Мое дело
«Давайте скинемся и откроем шаурмичную»
19 февраля, 2021
573
«Делать бизнес с деньгами может каждый. А делать бизнес без денег — это искусство», — утверждает чеченский предприниматель Ибрагим Якубов. Взяли у него несколько уроков «искусствоведения»

Одесская школа

— Когда я был маленьким, я заметил, что все вокруг знают, кем они хотят быть: кто летчиком, кто космонавтом, кто доктором. А я не знал и очень тревожился по этому поводу. И только став взрослым, я понял: проблема не в том, что мне ничего не нравится, а в том, что мне нравится все. И именно бизнес дает возможность заниматься всем, чем хочешь.

Большая часть моего детства и вся юность прошли в Одессе. Мы учились в большом лицее, и раз в полгода каждому классу выпадало дежурство. В течение двух недель нужно было выбирать по пять человек из класса на каждый урок, чтобы они следили за порядком в школе. Я был старостой и занимался этим распределением. И это был мой первый бизнес-проект, который принес мне, конечно, небольшую прибыль, но на карман хватало: я продавал места дежурных. Как пирожки разлетались и приносили самый высокий доход наиболее сложные уроки — алгебра, физика, геометрия. Средняя прибыль была от географии и истории: их хотели пропустить не так много ребят. На труд и на физкультуру уже мне приходилось требовать, просить, уговаривать одноклассников, чтобы они постояли на дежурстве. Потому что труд — это был отдых, а физра всем нравилась, поэтому на нее я ставил девочек. И вот эти две недели были у меня самым долгожданным временем в каждом полугодии.

Потом, лет в 15−16, мы с товарищем открыли арабское кафе с шаурмой и курами гриль навынос. Это было летом, на каникулах, в селе Каролино-Бугаз, куда приезжали отдыхать со всей Украины. Но этот бизнес не принес нам успеха, потому что в то время шаурма для отдыхающих была в новинку. А новое всегда идет хуже, чем привычное.

Журналистское пекло

— В 20 лет я вернулся в Чечню. Первым моим официальным местом работы была газета «Зов земли» Грозненского сельского района. Я попал в нее совершенно случайно — редактор просто предложил попробовать — и отработал там ровно один год. В последний месяц я победил в редакционном конкурсе на лучшую публикацию. И решил пойти на телевидение. Взял свои статьи и пошел к директору местного филиала ВГТРК «Россия».

Он не стал их смотреть, просто спросил: «В какой отдел ты хочешь?» Я ответил: «Хочу в „Вести“» (я предварительно поинтересовался, в какой отдел лучше пойти, и мне посоветовали информационный). Помню, как у него округлились глаза: «Ты ненормальный? Все хотят оттуда сбежать, а ты рвешься в самое пекло». Так я попал в новостную редакцию, где сразу же не поладил с шеф-редактором. Она сказала, что я не буду с ней работать, и для меня стало делом принципа там остаться. Это противостояние дало мне очень многое, потому что первые три-четыре месяца я даже ночевал на работе, лишь бы доказать, что смогу. В то время все писали от руки, на всю редакцию был только один компьютер, на котором наборщик печатал все эти тексты. И поскольку весь день этот компьютер был недоступен, я мог пользоваться им, только когда все уйдут. И вот я оставался один ночью и читал сюжеты корреспондентов, чей стиль и качество мне нравились.

Я считаю, что любой начинающий журналист должен хотя бы два-три года отработать в информационной службе, потому что это очень полезно — открывает многие двери, учит тебя оперативности, позволяет быстро, экстерном многое выучить. Но точно так же важно вовремя оттуда уйти, потому что эта псевдовостребованность как-то обманывает тебя, создает ощущение, что ты занимаешься великим и полезным делом, находясь в гуще событий. А по сути ты теряешь личную жизнь, но взамен не получаешь ничего. Через четыре года работы на государственном телевидении я подумал: а вдруг я здесь застряну на 30−40 лет, что ждет меня впереди? Есть ли такой журналист, чей путь мне бы нравился, и я хотел бы его пройти? Я не нашел такого и понял, что надо валить из журналистики.

Теле-бизнес-идея

— После этого я работал вице-президентом компании «Вайнах телеком» — это местный оператор связи, директором бизнес-инкубатора в ЧГУ, параллельно занимаясь реализацией собственных бизнес-идей.

