{{$root.pageTitleShort}}

Шоанинский храм: осколок Византии в Кавказских горах

Направляясь в Домбай и Теберду, можно свернуть с трассы и увидеть один из древнейших в России христианских храмов. Богослужения здесь проводят редко, зато всегда можно услышать колокольный звон

В семи километрах к северу от города Карачаевска, на горе Шоана, среди живописных скал прямо над пропастью возвышается уникальный памятник истории и архитектуры — Шоанинский храм, один из красивейших храмов Аланской епархии. Паломники и туристы, путешествующие по Карачаево-Черкесии, могут подняться к святыне, поставить свечку и ударить в колокол, висящий в беседке рядом с храмом.

Святилище нартов

По словам историков, храм был воздвигнут аланами в конце X века, в период интенсивной миссионерской деятельности Византии, но еще раньше здесь находилось одно из святилищ нартов. Название горы и самого храма происходит от карачаево-балкарского слова «чуана». Именно так называли свои святилища герои нартского эпоса.

— Христианские миссионеры стремились построить храмы в местах концентрации различных языческих святилищ, идолов и прочих почитаемых мест, что, с точки зрения средневекового человека, должно было символизировать победу истинной веры над суевериями и языческим мракобесием. Аналогичные явления можно проследить на всех территориях, где распространилось христианство. Но это также свидетельствует о существовании вековой этнокультурной преемственности между современным и средневековым населением предгорных и горных районов нашего региона, — говорит сотрудник Института археологии РАН Онгар Чагаров.

Византия на берегах Кубани

Строительство Шоанинского храма относится к тому же периоду массового крещения Западной Алании, когда появились и знаменитые Нижне-Архызские храмы, и полуразрушенный Сентинский храм в Нижней Теберде.

По мнению археологов, Шоанинский храм, выполненный в классическом византийском стиле, возвели строители из соседней Абхазии. Там есть похожие по архитектуре храмы. А для самой Византии подобный стиль храмовой архитектуры к X веку считался уже устаревшим. Крестово-купольное здание размерами 12,9 на 8,9 метра сложено из камня, добытого здесь же, на берегах реки Кубань.

Какое-то время храм на горе Шоана также называли Хумаринским храмом из-за расположенного неподалеку аула Хумара и Хумаринского городища — остатков древней крепости Схимар, бывшего форпоста Хазарского каганата на Великом Шелковом пути.

Село имени поэта

— В конце XIX века храм был объявлен церковью скита Александро-Афонского монастыря, что повлекло за собой внесение некоторых изменений в архитектуру: была поставлена новая крыша, подремонтированы притворы, стены внутри были покрыты штукатуркой, с южной стороны был пристроен дом, — рассказывает Онгар Чагаров.

Удивительно, но постройки XIX века, в отличие от самого храма, почти не сохранились. Сейчас рядом с храмом можно увидеть лишь остатки стен, которые ранее были монастырем.

С середины XIX века у подножия горы образуется осетинское село. Осетины переселись сюда при Александре II, когда малоземельным крестьянам стали массово раздавать землю. Инициатором и руководителем переселения был Леван Хетагуров — отец знаменитого осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова, имя которого ныне носит село.

Литургии и свадьбы

В советские годы храм стоял в запустении, но потом силами верующих был очищен от мусора и приведен в порядок. В одном из притворов рядом с иконами висят старые фотографии, по которым можно проследить историю храма последних двух веков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Крещение Алании: как это было
Единственная на Северном Кавказе православная республика Северная Осетия отмечает 1100-летие крещения Алании. О том, что значит эта дата, рассказывают историк и священник

Сегодня храм снова ожил, и сюда вновь потянулись люди.

— Богослужения в Шоанинском храме осуществляются, но не регулярно, из-за того что там нет отопления. Зимой — очень холодно. Первое в году богослужение мы проводим 6 мая — в День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца. Это престольный день храма. В этом году божественную литургию совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. После богослужения совершаются дважды в месяц, по субботам, — говорит благочинный православных церквей Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный.

По его словам, паломники едут отовсюду, много туристов, отдыхающих на Кавказских минеральных водах. Кроме того, все чаще в храме стали проводить обряд венчания.

Дорога к храму

В обычные дни здесь нет ни настоятелей, ни охраны, все рассчитано на самодисциплину и совесть посетителей. Но храм ухоженный, видно, что за ним любовно присматривают.

Особенно многолюдно бывает 6 мая, в День Георгия Победоносца: люди приезжают семьями, с детьми, чтобы послушать службу, полюбоваться природой, устроить пикник, напиться воды из неприметного родника и, загадав желание, ударить в колокол, висящий в беседке на соседней вершине. Кстати, именно из беседки открывается лучший вид на храм и окрестности, а благодаря ограждению можно делать фотографии без риска свалиться в пропасть.

В отличие от Сентинского храма, куда поднимется не всякая машина, Шоанинский доступен — грунтовая дорога ведет от трассы прямо к ограде храма, где есть небольшая парковка.

Заблудиться сложно даже без навигатора. Храм хорошо виден с Военно-Сухумской дороги, ведущей в Домбай. Главный ориентир — село Коста Хетагурова. У поворота с трассы есть указатель.

Туристам следует знать, что рядом с храмом нет ни кафе, ни продуктовых магазинов, ни сувенирных лавок, как возле Зеленчукских храмов. Ближайшие кафе находятся в селе Коста Хетагурова, и там вас с радостью накормят осетинскими пирогами. Ну, а хычины можно отведать чуть дальше или ближе по трассе — в Черкесске, Карачаевске и Теберде.

Нелля Карабашева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Вперед в прошлое: зачем идти в ставропольский музей СССР

Бабушкин телевизор, духи учительницы по биологии и «Москвич» папиного начальника. Рассказываем, как ставрополец отправляет жителей и гостей краевой столицы в конец прошлого века (и немного в 2000-е)