Фильм Михаила Шевчука «Убежать, догнать, влюбиться», конечно, о любви без границ. Но у картины гораздо более сложная миссия, чем просто повеселить зрителя и заработать на прокате. По данным «Кинопоиска», бюджет фильма составил два миллиона долларов, и деньги эти были потрачены на продвижение курортов российского Кавказа.
Все как в «Кавказской пленнице». Но по-другому
Заявив на старте работ, еще в 2012 году, что фильм снимается по мотивам «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая, режиссер и продюсеры сразу подверглись массовой критике. Пресса писала о «Кавказской пленнице-2», о том, что Гайдай против сиквела своей же картины и не имеет никакого отношения к новой ленте, а публика и вовсе восприняла в штыки попытку осовременить любимый фильм: свежи были впечатления от вышедшего незадолго до этого фильма «Служебный роман. Наше время».
На самом деле сценарий не имеет ничего общего с фильмом Гайдая, хотя несколько «цитат» из «Кавказской пленницы» все же есть. Например, персонажи нового фильма точно так же идут по горной дороге: главный герой — пешком, а героиня — верхом на упрямом осле. И да, именно эта хорошо всем знакомая сцена активно эксплуатируется в трейлере и на афишах.
Сюжет фильма вкратце таков: Борис, выросший в Тироле в богатой семье, бежит куда глаза глядят (а глядят они на Кавказ) от навязываемого родителями брака по расчету. И знакомится в горах с Ниной, которая тоже должна выйти замуж за «правильного мужчину», выбранного отцом.
В главных ролях — Константин Крюков и Любовь Аксенова (Новикова), но не менее главной можно считать роль того самого Владимира Этуша — он здесь тоже сыграл того самого товарища Саахова. Еще к съемкам привлекли Владимира Зельдина, немецкую актрису Юлику Вагнер, «махачкалинского бродягу» Юсупа Омарова и популярного блогера Рамазана Рабаданова.
Большого экрана не будет
Производством фильма занималась «Арт Пикчерс Студио» во главе с Федором Бондарчуком, главным инвестором выступила госкомпания «Курорты Северного Кавказа». Фильм был готов в 2015 году, однако на большие экраны так и не вышел. Сейчас картину можно купить в магазинах iTunes (249 рублей) и Google Play (69 рублей).
По данным «КСК», вскоре фильм будет транслироваться в эфире спутниковых телеканалов. Премьерный показ пройдет на TV1000 «Русское кино».
— Выход ленты в широкий прокат на федеральном уровне не планируется, — говорят в пресс-службе «Курортов Северного Кавказа». — Однако в июле ограниченным прокатом кинолента «Убежать, догнать, влюбиться» будет демонстрироваться в кинотеатрах сети «Московское кино».
В Москве фильм уже был представлен публике 21 июня в кинотеатре «Космос» в рамках «Недели российского кино», проведенной компанией Viasat Russia. «Показ прошел успешно, фильм был тепло встречен зрителями», — так оценили фильм представители главного инвестора.
Продакт-плейсмент для туристического кластера
Создатели киноленты не скрывают, что имел место госзаказ на популяризацию Кавказа, формирование его положительного образа. Фильм был задуман как визитная карточка туристических возможностей российского Кавказа.
Когда начинались съемки, в регионе стартовал масштабный государственный проект по созданию туристического кластера, в который должны были войти минимум девять новых курортов. Съемки проходили, пожалуй, в самых живописных уголках Кавказа — в Сочи, на Домбае, в Архызском ущелье и в Теберде. Сценарий построен так, чтобы показать зрителю все прелести местных гор и, конечно, традиции, гостеприимство и характер местных жителей.
Это один из первых для нашей страны опытов такого масштабного продакт-плейсмента в кино. Обычно в российских лентах подобный прием скрытой рекламы используется локально: например, когда герой пьет весь фильм напиток определенного бренда или пользуется смартфоном, предоставленным рекламодателем, причем так, чтобы зритель сумел рассмотреть гаджет в деталях. В фильме «Убежать, догнать, влюбиться» рекламируется целый регион и все его возможности.
В мировом кинематографе проекты, работающие на продвижение территорий, — не редкость. Наиболее успешными «рекламными» картинами стали фильмы о Джеймсе Бонде, они поддерживаются национальным туристическим центром VisitBritan и в них большая часть сюжета крутится вокруг туристических маршрутов Великобритании. Правительство Таиланда поддержало производство фильма «Пляж», место действия которого — национальный парк на острове Phi Phi Lae Island — стало сверхпопулярным у путешественников. Маркетинговая компания Tourism New Zealand построена на знаменитой трилогии «Властелин колец». А Australian Tourism Commission и студия Уолта Диснея впервые создали подобный анимационный фильм — «В поисках Немо».
Что касается Кавказа, то обстоятельства на мировом туристическом рынке откровенно подыграли заказчикам фильма: пока шли съемки и постпродакшн, спрос на отдых внутри России вырос настолько, что в пик сезона кавказских курортов на всех желающих уже не хватает, даже с учетом появившихся на карте новых объектов строящегося туристического кластера.