Мое дело
Бурка на женщине — это модно
26 апреля, 2017
2357
В старину кавказскую бурку можно было увидеть только на мужчинах, но теперь традиционную одежду горца носят женщины. И это красиво!

— Ого! — что-то очень знакомое бросилось в глаза в наряде приятельницы. Да, это была она! Легендарная, самобытная… только теперь еще и современная кавказская бурка.

Дать новую жизнь традиционному предмету одежды горцев решили в мастерской «Рукъ Саадулаевых» в дагестанском городе Избербаш — и идея оказалась востребованной.

Привет из сундуков и музеев

Дизайнер Айна Саадулаева работает в импровизированной мастерской в доме своих родителей. Они ее понимают: вся семья творческая.

— Первую бурку мы сделали давно, около семи лет назад, — рассказывает Айна. — Всем тогда очень понравилась работа, но от того, что мы тогда занимались разными ремеслами, изготовление бурок ушло на второй план.

Но людям нравились бурки, семье Саадулаевых тоже — и в мастерской снова принялись за валяние шерсти.

— Такого еще не было, мы буквально заняли свободную нишу, — говорит Айна. — Нам хотелось делать что-то новое, но чтобы это было не без истории. И мы стилизовали дагестанскую бурку и сделали её женской.

Айна говорит, что женщины всегда любили утащить что-нибудь из мужского гардероба. А у самой мастерицы — выпускницы местного вуза по специальности «дизайн костюма» — уже был опыт переосмысления национальной мужской одежды.

— Я создала коллекцию одежды «Джигитовка», там я стилизовала черкеску, — рассказывает девушка. — А бурка… не хочу делать громких заявлений, но многие говорят, она является прародителем современных кейпов, они очень похожи.

Но делать простые бурки, даже женские, в мастерской не захотели и обратили все внимание на декор — это бусы, лоскутки ткани, сочетания разных фактур волокон.

— В мастерской мы занимаемся еще и вышивкой — имитируем старинные дагестанские пояса. Их сейчас нелегко приобрести, и мы придумали более доступный вариант — используем камни, пражский и японский бисер. Такой вышивкой решили «развеселить» и бурки, — объясняет Айна.

Сделано руками

Делать бурки Айна научилась с помощью умелых родственников и книг. Изделия мастерской создаются под названием «Рукъ Саадулаевых». Смысла два: во-первых, «рукъ» на родном для Айны аварском языке означает «дом». Во-вторых, слово созвучно русскому «руки». А руками тут изготавливается все — вплоть до этикеток.

— Сперва идет подготовка лекала. Затем мы масштабируем размеры в полтора-два раза — в зависимости от техники изготовления, которую собрались использовать. К этому этапу надо отнестись серьезно, чтобы после увалки шерсти изделие не оказалось будто сделанным на ребенка или, наоборот, совсем велико, — рассказывает мастер о первом этапе изготовления бурки.

Затем подбирается шерсть и выкладывается согласно лекалу.

— Чтобы свалять одну бурку, у меня уходит от десяти часов, — говорит Айна. — Это выкладка, увалка шерсти и декор, который выкладывается поверх волокон: я смешиваю волокна шерсти и кусочки ткани, они дают очень интересную фактуру. Это придает бурке яркость, сочность цвета.

Дальше наступает время вышивки и других украшений. Обычно Айна называет клиенткам срок в две-четыре недели — это время на изготовление одной бурки с запасом на возможный форс-мажор.

Делаются женские бурки из традиционной для этого предмета одежды материала — овечьей шерсти. Правда, поставщики не местные — шерсть Айна заказывает в интернете из разных уголков мира. Но девушка стремится привнести в дагестанскую бурку новое — в том числе материалы.

— Используется, например, и хлопковое волокно, плетенное вручную, жатый шелк, шифон. Это дает интересную фактуру — изделие бывает сильно увалено, и волокна шерсти будто поглотили шелк, поэтому его практически не видно, но можно почувствовать, — рассказывает Айна. — Еще я использую акрил, вискозу, волокна конопли или крапивы. Получается интересный эффект, очень красивые сочетания цветов. Для декора в ход могут пойти жемчуг или кожа.

Этно — это яркие эмоции

Мастер утверждает, что ни одно ее изделие не повторяется: бурка изготавливается индивидуально для каждой заказчицы, и второй такой больше не будет. Удивительно, но при этом в мастерской не берут заказов на конкретные изделия. Рекомендации от клиенток принимаются, но Айна говорит, что и сама не знает, какой получится бурка, когда приступает к работе — все зависит от того, куда приведет фантазия. Стоимость изделия начинается от 5 тысяч рублей.

Сама Айна тоже носит бурки. Одна из первых дополнила ее свадебный наряд — и вызвала большой интерес у гостей праздника.

Вообще, интерес к этно — дело естественное, считает мастер.

— Коллекции мировых брендов всегда опирались на этническое начало. Подавляющее большинство известных дизайнеров обращаются именно к национальным костюмам разных народностей, это видно невооруженным взглядом. В Дагестане тоже был тренд на этностиль. Но, к сожалению, его так замылили, что он даже отталкивал людей.

В мастерской Саадулаевых планируют «освежить» этно.

— Мы собираемся использовать в изделиях ковровый орнамент, чтобы люди могли почувствовать себя в таком этническом одеянии, — говорит Айна. — Многим ведь больше нравится запад, а свое кажется скучным. Но есть люди, у кого национальные мотивы вызывают яркие эмоции — они и приходят ко мне за бурками. Их носят девушки, которые любят Дагестан.

Видео: Сабир Абдурахманов

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Полная версия