{{$root.pageTitleShort}}

Шесть легенд о Дербенте

Дербентцы, конечно, празднуют 2000-летие города, но считают его куда более древним. Об этом свидетельствуют и легенды, рассказанные сотрудником Дербентского музея-заповедника Вели Юсуфовым

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Узаков

Легенда об Ануширване и обманутой невесте

Ученые говорят, что первое поселение возникло здесь в эпоху ранней бронзы — 5000 лет назад, Дербент как город существует на этой территории на протяжении последних двух тысячелетий, строительство же крепости началось в VI веке по велению персидского царя Хосрова I Ануширвана.

По легенде, он задумал построить стену для защиты своих владений от набегов хазар. Чтобы без помех осуществить свой замысел, Хосров предложил хазарскому кагану заключить мир, для чего просил отдать ему в жены дочь. Обрадованный каган, перед которым такое родство открывало путь на персидский престол, поспешно отправил хазарскую принцессу ко двору Хосрова, где ее и встретили с необыкновенной пышностью. Но Хосров не сделал ее своей женой, а начал поспешно возводить стену. И построил ее, после чего возвратил принцессу отцу. Разгневанный каган попытался отомстить коварному Хосрову, но натолкнулся на мощную стену и был вынужден смириться.

Легенда об Александре Македонском

На Востоке почитают праведника Зул-Карнайна, чье имя упоминается в Коране. Согласно Священной Книге, он достиг местности между двумя преградами и по просьбе жителей построил для их защиты стену. Множество восточных легенд рассказывают, что преграды, о которых идет речь, — это расположенные по обе стороны Дербента горы и Хазарское (Каспийское) море, а построивший стену царь — не кто иной, как Александр Македонский, или Искандер Зул-Карнайн.

В каких-то легендах Македонский выступает как основатель Дербента, в других — как его завоеватель.

Одно из преданий повествует: когда Искандер со своей конницей подошел к Дербенту, его люди пришли к правителю города и сказали: «Мы послы царя всех царей. Он послал нас сказать, чтобы ты подчинился ему и платил дань. Если ты рассердишь царя, он разрушит железные ворота и убьет тебя». Правитель Дербента отказался подчиниться, и войска Искандера пошли на приступ, но взять город не смогли. Царь царей отошел от города, но один из мудрых стариков сказал ему на совете: «Возвращайся, и если ты будешь сильным, то войдешь в крепость».

Так и вышло. Искандер Зул-Карнайн взял Дербент и приказал привести правителя города. «Разве ты не знал, — сказал завоеватель, — что все цари на всей земле, все рыбы во всех морях платят дань Искандеру?» Правитель Дербента отвечал: «Я знал, что земля и воды подвластны царю царей, но я не знал, что и небеса должны подчиниться тебе». Этот достойный ответ так понравился Искандеру, что он отпустил пленника, поставил его своим наместником у Железных ворот и повел войска на новые земли.

Согласно другому преданию курган Башмак-тяпя, расположенный к северу от города, образовался от пыли с сапог воинов Александра Македонского.

Легенда о сорока шахидах

Одна из главных достопримечательностей Дербента — древнее захоронение Кырхляр (в переводе с тюркского «сороковник»), расположенное на Северном кладбище. Средневековые источники связывают это захоронение с первым походом арабов к Дербенту в 22 году хиджры (642−643 год н. э.).

…И пришли воины пророка со священной войной — джихад, неся людям светоч истинной веры. И бились они с кафирами (неверными) шесть дней. Двадцать тысяч кафиров заслужили в этой битве вечное проклятие, и их души перенеслись прямо в середину джахандама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и, испив шербет блаженной смерти, стали шахидами (святыми мучениками, павшими за веру). И похоронены они на кладбище Кырхлар.

Захоронение это и сейчас является местом паломничества верующих и туристов. Похожие на сундуки древние каменные надгробия растянулись в три ряда. Длина самых крупных достигает 3 метров 20 сантиметров. Возраст их точно не установлен.

Еще 150 лет назад на надгробиях можно было прочесть надписи. Русский купец Федот Котов в 1623 году сообщал: «…а резана на них подпись. А нихто тое подписи прочесть не умеет, ни басурманы, ни турки…» Сегодня надпись совершенно исчезла. И только во всю длину надгробий можно увидеть глубоко врезанную канавку с еле различимыми или совершенно исчезнувшими буквами.

