Полвека назад, 1 апреля 1967 года, состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 3 апреля фильм вышел в широкий прокат, прочно заняв свое место среди лучших кинокомедий всех времен. Успех картины был оглушительным, она сразу разошлась на цитаты. Несмотря на почтенный возраст, история про приключения молодого этнографа в одном из горных районов до сих пор любима миллионами зрителей. Вместе с сотрудниками архива киноконцерна «Мосфильм» мы собрали несколько интересных фактов о «Кавказской пленнице».
В премьерный год картина стала фаворитом проката: ее посмотрели более 76 миллионов зрителей, а ведь могла бы так и остаться лежать на «полке». Цензуре не нравились легкомысленные шутки и песни. Но тут в дело вмешался случай. В советское время существовала традиция отправлять киноновинки руководству страны для проведения культурного досуга. Так комедия попала к Леониду Брежневу и пришлась ему по душе. Он похвалил картину, чем решил ее судьбу. Разрешительное удостоверение на прокат фильма было выдано Комитетом по кинематографии 14 января 1967 года. И, как показало время, генсек не ошибся: «Кавказская пленница» заняла четвертое место в СССР по сборам.
В соответствии с первоначальной заявкой, поданной на «Мосфильм» в июне 1965 года, сценарий нового фильма назывался «Шурик в горах» и состоял из двух новелл: первая («Кавказская пленница») повествовала о студентке Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ и похищенной местным начальником. Вторая часть — «Снежный человек и другие» — рассказывала о научной экспедиции во главе с известным профессором (в исполнении Михаила Пуговкина), которая ищет снежного человека. Ученые находят его следы, а оказывается, что их оставила знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый. Но в итоге в качестве сценария была утверждена только первая история.
Большинство сцен фильма были сняты в Крыму. Сцену же, где Нина показывает Шурику, как залезть в спальный мешок, снимали в Краснодарском крае. Шурик, потеряв равновесие, падает в горную реку Мзымта недалеко от Сочи. Там же разбилась бочка, на которой мчались по горной дороге, спасая Нину, Шурик с Эдиком. Альпинистская база, откуда похитили Нину, также снималась в тех местах.
Найти для съемок студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу оказалось не простой задачей. На роль пробовались такие звёзды советского кино, как Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Наталья Селезнева, Марианна Вертинская и другие. Однако Гайдай выбрал никому на тот момент не известную цирковую артистку с одной киноролью за плечами (фильм «Формула радуги») — 19-летнюю Наталью Варлей. И ведь не ошибся!
Кстати, голоса Натальи Варлей зритель так и не услышал. Озвучивала Нину Надежда Румянцева (та самая «королева бензоколонки» Людмила Добрыйвечер), а песню про медведей исполнила Аида Ведищева. Она же, кстати, исполняла позже песню «Вулкан страстей» в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая.
«Кавказская пленница» стала последним фильмом, где играла известная троица — Трус, Балбес и Бывалый. Считается, что трио распалось из-за разногласий между Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Но, судя по документам «Мосфильма», еще на стадии написания литературного сценария от сценарно-редакционной коллегии поступали замечания: мол, троица начинает надоедать. Так что причина, по которой распался этот творческий союз, перекочевавший с экранов в фольклор, была, как минимум, не одна.
Кто бы мог подумать, что песня «Если б я был султан» вызовет нарекания у цензуры. Один куплет был вырезан из комедии, видимо, за пропаганду алкоголизма. Через несколько лет после премьеры фильма звукозаписывающая студия «Мелодия» выпустила пластинку с полной версией песни. А вот и запрещенный куплет:
Разрешит мне жена каждая по сто,
Итого, триста грамм — это кое-что!
Но потом, на бровях приходя домой,
Предстоит мне скандал с каждою женой.
В заявке и литературном сценарии товарищ Саахов был Охоховым. Новое имя он получил уже в режиссерском сценарии. Причина в архивах «Мосфильма» не зафиксирована, но есть версия, что фамилию попросили заменить, так как в те годы в министерстве культуры СССР трудился высокий чиновник с похожей фамилией. Легенда гласит, что и у Саахова нашелся однофамилец — на этот раз в партийной организации «Мосфильма», но, наверное, не достаточно высокопоставленный.
По воспоминаниям участников съемок, ослица Люся, с которой и завязалась интрига в фильме, оказалась по-настоящему упрямой. Если ей говорили «стой», она шла, если требовалось идти — ее было не сдвинуть. Тем не менее к Наталье Варлей она сразу прониклась чувствами. Кстати, говорят, это не единственная роль Люси — спустя 40 лет она снялась в «9-й роте» Федора Бондарчука. К сожалению, подтвердить сей факт в кинокомпании Art Pictures, которая продюсировала фильм, нам не смогли. Возможно, это просто легенда.