Мое дело
«Дальнобойщик — это судьба»
17 января, 2022
3329
Мошенники с большой дороги, Новый год по видеосвязи и 300 дней в году — в пути. Дальнобойщик во втором поколении из Северной Осетии Виталий Алборов — о жизни на колесах

Без пути назад

— Дальнобойщиками не становятся, это судьба. Мой отец всю жизнь провел в дороге, лет с четырнадцати стал брать в рейсы и меня. Мне нравилось. Уже ближе к окончанию школы решил, что и сам стану дальнобойщиком. Работа не пугала — знал, что смогу. Тем более тогда водители фур хорошо зарабатывали. Ну и дорога мне нравилась. В общем, все сошлось.

Отец не возражал, а мама и бабушка были против: знали, что большую часть времени буду вне дома. Мама меня уговаривала, возмущалась, но потом смирилась.

Папа помог купить машину, и в 21 год я начал ездить сам. Уже в первом рейсе понял, что работа не такая, как мне виделось. Я думал: поехал-приехал, деньги заработал, вот и все дела. Оказалось, не все так просто. Но обратного пути уже не было. Как говорится, вышел в круг — танцуй.

Самый приятный момент

— Мне очень нравится ощущение дороги. Но главный плюс моей работы в том, что я могу обеспечивать свою семью. Самый приятный момент — когда приносишь домой деньги. Но заработок непостоянный. Сейчас очень большая конкуренция на логистическом рынке, много частных фур и транспортных компаний. Поэтому падает спрос на перевозчиков, заказчики снижают оплату за рейсы.

Большой минус в том, что практически не бываю дома, не вижу семью, дети растут без меня. В течение года больше 300 дней я в дороге. Так жизнь и проходит.

За 15 лет исколесил всю нашу необъятную страну, был в Грузии, Беларуси. Самый длинный рейс длился четыре месяца. Это было, когда родилась моя дочка. В начале лета мы становимся на сезон и работаем вплоть до холодов. Чтобы не сбиться с колеи, не упускаем ни дня — рейсы один за другим. Тот рейс был как раз сезонным. Я уехал из дома, а через месяц супруга родила второго ребенка — девочку, назвали Викторией. Викулю я увидел, только когда ей уже исполнилось три месяца.

Новый год на дороге

— Однажды пришлось даже Новый год встретить в кабине. В декабре обычно вожу мандарины. Рейс был в Грузию, оттуда — в Ростов, потом — домой. Я его спланировал так, чтобы числа 29-го уже быть в Осетии. Да и заказчик ждал фрукты именно к Новому году, чтобы успеть реализовать. Но из-за погоды пришлось задержаться в Грузии. В итоге в новогоднюю ночь я оказался под Ростовом — не успевал уже ни в пункт назначения, ни домой. Там на стоянке с осетинскими ребятами и встретили Новый год. Накрыли в машине праздничный стол: пожарили шашлык, шампанское, как положено, откупорили, мандаринов было выше крыши (смеется).

В Осетии принято под бой курантов не только выпить бокал шампанского и загадать желание, но и обратиться к Богу с молитвой над тремя пирогами. Это должен сделать мужчина — глава семьи. Дома накрыли стол, испекли пироги. Супруга позвонила мне по видеосвязи, и я произнес традиционные три тоста. Вот так и встретили Новый год.

Душ, печка и никаких талисманов

— Сейчас благодаря придорожному сервису работать стало гораздо легче. Всегда есть где отдохнуть, перекусить, помыться. Конечно, приходится быть осторожным в выборе мест для еды и ночевки.

Я чаще сплю в машине, в ней есть все условия. Готовить тоже стараюсь сам — запасаюсь мясом (в фуре есть холодильник), могу его пожарить или отварить (печка тоже имеется). Бывает, что и суп сварганю, и салат нарублю, мне нравится готовить. У меня в машине полноценная кухня — посуда, терки, половники всякие.

Вообще фура — это практически дом на колесах. Некоторые водители даже душ устанавливают.

С собой в рейс всегда беру продукты, которые не удастся купить в дороге. Обязательно — осетинский сыр, без него не могу обойтись ни дня, а в российской глубинке его не найти. Еще домашние соленья — помидоры, огурцы, их можно долго хранить, поэтому удобно.

В кабине никаких талисманов не держу, как некоторые водители. Многие подкову вешают, брелоки разные. Мне это не нравится.

«Всю жизнь глядятся в ночь усталые глаза»

— В последнее время все чаще вижу за рулем фуры женщин. В основном они работают на крупные компании. Но я такое не приветствую, не женское это дело.

Говорят, что дальнобойщики тоннами пьют кофе. Думаю, это миф. Я этот напиток не очень люблю и употребляю только в исключительных случаях — когда надо ехать в ночь. И в такие моменты понимаю, что история о том, что кофе прогоняет сон, скорее всего, придумана производителями. Лично я после кофе хочу спать с той же силой, что и до него. У меня другие методы борьбы с сонливостью: включаю какую-нибудь бодрую мелодию, подпеваю, опускаю стекло, чтобы в кабине было прохладно, пью холодную воду.

По трассе радио ловит не везде, без помех его можно послушать только в населенных пунктах. Не везде бывает и интернет. Поэтому, чтобы в пути не было скучно, приходится запасаться флешками. У меня на них разная музыка — российские исполнители, кавказские мелодии… Конечно, песня Татьяны Овсиенко «Дальнобойщик». Это, мне кажется, ностальгия для всех, кто за рулем. В ней — вся соль нашей жизни.

Опасности большой дороги

— Какие опасности подстерегают в дороге? Сложные рейсы — зимой по Военно-грузинской дороге. Сейчас полотно на перевале качественное, дорожники оперативно реагируют на снегопады, лавины. Но все равно надо быть внимательным. В целом дороги сейчас практически везде в хорошем состоянии. Еще лет пять назад я бы такого не сказал.

Водители нередко становятся жертвами мошенников. Недавно столкнулся с одним таким на дороге. Машина стояла на обочине с открытым капотом, вроде как сломалась, а водитель голосовал — просил помощи у проезжавших мимо. Люди давали деньги. Я стоял недалеко, наблюдал за ним какое-то время. Он собрал наличку, спокойно закрыл капот и уехал. Из-за таких негодяев люди перестают верить друг другу и равнодушно проходят мимо тех, кому действительно нужна помощь.

Когда встречаю на дороге машины своего региона, всегда сигналю, приветствую. Хотя эта традиция постепенно уходит. Не знаю, с чем это связано, но люди сейчас не такие дружелюбные и приветливые, как раньше. Наверное, этому есть объяснение: жить становится все труднее, зарабатывать на кусок хлеба тоже. Вот люди и ожесточаются.

Связь по рации, дружба — по WhatsApp

— Водители между собой общаются по рации, она настроена на определенную волну в радиусе примерно пяти километров. Это выручает во многих ситуациях. К примеру, у машины спустило колесо, а водитель этого не чувствует. Тогда едущий сзади может по рации подсказать. Бывает, заплутаешь на незнакомой дороге — тоже коллеги выручают. Недавно один водитель просил передать запчасть товарищу, который сломался на дороге. Отозвались ребята, им было по пути.

У дальнобойщиков очень развито чувство взаимопомощи. Водитель всегда выручит другого. В основном помощь бывает нужна при поломке машины, но случаются и экстренные происшествия. Я однажды помогал тушить загоревшийся на дороге автомобиль. Еще был случай: груженная фура упала в кювет. Пришлось ее сперва разгрузить, затем поставить на колеса и отбуксировать до мастерской.

В интернете есть форумы, на которых общаются дальнобойщики. В WhatsApp тоже создаются группы, в них есть и механики, и водители со стажем. Это удобно, всегда можно задать вопрос или попросить совета. Бывает, что с незнакомыми людьми сближаешься. Я так подружился с ребятами из других регионов, они у меня в гостях в Осетии уже побывали.

Профессия, конечно, накладывает свой отпечаток на жизнь. Я привык быть в одиночестве, в тишине, когда попадаю в город или приезжаю домой, чувствую себя как не в своей тарелке. В рейсе скучаю по дому, а когда приезжаю — снова тянет в дорогу.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Служить Родине, идти к цели, праздновать Новый год
Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло — о своем пути и взглядах на жизнь
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Полная версия