Одной из наиболее успешных в финансовом плане стала исламская клиника в Ингушетии: у нас не получилось с лицензией в Чечне, поэтому пришлось открываться в соседнем регионе. Но она была лучшей в обеих республиках, потому что мы нашли сильнейшего специалиста в исламской медицине, к которому собиралась огромная очередь пациентов.

Потом я подумал, что нельзя просто так взять и выбросить пять лет своей жизни, которые я посвятил журналистике. Так у меня родилась идея телевизионного проекта про бизнес. Дело в том, что, когда у меня только возникло желание заняться предпринимательством, мне не хватало опыта. Я знал, что наверняка есть такие же люди, которые хотят открыть свое дело, но думают, что это суперрискованно, суперзатратно и супертяжело. И я решил развеять эти мифы. Так появилась моя передача «Pro бизнес». Она выходила при поддержке Комитета правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству. В каждом выпуске я рассказывал, как открыть собственное дело без капитала, а просто продав машину или поднакопив денег. Своего рода инструкция для сомневающихся, как за 300−500 тысяч рублей попробовать реализовать себя. В то время ни в интернете, ни на телевидении ничего подобного не было. Мы много тратились на исследования, нанимали рекламные компании, чтобы они просчитали целевую аудиторию, выяснили, насколько востребована та или иная бизнес-идея. То есть это был телевизионный бизнес-план с актуальными данными и цифрами.

Оставаться голодным

В 2016 году мне пришлось уехать в Германию. Я сразу же пошел на языковые курсы, они длились год, я не мог их пропускать, поэтому первый год сидел там безвыездно. Когда приехал домой, понял, что я расслабился за это время в Германии. Там все слишком тихо, слишком размеренная жизнь, все слишком по правилам. Когда из хардкора, из каких-то жестких условий попадаешь туда, где все цивильно идет своим чередом, немножко бываешь ошарашен этим, и тебе важно сохранить голод. Поэтому я каждые три месяца приезжал домой, чтобы его не потерять.

Когда я захожу в магазин, подхожу к первой понравившейся вещи и спрашиваю цену, обычно оказывается, что это самая дорогая позиция в магазине. Мне нравится качественная и красивая одежда. Подростком я ходил по магазинам в Одессе, примерял понравившуюся вещь и видел, что она стоит, например, сто долларов. У меня не было денег, я выходил из магазина и думал: «Где бы сейчас достать 100 долларов?» И пытался их заработать, чтобы вернуться и купить эту вещь. В Чечне у меня были деньги, но я не мог найти, на что их потратить. То есть я реально испытывал голод по качественным предметам гардероба: там были колхозные вещи некрасивых цветов и ужасного фасона — мне это все не нравилось, и я закупался, когда выезжал в Москву, Ростов или в Дубай. Когда я приехал в Германию и увидел обилие здешнего ассортимента, в котором представлены все мировые бренды, я начал кайфовать с этого выбора и цен, которые тут были. Так у меня в шкафу появилось очень много вещей, которые я не успевал носить.

И вот приблизительно тогда у меня родилась идея. Дома такой красоты нет, и если даже есть фирменная одежда, она стоит баснословных денег. А не начать ли мне ее продавать? Изначально планировал продавать через Instagram. Но чем больше я думал над этой идеей, тем лучше понимал, что чеченские мужчины пока не готовы покупать через социальные сети одежду, особенно если она дорогая. Да, какой-то ширпотреб за 500−1000 рублей могут купить, но то, что стоит, к примеру, 10 тысяч, человек захочет примерить в комфортных условиях, пообщаться с продавцом, чтобы тот помог ему с выбором. То есть за эти деньги покупатель хочет получить сервис.

В поисках названия

Поэтому было решено открыть магазин. Это, пожалуй, моя единственная бизнес-идея, которая реализовалась сама собой. Друзья сказали, что есть свободное помещение на бульваре Эсамбаева, оно меня устроило, и вскоре мы открылись. Все произошло настолько сумбурно и быстро, что помню, как вечером пришел домой и сказал жене: «Смотри-ка, мы открыли магазин». Я даже не стал заморачиваться с названием и нарек его так же, как аккаунт в Instagram, который я изначально создал: «На стиле ву» (в переводе с чеченского — «Он на стиле»). А его я выбрал потому, что это было единственное свободное имя, когда я только регистрировал учетную запись.

Самое интересное, что я всегда был ярым противником комбинированных названий, в которых сочетаются чеченские и русские слова, но, как принято у нас говорить, то, над чем ты насмехался, непременно тебя настигнет. Меня точно настигло.

Это была моя ошибка. Мы слышали от наших клиентов, что вначале они к нам не заходили чисто из-за названия: думали, что у нас представлен какой-то колхоз. Сейчас мы как раз заняты ребрендингом, придумываем новое название. Теперь нам нужно стопроцентное попадание. Учитывая наше местоположение, название должно быть таким, чтобы человек захотел зайти. А дальше сотрудник ему все объяснит. Потому что по бульвару Эсамбаева ходит огромное количество людей, и мы можем получить большое число посетителей, если у нас будет хорошая вывеска и правильная наружная реклама.

Бизнес в цифрах

Нам повезло, мы нашли помещение, где уже был сделан ремонт. Белый зал с белыми натяжными потолками — нас это вполне устраивало. Мы потратили около трехсот тысяч рублей на свет и мебель — ее по моим чертежам сделал мой товарищ, поэтому обошлось значительно дешевле. Когда мы открывались, закупили товара на миллион-полтора рублей, сейчас в обороте у нас около четырех миллионов.

Аренда помещения стоит 40 тысяч рублей. Сначала было 50, но потом собственник уступил. В магазине один продавец, и его зарплата формируется по мотивационному принципу. Если он выполняет план, он получает 35 тысяч рублей в месяц, если перевыполняет — 40 тысяч, если план остается неисполненным — только 20. Такая система его устраивает, да и планы у нас пока небольшие — пока нам достаточно выходить в ноль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Надо ломать стереотип, что чеченец — колхозник»
Костюм для шефа, дартс вместо дисконтной карты, запрет на белые носки: кто и как в Грозном одевает чеченских денди

Этого сотрудника я очень ценю: он ответственный, порядочный и обучаемый. До него у нас было двое парней, которые нам не подошли. Когда мы только планировали открыть магазин, был соблазн взять красивую девушку в качестве консультанта, но все-таки я подумал, что пусть лучше будет мужчина — профессиональный и ответственный. У нас ведь все-таки другой формат: мы продаем качественные вещи по разумным ценам, и красавицы в этом деле не особо нужны. Если бы мы продавали хлам, то тогда при помощи яркой внешности мы бы попытались втюхать его покупателю.

Мой магазин необычного формата. Я ни с кем не сотрудничаю, покупаю то, что мне нравится, на скидках в Германии. В итоге, когда мы продаем товар в Грозном, цена на него бывает ниже, чем в Европе. Допустим, вещь здесь стоит сто евро, я покупаю ее на скидке за пятьдесят. Добавляю к ней, допустим, 30−40 евро, так что итоговая ее цена оказывается максимум 90. Для меня принципиально важно, чтобы цены у меня были ниже, чем в Европе.

Также у каждого артикула есть две цены — стандартная и специальная. Например, стандартная цена — 10 тысяч, специальная — 8 тысяч, то есть на 20% ниже. Если ты покупаешь одну вещь, ты получаешь ее по первой цене. Если человек покупает две или больше позиций, то приобретает все с 20% скидкой. Чтобы люди могли покупать дешевле, а мы могли продавать больше и за счет этого выполнять свой план.

Отличительная черта моего магазина — это ассортимент. Я пытаюсь покупать то, чего нет не только в Чечне, но и в России — и это несложно сделать, потому что многие европейские бренды в России не представлены. Кроме того, каждая вещь закупается штучно. То есть если человек это купит, то уже ни на ком больше не увидит.

Мы сделали рекламу по городу: две-три тысячи наклеек с QR-кодом и надписью «только для мужчин». Мои клиенты — это мужчины от 20 до 40 лет, в большей степени городские, которые любят одеваться со вкусом и не признают белые носки под черную обувь и черные штаны.

Вообще, в идеале «На стиле ву» должен превратиться в своеобразный закрытый салон, предназначенный, скажем, для 50 постоянных клиентов, чтобы работать только под этих людей.

Главное, чтобы костюмчик надел

День открытия у меня прошел довольно скромно: пришли мои друзья, знакомые, еще пригласил нескольких блогеров. Все всем понравилось. У нас ведь как: нужно, чтобы человек просто к нам зашел. Этого достаточно, чтобы сделать его лояльным. Дальше с ним уже работает мой сотрудник, и его задача — заставить человека что-нибудь примерить. Он оценивает его, подбирает ему одежду его размера и его формата. Если он примерил, все — это наш клиент. Потому что оригинальные фирменные вещи сидят классно. Ты ее надеваешь, смотришь на себя в зеркало и понимаешь — это вау!

Человек надел, увидел на себе, влюбился в эту вещь, и дальше случается то, что случилось со мной в юности в Одессе. Он выходит и думает, где бы достать на нее деньги. Да, конечно, он может уйти и купить на «Беркате» китайскую или турецкую куртку за пять тысяч. Но он видит нашу за 15−20 тысяч и спустя неделю, две, три возвращается, чтобы ее купить. Это происходит, когда вещь классная и когда твой сотрудник умеет правильно ее подобрать.

Я прямо так и ставил задачу продавцу: «Пришел человек — заставь надеть. Попроси, уговори, скажи, что тебе хочется посмотреть, как эта вещь смотрится в принципе. Главное, чтобы человек примерил». Дальше, считай, покупка совершена. Может быть, не сегодня, но он вернется за ней. И даже если не вернется, он уже лоялен, так как знает, что у нас представлен классный ассортимент. Проходя с кем-то мимо магазина, он обязательно о нас скажет. Единственный минус — не всем наша одежда по карману. Но мы надеемся и дальше работать над снижением цен.

Нужно затронуть еще и то, что в вопросах вкуса все так неоднозначно. Порой я покупаю вещь, думая, что она не уйдет, а она уходит сразу же. А однажды привез просто классные ботинки Birkenstock — известного немецкого монобренда, специализирующегося только на обуви, а их купили только через год. Не у всех эталонный вкус.

Самый провальный проект

У меня было очень много неудачных проектов. Уточню: они были неудачными финансово, но очень успешными в плане опыта. Каждая такая ошибка дает много полезных знаний для последующих шагов. Так что на все свои искания я смотрю философски.

Самым провальным для меня оказался проект интернет-магазина. Я продал свою квартиру в Грозном, провел масштабную маркетинговую кампанию, потратив на нее 180 тысяч рублей, и открыл сайт женского интернет-магазина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Чеченцев-парней официантами не беру»
Любители японской кухни в Чечне делятся на два лагеря: одни фанатеют от роллов «Бешеный лосось», другие — от «Горячего шика». И те, и другие впервые появились в ресторане Асланбека Дзеабаева

Это было время, когда люди выходили в интернет через стационарные компьютеры, в республике только-только появилась GPRS-связь, но, несмотря на это, показатель сайта достиг двух тысяч посещений в сутки. Однако у нас совершенно отсутствовал ассортимент, и его нужно было срочно пополнять. Я ездил в Москву, заключал договоры с компаниями, которые поставляли товары для интернет-магазинов. Нам нужно было 4−5 миллионов рублей, чтобы полноценно закупиться и предложить покупателю товар, но когда мы встретились с инвестором, он посмотрел на нас и сказал: «Ребята, вы с какой планеты сюда прилетели? С чего вы взяли, что наши люди будут что-то покупать в интернете?» Никто не был готов в это вложиться. Хотя у нас были большие преимущества по сравнению с конкурентами. Тогда заказанное в интернете нужно было ждать более десяти дней и, если не подойдет, возвращать. У нас доставка была в тот же или на следующий день, без предоплаты, без заморочек с возвратами — благодаря тому что мы находились в Чечне и обслуживали Северный Кавказ. Более того, мы собирались работать под особенности нашего рынка, продавая подходящую под менталитет одежду.

Но пришлось закрыться, я ушел в минус, потерял квартиру и лишился всех денег, которые у меня были. Но я пожалел об этом только один раз: когда спустя годы прочитал, что владелица одного из первых интернет-магазинов — Wildberries — стала самой богатой женщиной в России. Понял, что надо было довести это дело до конца. Это было очень перспективное направление, но я не нашел единомышленников, которые поняли бы этот рынок. Зря я тогда сдался, надо было всеми силами пытаться удержаться.

Вообще, моей проблемой в Чечне было то, что те идеи, которые у меня рождались, были немножко преждевременными для этого региона. Когда я только приехал из Одессы и говорил ребятам с телевидения: «Давайте скинемся и откроем точку по продаже шаурмы в городе», надо мной посмеялись: «Чеченцы никогда не будут есть, тем более фастфуд, на улице». А надо было делать.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия