Без пути назад
— Дальнобойщиками не становятся, это судьба. Мой отец всю жизнь провел в дороге, лет с четырнадцати стал брать в рейсы и меня. Мне нравилось. Уже ближе к окончанию школы решил, что и сам стану дальнобойщиком. Работа не пугала — знал, что смогу. Тем более тогда водители фур хорошо зарабатывали. Ну и дорога мне нравилась. В общем, все сошлось.
Отец не возражал, а мама и бабушка были против: знали, что большую часть времени буду вне дома. Мама меня уговаривала, возмущалась, но потом смирилась.
Папа помог купить машину, и в 21 год я начал ездить сам. Уже в первом рейсе понял, что работа не такая, как мне виделось. Я думал: поехал-приехал, деньги заработал, вот и все дела. Оказалось, не все так просто. Но обратного пути уже не было. Как говорится, вышел в круг — танцуй.
Самый приятный момент
— Мне очень нравится ощущение дороги. Но главный плюс моей работы в том, что я могу обеспечивать свою семью. Самый приятный момент — когда приносишь домой деньги. Но заработок непостоянный. Сейчас очень большая конкуренция на логистическом рынке, много частных фур и транспортных компаний. Поэтому падает спрос на перевозчиков, заказчики снижают оплату за рейсы.
Большой минус в том, что практически не бываю дома, не вижу семью, дети растут без меня. В течение года больше 300 дней я в дороге. Так жизнь и проходит.
За 15 лет исколесил всю нашу необъятную страну, был в Грузии, Беларуси. Самый длинный рейс длился четыре месяца. Это было, когда родилась моя дочка. В начале лета мы становимся на сезон и работаем вплоть до холодов. Чтобы не сбиться с колеи, не упускаем ни дня — рейсы один за другим. Тот рейс был как раз сезонным. Я уехал из дома, а через месяц супруга родила второго ребенка — девочку, назвали Викторией. Викулю я увидел, только когда ей уже исполнилось три месяца.
Новый год на дороге
— Однажды пришлось даже Новый год встретить в кабине. В декабре обычно вожу мандарины. Рейс был в Грузию, оттуда — в Ростов, потом — домой. Я его спланировал так, чтобы числа 29-го уже быть в Осетии. Да и заказчик ждал фрукты именно к Новому году, чтобы успеть реализовать. Но из-за погоды пришлось задержаться в Грузии. В итоге в новогоднюю ночь я оказался под Ростовом — не успевал уже ни в пункт назначения, ни домой. Там на стоянке с осетинскими ребятами и встретили Новый год. Накрыли в машине праздничный стол: пожарили шашлык, шампанское, как положено, откупорили, мандаринов было выше крыши (смеется).
В Осетии принято под бой курантов не только выпить бокал шампанского и загадать желание, но и обратиться к Богу с молитвой над тремя пирогами. Это должен сделать мужчина — глава семьи. Дома накрыли стол, испекли пироги. Супруга позвонила мне по видеосвязи, и я произнес традиционные три тоста. Вот так и встретили Новый год.
Душ, печка и никаких талисманов
— Сейчас благодаря придорожному сервису работать стало гораздо легче. Всегда есть где отдохнуть, перекусить, помыться. Конечно, приходится быть осторожным в выборе мест для еды и ночевки.
Я чаще сплю в машине, в ней есть все условия. Готовить тоже стараюсь сам — запасаюсь мясом (в фуре есть холодильник), могу его пожарить или отварить (печка тоже имеется). Бывает, что и суп сварганю, и салат нарублю, мне нравится готовить. У меня в машине полноценная кухня — посуда, терки, половники всякие.
Вообще фура — это практически дом на колесах. Некоторые водители даже душ устанавливают.
С собой в рейс всегда беру продукты, которые не удастся купить в дороге. Обязательно — осетинский сыр, без него не могу обойтись ни дня, а в российской глубинке его не найти. Еще домашние соленья — помидоры, огурцы, их можно долго хранить, поэтому удобно.
В кабине никаких талисманов не держу, как некоторые водители. Многие подкову вешают, брелоки разные. Мне это не нравится.
«Всю жизнь глядятся в ночь усталые глаза»
— В последнее время все чаще вижу за рулем фуры женщин. В основном они работают на крупные компании. Но я такое не приветствую, не женское это дело.
Говорят, что дальнобойщики тоннами пьют кофе. Думаю, это миф. Я этот напиток не очень люблю и употребляю только в исключительных случаях — когда надо ехать в ночь. И в такие моменты понимаю, что история о том, что кофе прогоняет сон, скорее всего, придумана производителями. Лично я после кофе хочу спать с той же силой, что и до него. У меня другие методы борьбы с сонливостью: включаю какую-нибудь бодрую мелодию, подпеваю, опускаю стекло, чтобы в кабине было прохладно, пью холодную воду.
По трассе радио ловит не везде, без помех его можно послушать только в населенных пунктах. Не везде бывает и интернет. Поэтому, чтобы в пути не было скучно, приходится запасаться флешками. У меня на них разная музыка — российские исполнители, кавказские мелодии… Конечно, песня Татьяны Овсиенко «Дальнобойщик». Это, мне кажется, ностальгия для всех, кто за рулем. В ней — вся соль нашей жизни.
Опасности большой дороги
— Какие опасности подстерегают в дороге? Сложные рейсы — зимой по Военно-грузинской дороге. Сейчас полотно на перевале качественное, дорожники оперативно реагируют на снегопады, лавины. Но все равно надо быть внимательным. В целом дороги сейчас практически везде в хорошем состоянии. Еще лет пять назад я бы такого не сказал.
Водители нередко становятся жертвами мошенников. Недавно столкнулся с одним таким на дороге. Машина стояла на обочине с открытым капотом, вроде как сломалась, а водитель голосовал — просил помощи у проезжавших мимо. Люди давали деньги. Я стоял недалеко, наблюдал за ним какое-то время. Он собрал наличку, спокойно закрыл капот и уехал. Из-за таких негодяев люди перестают верить друг другу и равнодушно проходят мимо тех, кому действительно нужна помощь.
Когда встречаю на дороге машины своего региона, всегда сигналю, приветствую. Хотя эта традиция постепенно уходит. Не знаю, с чем это связано, но люди сейчас не такие дружелюбные и приветливые, как раньше. Наверное, этому есть объяснение: жить становится все труднее, зарабатывать на кусок хлеба тоже. Вот люди и ожесточаются.
Связь по рации, дружба — по WhatsApp
— Водители между собой общаются по рации, она настроена на определенную волну в радиусе примерно пяти километров. Это выручает во многих ситуациях. К примеру, у машины спустило колесо, а водитель этого не чувствует. Тогда едущий сзади может по рации подсказать. Бывает, заплутаешь на незнакомой дороге — тоже коллеги выручают. Недавно один водитель просил передать запчасть товарищу, который сломался на дороге. Отозвались ребята, им было по пути.
У дальнобойщиков очень развито чувство взаимопомощи. Водитель всегда выручит другого. В основном помощь бывает нужна при поломке машины, но случаются и экстренные происшествия. Я однажды помогал тушить загоревшийся на дороге автомобиль. Еще был случай: груженная фура упала в кювет. Пришлось ее сперва разгрузить, затем поставить на колеса и отбуксировать до мастерской.
В интернете есть форумы, на которых общаются дальнобойщики. В WhatsApp тоже создаются группы, в них есть и механики, и водители со стажем. Это удобно, всегда можно задать вопрос или попросить совета. Бывает, что с незнакомыми людьми сближаешься. Я так подружился с ребятами из других регионов, они у меня в гостях в Осетии уже побывали.
Профессия, конечно, накладывает свой отпечаток на жизнь. Я привык быть в одиночестве, в тишине, когда попадаю в город или приезжаю домой, чувствую себя как не в своей тарелке. В рейсе скучаю по дому, а когда приезжаю — снова тянет в дорогу.