
По его словам, паломники едут отовсюду, много туристов, отдыхающих на Кавказских минеральных водах. Кроме того, все чаще в храме стали проводить обряд венчания.
В обычные дни здесь нет ни настоятелей, ни охраны, все рассчитано на самодисциплину и совесть посетителей. Но храм ухоженный, видно, что за ним любовно присматривают.
Особенно многолюдно бывает 6 мая, в День Георгия Победоносца: люди приезжают семьями, с детьми, чтобы послушать службу, полюбоваться природой, устроить пикник, напиться воды из неприметного родника и, загадав желание, ударить в колокол, висящий в беседке на соседней вершине. Кстати, именно из беседки открывается лучший вид на храм и окрестности, а благодаря ограждению можно делать фотографии без риска свалиться в пропасть.
В отличие от Сентинского храма, куда поднимется не всякая машина, Шоанинский доступен — грунтовая дорога ведет от трассы прямо к ограде храма, где есть небольшая парковка.
Заблудиться сложно даже без навигатора. Храм хорошо виден с Военно-Сухумской дороги, ведущей в Домбай. Главный ориентир — село Коста Хетагурова. У поворота с трассы есть указатель.
Туристам следует знать, что рядом с храмом нет ни кафе, ни продуктовых магазинов, ни сувенирных лавок, как возле Зеленчукских храмов. Ближайшие кафе находятся в селе Коста Хетагурова, и там вас с радостью накормят осетинскими пирогами. Ну, а хычины можно отведать чуть дальше или ближе по трассе — в Черкесске, Карачаевске и Теберде.