Легенда о Святом Георгии-Джирджисе

Недалеко от Дербента есть поселок Джалган, в нем, по преданию, находится могила Григориса, святого армянской апостольской церкви, епископа Кавказской Албании. Одна из легенд рассказывает, что Святой Григорис — это и есть Георгий Победоносец, и именно здесь, в окрестностях Дербента, он убил змея, которому приносили в жертву девушек.

На Востоке Святого Георгия называют именем Джирджис. Как говорит одна арабская рукопись, он жил во времена Мухаммеда и был учеником пророка. Считается, что его могиле возле джалганской мечети поклонялись и мусульмане, и христиане.

Святого Георгия часто изображают как всадника, убивающего змея копьем. Именно так он выглядит на гербе Москвы, например. Но легенды гласят, что во время битвы с чудовищем Георгий обратился к Всевышнему и попросил его о помощи, и только силой веры Джирджис смог победить змея.

Легенда об Иисусе и воскрешении Джум-Джума

В верхней части Дербента, недалеко от южной крепостной стены, расположено небольшое кладбище Джум-Джум. Всего десять могил с горизонтальными надгробиями, на них сохранились арабские надписи. На самом большом надгробии выбито: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Эта могила Махмуда Абу-л Хасана, сына убитого на пути Аллаха в 469 году хиджры. Да помилует его Аллах, да увеличит (помилование) ему и его потомкам. Боже, когда ты соберешь первых и последних, то прости твоего раба, бедного обладателя этой могилы…»

469-й год хиджры — это 1076−1077 год от рождества Христова. Но предание связывает это захоронение именно с именем Иисуса Христа, которого мусульмане называют пророком Исой.

По легенде, здесь захоронено семейство одного из древних правителей этих земель — царя Джум-Джума. Его могилу видел и описал немецкий путешественник Адам Олеарий; в 1636 году он, возвращаясь на родину из Персии, проезжал через Дербент:

«По ту сторону города расположено место погребения Джюмджуме, о котором персы рассказывали следующую истинную басню. Эисси (так персы и турки называют господа Христа), проходя однажды этим местом, увидел лежавший здесь череп мертвеца. Так как он желал узнать, что это был за человек, то он попросил Бога, чтобы тот оживил его. Бог услышал молитву Эисси и оживил человека. Эисси спросил, кто он такой. Тот отвечал: „Я Джюмджуме, богатый царь этих земель. У меня был пышный двор и всего было вволю; соли ежедневно уходило в пищу — груз сорока верблюдов. У меня было 40 000 поваров, 40 000 музыкантов, 40 000 мальчиков с жемчужинами в ушах и столько же других слуг“. Потом Джюмджуме спросил: „А ты кто и какова твоя вера?“. Христос ответил: „Я Эисси и владею единою спасающей религией“. Джюмджуме сказал: „В таком случае и я приму твою религию“. Но в то же время он просил Эисси, чтобы тот вновь позволил ему умереть, так как, оставшись без страны и людей, он не хотел более жить».

Легенда о Белом Падишахе

То, что Петр Первый (или, как его называли на Кавказе, Белый Падишах) в 1722 году побывал в Дербенте, — это не легенда, а исторический факт. По сей день в петербургской Кунсткамере хранится парик, сделанный из волос царя: он приказал состричь их во время похода на Дербент из-за нестерпимой жары. Дербентцы вручили Петру ключи от города и пригласили остановиться в богатом доме в городе, но он предпочел жить на берегу — в домике-землянке, который построили ему солдаты и остатки которого можно увидеть в Дербенте до сих пор.

Но о деталях пребывания Петра в Дербенте ходит множество легенд. Например, рассказывают, что, когда Белый Падишах входил в город, случилось землетрясение. Царь не упустил возможность укрепить свой рейтинг и заявил: «Сама природа делает мне торжественный прием и колеблет стены города перед моим могуществом», после чего трижды ударил нагайкой по воротам, и землетрясение прекратилось.

А еще рассказывают, что, ожидая прибытия флота, он в нетерпении прорубил окно в стене дербентской крепости, чтобы видеть море.

Иван Орлов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна